Разрешите поприветствовать ещё раз всех присутствующих в зале и высказать пожелание, чтобы наша встреча прошла не формально и чтобы состоялся конструктивный диалог, способный в какой то мере повлиять на решение многих болезненных проблем нашего региона.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что Северный Кавказ в наши дни превратился в наиболее опасный регион в Р.Ф. По мнению экспертов московского центра Карнеги, для России наступило «время Юга», то есть период, когда события на Кавказе из периферийных превратились в центральные, а иногда в определяющие для различных сфер российской политической и общественной жизни. В подтверждение этого достаточно только вспомнить последние события в Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии.
Бесспорно, оправдан и высокий уровень обсуждения рассматриваемой проблемы, поскольку она затрагивает крайне болезненные и вместе с тем чрезвычайно важные стороны общества, от которых напрямую зависит жизнеспособность российской государственности на Юге страны. Вместе с тем полагаем, что более правильно и продуктивно тема нашего совещания может быть раскрыта только в том случае, если мы рассмотрим ее в контексте национальной политики, проводимой властными структурами современной России.
Первый тезис, который мы хотели бы предложить национальной политики, которая отвечала бы политическим реалиям и решала бы сложнейшие задачи многонационального российского общества, у властных структур современной России просто-напросто нет. Дело в том, что вряд ли национальной политикой можно назвать ту политику, которая совершенно не учитывает интересы государствообразующего русского народа, численность которого превышает 80 % от всего населения РФ. В Конституции РФ слова «русский народ» даже не упоминаются. Русские не являются ни субъектом, ни объектом так называемой национальной политики, это очевидный и бесспорный факт. Выделение комплекса вопросов по положению русского населения действительно является кричащей необходимостью. поскольку его самочувствие как государствообразующего этноса напрямую определяет безопасность и целостность российского государства. Социологические опросы фиксируют, что русские на Юге России страдают от проявлений национализма по отношению к себе в 8 раз чаше, чем проявляют его сами.
Как известно, вся деятельность российского руководства постсоветского периода до прихода к власти В.В. Путина была открыто антипатриотической, антигосударственной и антирусской. Следствием этого стало то, что в России после развала СССР уровень и качество жизни подавляющей массы населения резко ухудшились, смертность превысила рождаемость, минимальная заработная плата и пенсии стали в несколько раз ниже прожиточного минимума, что на практике привело к экономическому геноциду, к уничтожению руководством страны своего собственного народа, особенно русского. В этой связи представляется уместным привести оценку известного российского социального философа и политолога А.А. Зиновьева, к сожалению, недавно ушедшего из жизни. Давая оценку в последние годы своей жизни государственному режиму в России как криминально-капиталистическому, он с болью писал, что все то, что делают эти люди, есть убийство русского народа и убийство России как русского государства. (См.: Зиновьев А.А. Куда делся советский народ. Родная газета, 2003, №11, июль).
Второй тезис, тесно связанный с первым к числу наиболее болезненных проблем современной России по праву можно отнести отсутствие самоопределения русского народа в своих национальных целях. Россия сегодня находится в глубоком кризисе национальной идентичности. Это не только проблема русского народа, но это и главный раздражитель для других народов России. Когда ведущий не знает, куда он идет, начинается самоопределение ведомого в своих целях и задачах, что в конечном счете и содержит угрозу самому государству, объединяющему эти народы. В связи с этим полагаем необходимым подчеркнуть, что в основе российской идентичности лежит национальная идея русского народа, идея русской государственности. И главную ответственность за сохранение этой государственности несет сам русский народ. Вместе с тем приходится констатировать, что в нашей стране создана изощренная политическая система, когда интересы основного государствообразующего народа игнорируются, а в политике государства представлены интересы других народов и этнических групп, в большей степени тех, кто уже имеет свою государственность за пределами РФ (азербайджанцы, грузины, армяне, евреи).
Полагаем, что многие трагические события XX века для русского народа и других народов, некогда входивших в Советский Союз, были вызваны тем, что в годы большевизма и распада СССР в 90-е годы из российской государственной политики была «вытравлена», как говорится, каленым железом идея русскости этой государственности. Тем самым был утерян главный ориентир, скреплявший некогда российское государство, он был заменен показавшей свою несостоятельность идеей советского народа, а затем идеей многонационального российского государства, которая и сегодня может привести к новому развалу государства.
Если обратиться к многовековой истории российского государства, то нельзя не видеть, что успешность ее развития в прошлом во многом была обусловлена тем, что Россия всегда позиционировала себя как государство русского народа. Именно отход от этого обернулся в XX в. национальной катастрофой.
Как известно, в современном мире нет уже однонациональных государств, практически все страны мира многонациональны. Но среди них практически нет ни одного государства, которое бы обозначало себя как многонациональное, если численность государствообразующей нации составляет более восьмидесяти процентов населения страны. Кроме России.
На наш взгляд, сегодня кричащий проблемой является необходимость более четкого определения, как в общественном сознании, так и законодательно, путем внесения соответствующих поправок в Конституцию, роли русского народа как государствообразующей нации страны, которая несет ответственность как за единство и целостность страны, так и за её будущее.
Последние события в Кондопоге и в Ставрополе показали всю опасность для власти игнорирования проблем, возникающих из межэтнических отношений, порождённых, в том числе, и неконтролируемой миграцией.
Пока еще не утрачено окончательно последнее доверие к способности властных структур решить эти проблемы и понимая, что большинство из них решается на высших этажах политической власти в Москве, полагаем необходимым довести до них следующие требования:
- остановить дальнейшее ухудшение положения славянского населения на Юге России и защитить его права;
- признать русофобию и вытекающие из этого все оскорбления и унижения русских серьезным преступлением и рассматривать его наравне с другими расизмом и антисемитизмом;
- кардинально изменить национальную политику, сделав русских, соответственно, и субъектом, и объектом этой политики;
- внести изменения в Конституцию РФ и вписать норму о русском народе как государствообразующем, несущем ответственность за благосостояние и других народов страны.
Сознавая всю ответственность за сохранение межнационального мира и согласия в нашем регионе и не будучи заинтересованы в проявлении экстремистских действий, мы полагаем, что принятие этих требований будет способствовать укреплению российской государственности, уменьшению влияния пагубного социального пессимизма русских людей, создаст необходимые духовно-политические предпосылки для предотвращения катастрофического вымирания нации, защиты ее интересов в стране и за ее пределами. В связи с этим хотелось бы заявить следующее. На какую помощь русского народа могут рассчитывать народы Северного Кавказа, когда он сам поставлен в такое унизительное и бедственное положение. Его проблемы, это и ваши проблемы, поскольку деградация и вымирание русского народа неизбежно негативным образом скажутся и на вашем положении.
И, завершая выступление, хотел бы подчеркнуть без решения проблем русского народа у российской государственности нет будущего. И только в союзе с русским народом народы Кавказа могут обеспечить себе мир и согласие.
Выступление на 5 конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» октябрь 2007 г.
Передерий С.В.
доктор политических наук, профессор
г. Пятигорск