‘Дранг Нах ÓОстен’ (нем. Drang nach Osten – ‘натиск на восток’) – захватническая политика западных стран, прежде всего Германии, Австрии и Италии, против славянских народов, сопровождалась геноцидом славянского населения и захватом славянских территорий.
Завоевательные походы в земли славянских и прибалтийских народов были (наряду с походами на юг, в Италию) главнейшим направлением внешней политики Германского феодального государства X-XIII вв. Немецкое феодально-колониальное наступление в течение X-XIII вв. привело к последовательному расширению границ немецких владений за Эльбу, Вислу, Неман и Западную Двину. Жертвами этой захватнической политики стали полабские славяне, пруссы, латыши и эстонцы. Завоевание сопровождалось истреблением коренного населения, частичной его германизацией (полабские славяне, пруссы), захваченные территории заселялись немецкими колонистами. Завоеватели нанесли значительный ущерб также Польше, Чехии, Литве и Руси. Активную роль в завоевании славянских и прибалтийских земель играла Католическая церковь, прикрывавшая захватнические цели немецким феодальным религиозным лозунгом борьбы за ‘обращение язычников’.
В покорении народов Прибалтики главную роль играли немецкие духовно-рыцарские ордена – меченосцы, Тевтонский орден и восточное его ответвление – Ливонский орден. Завоеватели встречали ожесточенное сопротивление и не раз терпели поражения, но преграду их продвижению первой воздвигла Русь – разгром немецких рыцарей в Ледовом побоище 1242 года закрыл для них дорогу на восток. На территории полабских славян возникли немецкие феодальные княжества (Мекленбург, Бранденбург, отчасти также Саксония и др.). Обширные территории в Прибалтике захватил Тевтонский орден, который высасывал соки из покоренных народов, в течение двухсот лет грабил литовскую Жимайтию, непрестанно угрожал Новгородско-Псковской земле, воевал против Польши. В Грюнвальдской битве 1410 года ордену был нанесен сокрушительный удар. С XVII в. экспансию на восток стало осуществлять Бранденбургско-Прусское государство. Экспансионистская политика Бранденбургско-Прусского государства, буржуазно-помещичьих кругов Пруссии, а затем империалистических кругов фашистской Германии в отношении стран Восточной Европы явилась фактическим продолжением политики ‘Дранг нах Остен’.
Немецкий ‘Дранг нах Остен’ находил идеологическое оправдание в трудах немецких реакционных историков и политиков. Уже немецкие средневековые хронисты (Видукинд, Титмар Мерзебургский, Гельмольд, Петр Дусбургский и др.) славословили рыцарский разбой, истребление славян и прибалтийских народов и захват их земель. Возникшая у средневековых хронистов идея культуртрегерской миссии немцев в Восточной Европе в 60-х годах XIX в. была распространена пангерманистами на русских и на Россию. Университетские ученые из Пангерманского союза, такие зачинатели немецкой геополитики, как Ф. Ратцель и К. Хаусхофер, основатели ‘остфоршунга’ Т. Шиман и др., стояли у истоков современной концепции ‘натиска на восток’. Славян стали изображать дикарями, лишенными самостоятельной культуры и способностей к государственному творчеству, Россию – как страну, издревле враждебную ‘Европе’, ‘европейской цивилизации’, Германию же – напротив, как ‘организатора Европы’, а Тевтонский орден – как европейского культуртрегера, как некое олицетворение славяно-балтийско-немецкой ‘общности судеб’.
Прусско-юнкерская концепция ‘натиска’ широко использовалась Германией во время Первой мировой войны. Дополненная антирусскими лозунгами, геополитикой и расизмом, она нашла своего трубадура в лице О. Шпенглера, а затем стала ‘символом веры’ германского фашизма. А. Гитлер писал: ‘:если хотеть земель (Grund und Boden) в Европе, то в целом этого можно достигнуть только за счет России. Тогда новая империя должна вновь двинуться в поход по пути прежних рыцарей Ордена, чтобы немецким мечом добыть пашню немецкому плугу, нации же – насущный хлеб’ (Hitler A. Mein Kampf. Munchen, 1933. S. 154). Фашистские историки (Г. Обен, А. Бракман, И. Халлер и др.) распространяли взгляды о якобы ‘исконных правах’ Германии на Восточную Европу, готовя германское общественное мнение к борьбе за мировое господство.
Провал попыток Запада установить свое мировое господство (разгром в Первой и Второй мировых войнах) и изгнание немецких агрессоров с завоеванных ими земель на востоке Европы нанесли удар по концепции ‘Дранг нах Остен’, основанной на пропаганде идеи о культурном и расовом превосходстве немецкой нации. Современные славянские историки разоблачают псевдонаучную сущность фашистской системы взглядов, включая и концепцию ‘Дранг нах Остен’. Однако в условиях усиления милитаризма в Западной Германии возрождается старый лозунг ‘Дранг нах Остен’: он становится официальной политикой антирусских, антиславянских кругов Германии, стержневой идеей современного германского ‘остфоршунга’. Однако, понимая, что настаивать на утверждениях, безнадежно устаревших, – значит обрекать себя на быстрое поражение в идейно-политической борьбе с Россией, современные германские ‘остфоршеры’ прибегают к маскировке. В сочинениях В. Шлезингера, Г. Людата, М. Хельмана, Г. Штекля и ряда других влиятельных историков Германии выдвинут и отстаивается взгляд, будто ‘натиск на восток’ немецких феодалов – это ‘историческая легенда’, а в действительности было лишь вызванное перенаселенностью ‘восточное движение’ немецкого народа, приведшее (не без применения силы с обеих сторон) к экономическому, политическому и культурному симбиозу немецких и не немецких элементов. Поскольку Германия ведет политику возрождения германского милитаризма в рамках Объединенной Европы, то и усовершенствованная концепция ‘Дранг нах Остен’ получила ‘интегральную’ окраску. ‘Восточное движение’ объявляется уже не продуктом ‘немецкого духа’, как ранее, а порождением общеевропейской истории: завоевания на востоке объявлены миссией всего ‘Запада’, а Тевтонский орден – его ‘интегральной’ частью. Орден ‘бастион Европы’ – так сформулировал эту мысль западногерманский историк В. Губач. Концепция ‘Дранг нах Остен’ – одно из наиболее ярких проявлений западного экспансионизма, славянофобии и русофобии.
В.Т. Пашуто
Источник – Русский Вестник