После увольнения Р.Г. Абдулатипова с поста руководителя Республики Дагестан состоялось несколько «круглых столов», где общественность обменивалась мнениями о причинах случившегося. Выступали политические и общественные деятели всех уровней, из районов и городов, не только бывшие оппозиционеры.
Практически все выступавшие отметили наличие больших ошибок и перекосов в работе бывшего главы республики в виде попытки ввести авторитарное правление, мелочной собственной опеки над всеми и вся, недопустимо оскорбительного тона и содержания разговоров с теми, с кем он общался по долгу службы, постоянных собственных оценок вузов Республики, как деградировавших, оскорбительных высказываний, что «в Дагестане есть дипломы, но нет ученых», о лишении народа права голоса (отмены всенародных выборов), самовосхваления, нарциссизма, и, особо, многочисленных ошибок в управлении экономикой страны, возрастания коррумпированности и резкого ухудшения экономического положения в республике, падения образовательного уровня школьников из-за его исламизации при активной поддержке Р.Г. Было сказано, что 60% преподавателей школ Дагестана не имеют базового образования по предмету. который они преподают. Участники совещания говорили также о разразившихся при Р.Г. земельных, производственных (Кизляр, Дербент) и других конфликтах, в которых явно проглядывал коррупционный интерес.
Можно было бы сказать, что это – обычная российская практика, по которой после ухода власти принято ругать её носителей. Однако факты говорят о другом.
Все помнят о бесчисленных ораторствованиях РГ на всяких форумах РФ и его реляциях в Центр о том, как он «пришел, увидел, победил», «освободил дагестанцев от рабства», о выдающихся успехах его правления в экономике, подъеме производства, грандиозных планах инвестиций, о положительных фактах во всех областях жизни Дагестана и пр. и пр.
Разумеется, что Федеральный центр заинтересовался всем этим и поручил Счётной палате РФ произвести проверку. И что же?
А то, что, к сожалению, Счётная палата за период правления РГ нашла лишь отрицательные факты во всех областях жизни Дагестана и дагестанцев.
Оказалось, во-первых, что общая сумма финансовых нарушений (то есть расхищенных или не имеющих внятных фактов о том, куда они делись) денег составила ни мало, ни много почти миллиард (857 млн рублей).
Во-вторых, если сказать очень мягко, то оказались «неверными» рапорты о выполнении и перевыполнении бюджета республики. В 2016 году бюджет Дагестана был недовыполнен ни по доходам, ни по расходам. Общий объем недовыполненных расходов бюджета республики в 2016 году составил 7 млрд. рублей, причем основная часть – почти 40% из них – недодана экономике Республики, почему она так стагнировала и еле держится на ногах. Еще 19,3% недовыполненных назначений пришлось на сферу ЖКХ и 17% – на здравоохранение. В третьих, уровень дотационности остался одним из самых высоких среди таких регионов и составил 74,2%. А ведь сколько было разговоров о том, что скоро РГ избавит Дагестан от дотаций из кармана «рязанского мужика» и сделает республику донором.
В-четвёртых, все помнят об апломбных выступлениях главы Республики о наличии у него или его управленцев множества «госпрограмм», которые выведут Дагестан в передовые регионы РФ. Однако Счётная палата нашла, что все эти проекты в основном существовали на бумаге, ни одна из них не работала, и 29 из 30 этих «госпрограмм» в 2016 г. практически не финансировались.
Счётная Палата РФ нашла ещё множество всяких нарушений и в целом установила, что результатом деятельности Р.Г. за годы его правления выросли кредиторская задолженность и государственный долг, достигнув уровня 78,4% от собственных доходов бюджета, то есть, поставив республику на грань объявления банкротства.
Многие выступавшие предлагали интересные меры вывода республики из создавшегося положения. Говорилось новому главе Республики В.А. Васильеву о необходимости смены всей команды управленцев, работавшей при Р.Г. Абдулатипове, об обязательной гласности, открытости во всех делах, о необходимости создания различных общественных организациях типа «Дагестан», в которых работали бы честные деятели и держали общественность в курсе всех дел и т.д.
И здесь следует сказать о том, что очень робко звучали голоса, что первой задачей новой команды должна стать проблема борьбы с коррупцией. А ведь не мешало бы нам брать за основу исторические примеры. Особенно пример Сингапура.
Ещё в середине ХХ столетия Сингапур был одним из самых коррумпированных регионов (92% коррумпированности, последние места в рейтинге стран по борьбе с коррупцией). Здесь процветал бюрократизм, ни одно дело нельзя было решить без взятки, город был заполнен уличными бандами, процветали проституция, азартные игры и пр.
