В Эстонии состоялся военный парад в честь 90-летней годовщины независимости, которую российская провинция Эстляндия получила в 1918 году. Свою независимость Эстония всегда использовала как-то странно…Власти Таллинна бережно хранят традиции 1918 года, когда международный авантюрист Меир Валах (позднее ставший министром иностранных дел СССР под псевдонимом Максим Литвинов!) через Ревельский порт сбывал привезенные из Москвы бриллианты. Якобы «для прокормления голодающего пролетариата». Ему, конечно же, приходилось платить «отцам независимой Эстонии» за свободу своих рук. И сегодняшняя Эстония неплохо себя чувствует, несмотря на инфляцию, благодаря тому, что на ее территории утекающие из России миллиарды попадают в филиалы шведских банков. А Швеция то самое «окно», через которое российские капиталы все же вползают в Европу, несмотря на официально объявленную Евросоюзом нежелательность экспансии «слишком крупных» российских компаний на территории Сообщества.
Шведам в Эстонии принадлежит 52 процента всей экономики. И капитал, что вроде бы именуется финским, чаще всего тоже шведский.
Сообщение Stringer о таинственном визите в Таллинн, совершенным первым зампредом ЦБРФ Андреем Козловым незадолго до его гибели, вызвало бурю эмоций в Эстонии. Русскоязычный портал «Дельфи», пересказавший сообщение, уже в первые сутки получил более ста разнообразнейших комментариев. Оценки поведения таллиннских властей, в основном, сводились к припеву из песенки Розенбаума: «Вор вору всегда поможет!» Мол, сказанное в очередной раз доказывает, что Эстония – всего лишь «банановая республика».
Пока толком неясно, чьи же корсчета закрывал в филиалах шведских банков покойный г-н Козлов. Если речь шла о счетах частных банков, и он реально боролся с отмыванием денег – его сверхурочная работа была подвигом. Если же он трогательно заботился о «левых деньгах» родного ЦБ РФ, он совершал должностное преступление. И тогда его таллиннские коллеги – соучастники преступника.
Интересы банкиров Москвы и Таллинна тесно переплелись еще во времена «поющей революции», когда Горбачев торопился спонсировать перестройку на «национальных окраинах» и в странах социализма, не жалея быстро таявших валютных резервов Внешэкономбанка. Лидеры первого в СССР Народного Фронта Марью Лауристин и Эдгар Сависаар получали крупные суммы на организацию митингов задолго до того, как финансирование уличных акций освоила Юлия Тимошенко. К началу 1992 года, когда Борис Ельцин вынужден был «заморозить» все счета ВЭБа, в Таллинне возник ВЭБ-Фонд, куда, по неофициальной информации, были переведены деньги «распиленного» банка. Едва какие-нибудь очередные страдальцы вспоминали про «свои кровные», замороженные в Москве, и пробовали подключить власти уже независимой страны к выяснению отношений с «великим славянским соседом» руководители Банка Эстонии из кожи вон лезли, чтобы никакие судебные иски не вышли бы за черту Таллинна.
Наш эстонский информатор утверждает, что, якобы, диспетчером коллективного «распила» был обитающий ныне в Лефортовском бизнес-центре заместитель министра финансов Сергей Сторчак. Во всяком случае, московские «лоббисты» незадолго до ареста Сторчака предлагали нашему информатору организовать с ним встречу «всего за пятнадцать штук зеленью».
Отношения Банка Эстонии и Банка России никак не омрачила даже скандальная история с миллиардами рублей, изъятыми в Эстонии из обращения при введении национальной валюты кроны.
В «советские» годы каждая территориальная контора Госбанка ССР имела право печатать рубли в объеме тех «зарплат», что платились людям на данной территории. Но вместо того, чтобы вернуть все рубли Москве в знак ухода из «рублевой зоны», уходящие в независимость эстонцы продали рубли чеченцам. История эта получила огласку после того, как министр социального обеспечения Марью Лауристин вдруг сообщила, что на счет ее министерства «откуда-то свалился миллион долларов!». Это был тот самый миллион, которые чеченцы заплатили за покупку русских рублей.
Москвичи для приличия слегка поворчали на таллиннцев. Но привычным каналом «отмыва» денег жертвовать не стали.
В Пярну прошел военный парад по случаю 90-летия провозглашения независимой Эстонии.
Было много торжественных речей. Но никто из ораторов не вспомнил, какая часть вооружения, закупленного в 1992 году в Израиле «для перехода Сил Самообороны на стандарты НАТО», не доехав до Таллинна, оказалась у чеченских сепаратистов. Вместе с русским рублями, уже ненужными Эстонии.
Stringer Л. Очерняев
- По теме:
- эстонская дыра в российской банковской сфере
эстонская дыра и финансирование терроризма