Истории современной России

  • Post category:Статьи

«Однажды одержанная победа укрепляет человека на всю жизнь».

Маршал Георгий Жуков

Обманутые вкладчики – социальное явление постсоветской России. На них, возможно, и не обращали бы внимание, если бы их не было так много и их несчастье не было бы столь вопиющим. Разными способами эти, оказавшиеся по вине негодяев, люди, пытаются найти правду. Случай, о котором рассказывается ниже, имел место в городе Москве. Все было именно так, как и написано. Не больше, не меньше.

Счастливый собственник.

Все началось с того, что Марина Ермакова решила купить себе квартиру. Подыскать подходящий дом не составило труда. Вот он стоит, красивый, строительство кипит, все рядом: и работа, и родные, и школа для сынишки. Риелтеры обещали сдать дом в срок – в четвертом квартале 2003 года, строительство велось уже на одиннадцатом этаже. До вожделенной жилплощади рукой подать. Марина продала свою квартиру, в которой тогда жила и выписалась оттуда. Покупатели оказались людьми порядочными, они позволили пожить ей с сыном некоторое время в старой в квартире до того времени, когда сдадут новый дом. Но все оказалось не так-то просто…

Марина, как человек острожный, прежде чем купить жилплощадь, узнала кто заказчик, кто застройщик, кто генподрядчик строящегося дома. Все организации казались солидными, и только генеральный инвестор не внушал доверия.

Дом быстро достроили. Но случилась ошеломляющая неожиданность. Сын Марины, который учился в ближайшей к новому дому школе, однажды, придя домой, заметил, что никакого строительства в их будущем «дворце» не ведется вообще, а дежурит только охрана. Это насторожило нашу героиню, и она решила поговорить с охранниками и поразилась услышанному. Оказывается, строители, поставив коробку, ушли, потому что им инвестор не платил денег. Марина, потрясенная, немедленно начала расследование. Очень быстро стала известна безжалостная правда: предстоит долгая судебная тяжба. У инвестора денег нет, когда будут не известно, скорее всего никогда. Молодая женщина на себе испытала, то, что испытывали до нее сотни и сотни тех людей, которых называли обреченно и сочувственно – обманутые вкладчики.

Первые трудности

Долг инвестора перед строителями составлял сумму в два миллиона долларов. Панели, приобретенные у фирмы «N» были не оплачены. Нужно было что-то делать, и Марина написала письмо на телевидение. Письмо получилось таким эмоциональным, что телевизионщики откликнулись мгновенно. Положение же было просто кошмарным: одна квартира продана, другой нет, молодая женщина оказалась с ребенком на улице, бездомной, да и еще и без прописки. Отснятый репортаж показали по телеку. Получился небольшой резонанс, но это не решало проблемы. Нужно было во что бы то ни стало найти инвестора, что оказалось очень сложно. Пришлось вычислять его «шпионским» путем: прийти на стройку, сперва узнать городской телефон стройки. Потом вернуться домой, позвонить на стройку и, представившись большим начальником, попросить строгим голосом телефон инвестора. «Операция» удалась, телефон дали. На вопросы взволнованной вкладчицы, важный дядя-инвестор говорил вежливо, много и бессвязно, но от встречи, однако, отказывался. Деваться было все равно некуда, и Марина взяла его звонками на измор. Дядя, уставший скрываться от назойливой клиентки, согласился встретиться. А при встрече, сделал все, чтобы хоть как-то умилостивить и успокоить почти отчаявшуюся женщину. Но все его слова оказались пустым звоном.

Первые союзники

Время шло, дело стояло. Пришлось беспокоить чиновников. Их ответы оказались до смешного пустыми и бессмысленными. Нужны были нестандартные действия. Марина решила провести пикет у Префектуры Северо-Восточного административного округа г. Москвы. Написала заявку и получила согласие. На пикет пригласили журналистов. Собралось человек семьдесят. К пикетчикам вышли представители Префектуры. Так появились первые союзники.

Операция «Документация»

Но вскоре возникла проблема, от решения которой зависело все. Дело в том, что была компания заказчика (кроме компании заказчика-застройщика). Инвестор платил ей только за оформление документов. Но поскольку сотрудники уже давно не получали никакой зарплаты, компания заказчика могла развалиться со дня на день. Два человека, которые там еще худо-бедно что-то делали, работали только потому, что надеялись, что им отдадут долг. Марину поразила страшная мысль: если заказчик исчезнет, что будет со всей документацией?! Она с неизбежностью пропадет, а это уж точно конец!