Переломил всё это Ли Куан Ю, руководитель партии «Народное действие». В 1959 года он победил на выборах, занял должность премьер-министра и немедленно приступил к наведению порядка в социальной, правовой и экономической сферах. Вот очень малое число из тех мер, что жёстко ввёл в практику этот руководитель.
Провозгласил лозунг: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников» и неукоснительно соблюдал его в течение всех лет своего правления, а позже – те, кто его сменил.
Реформы начались круто: в Сингапуре уволили поголовно всю (!) полицию. А в сингапурской полиции до прихода Ли Куан Ю многие полицейские чины находились на содержании у организованной преступности. В считанные дни была коренным образом изменена работа Бюро по расследованию коррупции (БРК), оно было наделено чрезвычайными полномочиями, получило право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционной деятельности, проверять банковские и долевые счета их и родственников всех уровней и т.д.
Исключения для высоких чинов всех видов, которые существуют ныне и существовали в России во веки веков, категорически не допускались.
В Сингапуре не осталось неприкасаемых. В тюрьме действительно оказались множество бывших управленцев и высоких лиц Сингапура.
Министерством финансов была разработана специальная антикоррупционная программа: обеспечение внезапного и многократного контроля работы нижестоящих чиновников вышестоящими; обязательная ротация чиновников, чтобы избежать формирование коррупционных связей; проведение внезапных инспекций в любом учреждении, у любого чиновника; организация такой связи с населением, чтобы каждый мог, не опасаясь за свою или родственников жизнь, сообщать в БРК или полиции о живущих не по средствам, перестройка работы СМИ, которые на первых полосах должны были освещать точные сведения о коррупционерах и о полученном ими наказании.
Ещё шаг: смена юридического правила «презумпции невиновности» на «презумпцию виновности» любого человека, который жил не по средствам. Госслужащий или его родственники обязаны были доказать, на какие деньги построены их роскошные дворцы или куплены их «Майбахи» или «Мерседесы». А, если не могут документально доказать – это автоматически расценивалось как получение этим человеком коррупционных доходов. И тогда его неотвратимо ждали штраф в 100 тыс. местных долларов, конфискация имущества и тюремное заключение от 10 лет.
Итог: к 2000 году Сингапур вышел на 5-е место по некоррумптированности всего и вся, огромные инвестиции потекли в Сингапур, невиданно возрос туризм, расцвели многочисленные отрасли экономики, город стал одним из самых безопасных и богатых регионов мира, а жители – одними из самых зажиточных граждан.
К настоящему времени новый руководитель Республики В.А.Васильев начал такую политику, которая хотя бы в малой степени напоминает сингапурскую. В тюрьме за короткий срок оказались бывшие премьер Дагестана, мэр Махачкалы, главный архитектор Махачкалы и ряд других лиц. Это уже доброе начало. Но вот как оно продолжится. Ведь нужны новые законы и личный пример: необходим закон о конфискации всего имущества корруционеров, отмена «презумпции невиновности» и требование от всех хозяев особняков Махачкалы документов о происхождении их денег. Автором этих строк на круглом столе было выдвинуто предложение, как антикоррупционная мера, лишение всех начальников «мерседесов» и позорных «мигалок», удостоверений в карманах о своей неприкасаемости. В Сингапуре сам Ли Куан Ю не ездил только по делам и на скромной машине, и все высокие и не очень чиновники были лишены служебных машин.
Сингапуризация – огромная и трудная работа. И она не должна быть компанейщиной. И уже сегодня у неё есть противники. Говорят, что бывший Р.Г. уже вовсю выступает в СМИ против даже начавшейся небольшой новой части политики В.А. Васильева. Но такую работу надо вести и вести, годами и десятилетиями. Всем без исключения, начиная с самых высших чиновников, должны перейти на скромный образ жизни, объяснить полиции, откуда у них роскошные дворцы, несколько машин, каждая из которых стоит как хороший дворец, и многое, многое другое.
Пойдут ли наши политики на это? А без этого разговоры об исправлении положения в Дагестане – есть пустые разговоры, за которыми никогда не будет дел. Чрезвычайно непонятным во всей этой истории является то, что Р.Г. за его «труд», кончившийся банкротством Дагестана, наградили высоким орденом и дали пост по надзору за Каспийским регионом.
Проф. Ибрагим Ахмедханович Шамов