В Сербском посольстве в Москве состоялась презентация монографии А.Ю. Хошева ‘Косово и Метохия в отношениях Русской и Сербской Православных Церквей в последние годы жизни Патриарха Сербского Павла (1999-2009)’ (М., 2019). Как следует из названия работы, в ней освещается тема русско-сербских церковных контактов указанного десятилетия новейшей истории с точки зрения роли Русской Православной Церкви в деле оказания помощи косовским сербам и сохранения культурного и исторического наследия Косово и Метохии.
Несомненно, тема славянского братства и единства по-прежнему крайне важна и актуальна сегодня, особенно когда речь идет о братском сербском народе и о героическом и многострадальном косовском крае. Как известно, отстаивание Югославией своего исторического права на Косово, вопреки незаконным албанским притязаниям (получившим поддержку ЕС и руководства НАТО), послужило поводом для развязывания против нее военных действий. В этой связи любопытно признание американского представителя в ОБСЕ, сделанное в роковом 1999 г.: ‘То, что происходит сейчас на Косове и вообще в бывшей Югославии, – это вовсе даже не конфликт сербов с албанцами или иными их соседями, но столкновение Уолл-Стрита с Византией’.
Иными словами, за албанскими головорезами в Косово всегда стояла та или иная третья сила. На основании даже некоторых фрагментарных архивных свидетельств, вскользь приводимых в монографии А.Ю. Хошева, хорошо видно, что действия албанцев здесь неизменно основывались на лжи, подлогах, насилии и жестоких убийствах, поэтому у них нет и не может быть никаких прав на Косово прежде всего с нравственной точки зрения.
По нашему убеждению, автору следовало бы подробнее разобрать историю данного вопроса в своей книге, иначе неподготовленный читатель может быть невольно введен в заблуждение, решив, что албанцы вправе претендовать на Косово чуть ли не наравне с сербами. Полагаем, что наиболее емкой и исчерпывающей оценкой здесь является высказывание авторитетного отечественного сербиста И.М. Числова, отмечавшего, что ‘в перерыве между турецкой и американской оккупацией геноцид славян на территории Косово и Метохии осуществлял кровавый режим Иосифа Амброзо Тито и Моше Пияде, поставивший себе целью в корне изменить этническую ситуацию в крае’. Данная цитата взята нами из послесловия к книге секретаря Священного Синода Сербской Церкви, протоиерея Саво Йовича ‘Этническая чистка и геноцид славянской культуры на Косове и в Метохии’ (М., 2014). Показательно, что А.Ю. Хошев упоминает данный труд в своем библиографическом списке, однако, похоже, так и не удосужился ознакомиться с ним. (Даже само название работы он почему-то сокращает: опущен союз ‘в’ в полном наименовании края – ‘на Косове и в Метохии’. – Авт.). Между тем это важно, поскольку данный вариант названия края можно считать наиболее верным – вопреки навязываемому демократическими СМИ политизированному штампу ‘в Косово’ (по аналогии с выражением ‘в Украине’, ср. также – ‘на Куликовом поле’. – Авт.). Видимо, из-за подобной небрежности не удалось избежать и досадной фактической ошибки, вследствие чего во введении к работе кончина Патриарха Павла неверно датирована 2010 годом.
Кроме того, в книге А.Ю. Хошева четко прослеживается стремление обойти вниманием труды серьезных исследователей (И.Ф. Прийма, И.М. Числов, И.А. Чарота и др. – Авт.), а второстепенные или политизированные авторы, пришедшие в науку из различных ‘международных структур’, наоборот, представлены в качестве ‘крупных специалистов’. А.Ю. Хошев приводит в работе цитаты из многочисленных выступлений церковных иерархов и представителей ОВЦС по сербской проблематике в различных аудиториях, активно привлекая материалы периодической печати, архивные документы из сербских и русских церковных источников. Данный метод, безусловно, плодотворен, однако исследователю было бы нелишним углубиться в анализ цитируемого материала, а также более отчетливо прояснить свою позицию по существу того или иного затрагиваемого вопроса. Например, говоря о посещении международной христианской делегацией сербской столицы, автор сообщает о встрече Слободана Милошевича и Виктора Черномырдина, ‘с которым состоялся обмен мнениями и информацией о предпринимаемых миротворческих усилиях’, но нигде не упоминает о подлой и предательской роли последнего как пособника натовских агрессоров в ходе войны и последующей оккупации Косово и Метохии.
Со своей стороны нам тоже пришлось расставить некоторые акценты, обратившись к автору с вопросом: почему в работе напрочь замалчивается сербское сопротивление, оказанное на Косове и в Македонии силам НАТО, осуществлявшим на территории Югославии наземную операцию, равно как и то, что Косово по-прежнему de facto остается сербским во многом благодаря именно Патриарху Павлу, в свое время призвавшему свою мужественную паству не покидать родных очагов? На это последовал сбивчивый ответ А.Ю. Хошева: он, мол, не является специалистом в военной сфере и сосредоточился на изучении сугубо церковных связей. Между тем подобных свидетельств очень много как раз у духовных авторов: и в упомянутой выше книге о. Саво Йовича, и в книге свидетельств и дневниковых записей митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) ‘Летопись нового Косовского распятия’ (которая также числится у нашего ‘исследователя церковных связей’ в списке литературы. – Авт.) Упомянем лишь один очень характерный эпизод, приводимый владыкой Амфилохием: в записи от 7/20 июня 1999 г. описывается подвиг 38-летнего лесника Милоша Чирковича. Этот отважный сербский воин в селе, уже оставленном его жителями, держал оборону в течение семи дней, переходя из одного покинутого дома в другой, и уничтожил более восемнадцати албанских боевиков, которые держали его в осаде и атаковали днем и ночью. Самого Милоша обнаружить так и не удалось, однако в записи о его смерти подчеркивается, что ‘в одном не было сомнений: перед тем, как погибнуть, он дорого взял за свою геройскую голову:’.
Отмечая положительные аспекты работы А.Ю. Хошева, подчеркнем, что сам вектор исследования, безусловно, верный. Необходимо только более смело и честно говорить о том, как и почему с молчаливого согласия мирового сообщества продолжают разрушаться сербские храмы и монастыри (подлинные шедевры средневековой архитектуры не просто балканского, но поистине общеевропейского масштаба), уничтожаются уникальные фрески и подвергаются поруганию православные святыни, несмотря на то что по закону они по-прежнему находятся под защитой ЮНЕСКО?
И, конечно же, нельзя извращать и затушевывать сербский героизм, искажая традиционный образ братской Сербии, уже сложившийся в русском сознании. Впрочем, последнее – явно невыполнимая задача для любых фальсификаторов. Славянская правда неминуемо восторжествует, поскольку здесь и сейчас является неотъемлемой частью правды Божией.
Е.А. Осипова, кандидат филол. наук, старший преподаватель ПСТГУ
Источник – Русский Вестник