У заказчика был договор с генподрядчиком, а у генподрядчика договор с «N», которому генподрядчик должен «до конца дней». «N», естественно, должен подать в суд на генподрядчика за неуплату, а генподрядчик привлечет к ответственности заказчика, который должен заплатить и за панели и за монтаж. Суд с неизбежностью заказчиком бы проигрывался. Но денег-то у заказчика все равно нет, значит, выход один: опечатать все движимое и недвижимое имущество. А в недвижимом вся документация! Без документов, и ежику понятно, дом никогда не сдать.

Кровь из носу нужно было раздобыть документацию. Простым путем здесь не пойдешь. Началась операция «Документация» с элементами детектива, авантюры, героями и бесшабашной смелостью. Наша героиня выяснила, где находится уже опечатанный офис заказчика, приехала туда под завесой темноты с верным другом и соратником, вскрыла офис и за короткое время вытащила всю исходно-разрешительную и рабочую документацию по своему дому.

Операция «Засада»

Каждый четверг, к одиннадцати часам утра инвестор приезжал к строящемуся дому. Чтобы познакомить инвестора с теми людьми, которые заплатили за будущие квартиры, Марина пошла на остроумный шаг, который можно было бы назвать «засадой на инвестора». Разыгрывалась целая пьеса. Покупатели к дому в назначенное время и спрятались в ближайшем лесочке, чтобы не спугнуть важного дядю. Приглашенные журналисты тоже схоронились в сторонке. Когда инвестор подъехал и вышел из машины, толпа собственников и журналисты по команде Марины неожиданно вышли из леса. «Бедный» инвестор, заметив возникшую, как из под земли толпу, не нашел ничего лучшего, как бегом заскочить в подъезд и запереться там, для пущей надежности поставив охранников. Спорить с охранниками люди не стали, а сделали вид, что уходят. На это-то и клюнул наш инвестор. Как только он вышел из подъезда и направился к машине, тут-то его и поймали. Людям, которые оказались в крайне тяжелом положении, было что ему сказать. Многие оказались без жилья, купили квартиры на последние деньги, жили в чудовищных условиях, хранили вещи в гаражах, на дачах, у знакомых, родственников. А ведь прошел год, как дом должны были сдать. Инвестор оправдывался, как мог, обещал, клялся, божился. Но, как показало будущее, все в пустую.

Новый заказчик

На руках оставалась документация по дому. А что с ней делать? Непонятно! И тогда Марина совершила поступок, на который осмелились бы только две категории лиц: сумасшедшие, или герои, правда, тоже не вполне адекватные… Она решила взять на себя функции заказчика! Люди, на глазах которых разворачивалась вся эта нереальная, но имевшая место в жизни история только разводили руками.

Итак. Инвестор на контакт уже больше не шел. А дело приближалось к зиме. Скоро нужно начинать отопительный сезон. За год простоя без отопления в квартирах дома отлетели обои и косяки. Ни одна комиссия такое здание не примет. К счастью, субподряд вели ДСК-3. Специалисты этой организации помогли разобраться с документацией. Функции заказчика вообще очень дороги, при том, что множество необходимейших работ не выполнено! Одна из самых важных и нужных – отопление.

Чудо за неделю!

Марина услышала по радио прогноз погоды и ужаснулась: через неделю стукнут настоящие московские трескучие морозы. Вопросом допуска к теплу занимается организация Мосэнерго «Тепловые сети». Наша героиня приехала в эту солидную организацию, чудом, без предъявления какой бы то ни было бумажки, прошла бдительную суровую охрану, и, назвавшись секретарю в приемной работником префектуры, попала к директору. Зашла в кабинет и резанула с ходу: «Руслан Андреевич, я ни в какой префектуре не работаю!» И тут же в голос заревела. Пораженный директор, усадил свою посетительницу, налил воды, и, выслушав бедную женщину, пошел навстречу: дал документ, на котором написал распоряжение для «ЦОПэнерго». В «ЦОПэнерго» не могли понять, что происходит. Заключение договоров на теплоснабжение длится месяцами, более того, договор должно и может заключать только МИСИ, т.е. абонент. Марина, как обычное физическое лицо, не могла заключить его ни при каких обстоятельствах. Но благословение Руслана Андреевича, хоть и удивительное в этом положении, все же оказалось решающим. В МИСИ нашей героине дали доверенность, Марина набрала кучу документов и за четыре дня получила допуск к подключению дома к тепловым сетям. Тепло дали в тот день, когда стукнул мороз.

Первое собрание

Настал час, когда нужно было собирать людей. Первое собрание провели в средней школе при большом количестве народа. Марина почти два часа рассказывала ошарашенным собственникам что же происходит на самом деле и объявила, что очень скоро возникнут проблемы, которые потребуют немалых денег.

Нужно было «скинуться» и только на расчетный счет. Решили создать юридическое лицо – ТСЖ (товарищество собственников жилья). Люди поддержали Марину во всем, и она поняла, что можно серьезно впрягаться в работу. Деньги на создание ТСЖ попросили у генерального инвестора. То ли совесть его заела, то расчет, но деньги он дал. ТСЖ зарегистрировал, но поступил несколько странно: председателем правления поставил своего человека, на что собственники не могли согласиться никак. Доверить банковский счет, которым распоряжался бы чужой и неизвестный никому человек было невозможным. Председателем единогласно избрали Марину Ермакову.

Операция самозахват

Инвестор вскоре «отвалился» окончательно, а на горизонте замаячила новая напасть: стали доходить слухи, что дом в любой день могут арестовать. Марина узнав об этом, в первый раз скрыла это от людей. Но известие ее потрясло. Проведена колоссальная работа, победа уже казалась близкой, возможной, ощутимой и вдруг катастрофа! Квартиру больше не купить никогда! Эта мысль гвоздем засела в голове. Но вместе с потрясением, пришло решение стоять до конца! И опять был найден смелый, необычный, и, как показало время, единственно верный выход.

За два дня до предполагаемого ареста дома, в субботу, Марина Ермакова, собрала собрание собственников. Скрыв по чисто психологическим причинам грядущую беду, смелый председатель ТСЖ заявила людям, чтобы они немедленно входили в дом и приступали к ремонту своих квартир. Шаг этот был чрезвычайно рискован, ведь дом еще не сдан, но в нем есть вода, тепло и свет (к тому времени договор с Мосэнерго уже был заключен). Что-то подсказывало, что дом, в котором находятся люди, арестовать никто не решится. Так и случилось. Зато работа в доме закипела в невиданных масштабах.

Неожиданные трудности

Тем временем охрана, которой инвестор задолжал, вдруг решила никого не впускать в дом. Но и тут Марина не растерялась. Оказалось, что у охраны не было никаких документов. Тогда чоповцев «попросили» с помощью милиции. Тут же начались далеко не шуточные угрозы по телефону. Ночью Марина позвонила инвестору и потребовала у него оплатить долг ЧОПу. Долги погасили.

А дом кипел как муравейник. 9 мая, в этот светлый день, маленькая семья Ермаковых вселилась в свою квартиру. Жить тогда уже было негде.

Лифты

И проблемы нахлынули со всех сторон. Ошалевшим от радости новоселам нужно было объяснять почему нельзя трогать несущие стены, почему нельзя высыпать строительный мусор в канализацию, почему вообще нужно убирать за собой этот мусор. А тут еще лифты! Их еще не сдали, монтажники в 2002 году поставили их, а шел уже 2005 год, т.е. истекал гарантийный срок. Пришлось идти в Мослифтмонтаж, просить подтверждения, что лифты в нормальном состоянии. В Ростехнадзоре вообще не хотели и разговаривать – почему это председатель ТСЖ занимается вводом лифтов в эксплуатацию? Но главный аргумент работал безотказно: все необходимые бумаги есть, какая вам разница кто это делает? Вскоре выяснилось, что Марине нужно стать и ответственной за лифты! Пришлось пойти учиться на курсы…

Свершилось!

Эксплуатация дома – наука. За домом необходимо постоянно ухаживать, им нужно заниматься. Некоторое время, например, Марина, за неимением уборщиц, сама подметала лестницы вместе с сыном. Люди оплачивали коммуналку, но как организовать систематическую работу? ТСЖ пробовало сотрудничать с эксплуатирующей организацией, но она заломила такую сумму, что ни о каком сотрудничестве не могло быть и речи. Тогда товарищество собственников само стало управляющей компанией. Составился алгоритм работы, и все постепенно наладилось.

Дом приняли 30 сентября 2005 года. Жители в этот день написали на асфальте перед домом надпись буквами с человеческий рост: «ДОМ СДАН. МАРИНЕ УРА!» Двухлетняя борьба, которую вела в одиночку одна женщина против гигантских монстров, закончилась победой. Сто тридцать шесть семей получили долгожданное жилье. Когда шла эта борьба, никто не относился к ней серьезно. Подумаешь, ходит тут какая-то ненормальная! Подпишем бумаги, все равно у нее ничего не выйдет! Самым большим открытием, которое сделала эта удивительная женщина для себя, это то, что на свете замечательных людей больше, чем можно предположить.

Антон Аннин