Вопросы о памятнике Ляпунову, герою, поднявшему знамя освобождения страны от польско-литовских захватчиков, ставятся историками и краеведами не первый раз. Проводятся конференции, ведутся переговоры краеведов с администрацией, направляются письма во все инстанции, авторы получают то отписки, а то прямой отказ заниматься вопросами памятника деятелям славной отечественной истории. В истории России нет пустых эпох. ХVII век наполнен важнейшими событиями, которые во многом предопределили дальнейшее развитие страны и ее культуры.
Наиболее распространенное возражение против памятника Прокопию Ляпунову – ‘противоречивость его характера и деятельности’, приписывают Ляпунову и прямое ‘предательство И.И. Болотникова’. Первое обвинение надуманное: прагматик Ляпунов в каждом конкретном случае принимал решение, обусловленное обстановкой. В своем выборе он был свободен и руководствовался интересами России. Всякая история противоречива, наполнена борьбой лжи и правды, добра и зла. Природа патриотизма – в духовном начале.
Второе ‘обвинение’ особенно любят историки, стоящие на классовых позициях: Ляпунов с рязанцами (по одним источникам их было всего 40, по другим – 500), действительно, покинул вождя крестьянской войны, и тот потерпел поражение от царских войск. В этом видится главное препятствие в возведении памятника Прокопию Ляпунову. Это устарелая позиция науки, которая во главу развития ставила исключительно классовую борьбу. Над нами еще витают призраки классовой борьбы – одинаково в высоких сферах власти и на бытовом уровне. На историческое развитие действуют многие факторы. Все крестьянские войны закончились поражением, и на то были свои причины, а Ляпунов в этом исходе восстания Болотникова виновен менее всего.
Прокопий Ляпунов сыграл большую роль в истории России, следуя передовой для его времени монархической идее. Монархия в России имеет тысячелетнюю историю, и именно в такой политической форме создалась могучая Российская Империя.
В 1696 г. П. Ляпунов стремился встретиться не с Болотниковым, а с чудесным образом спасшимся сыном Ивана Грозного – Дмитрием. Болотников прозывался воеводой князя Дмитрия. Убедившись, что Дмитрия на самом деле в лагере Болотникова нет и не будет – это обман, Ляпунов с рязанцами действительно покинул лагерь восставших. Он мог служить только помазаннику божьему и никому другому. Колебания его симпатий в сторону польского ставленника Владислава или шведского претендента из этой же монархической идеи. Монархи царствовали в европейских государствах независимо от национальности.
Попробуем дать современную оценку Прокопию Ляпунову. Среди 600 имен, упомянутых историками участников политических, дипломатических, военных попыток спасения погибающей России, источники единодушно выделили Патриарха Гермогена и рязанского воеводу Прокопия Ляпунова. Оба мужественно вступили в борьбу с польской, шведской интервенцией, антинациональной политикой московского боярства и внутренней смутой. Оба отдали жизнь для спасения страны. Патриарх Гермоген – ‘духовный вождь’, Прокопия Ляпунова источники называют ‘стратег’ и ‘властитель’. Гермоген погиб в польско-боярской тюрьме. Ляпунов убит 22 июля 1611 г. в результате акции польского короля, католиков, вступивших в сговор с московским боярами и мятежными казаками.
Думный дворянин (1607) Прокопий Петрович Ляпунов, воевода Переяславля Рязанского, руководитель Первого Рязанского ополчения, фактический руководитель Временного правительства на свободной от польской интервенции территории.
Ляпуновы – активные участники политической жизни России, были инициаторами выдвижения на престол природного россиянина талантливого полководца Михаила Скопина-Шуйского. После его отравления участвовали в свержении Василия Шуйского. В противовес договору поляков и Семибоярщины об избрании на русский престол польского королевича П.П. Ляпунов создал оригинальное военно-политическое образование, названное ‘Первым ополчением’, что подчеркивало его народный характер. В его составе был создан Совет всей земли – высший орган власти на свободной от интервентов территории, единый руководящий центр освободительного движения в стране. Другой более влиятельной силы в стране не было. Ляпунов и Совет всей земли решали вопросы сбора людей, материального снабжения, вооружения ополчения. Под руководством П. Ляпунова осуществлен поход объединенных сил для освобождения столицы от поляков. В процессе борьбы за освобождение страны П.П. Ляпунов создал программный документ ‘Земский приговор 30 июня 1611 г.’, который решал, как ‘строить землю и промышлять всяким земским и ратным делом’. Была оформлена сословно-представительная организация власти, избрано ‘временное правительство’, подотчетное и сменяемое Советом всей земли.
Приговор определял управление, порядок сбора налогов, даже ограничивал власть государя. Новых налогов не вводить без согласия бояр и думских людей. Без них не даются льготы областям, поместьям и вотчинам, разоренным в смутные времена. Документ закрепил права служилого сословия, законы о владельческих крестьянах сохранились. Не упрекайте законодателя за это положение, до отмены крепостного права пройдет еще 250 лет!
Приговор провозглашал основы гражданского правосудия. Принятый свод законов доступен для понимания и проверки, в нем царит дух умеренности, любви к общему государственному благу, снисхождения к людям, попавшим в тяжелые обстоятельства времени. Приговор существенно изменял в государстве традиции взаимоотношений власти и соборного большинства.
П.П. Ляпунов, первым предпринявший попытку освободить столицу, нанес реальный урон интервентам, разрушил авторитет Семибоярщины и других активных элементов, рождающих смуту. После смерти Ляпунова авторитет Совета всей земли сохранился. Сложившаяся организация власти в Первом ополчении продолжала действовать.
Второе ополчение во главе с Мининым вошло не в пустоту, а с учетом опыта Первого ополчения Ляпунова, организации власти, приостановившей распад государства. В последний период Смуты (1611-1612 гг.) происходил сложный, в чем-то даже таинственный процесс возрождения государства ‘снизу’, поучительный, как и многое в нашей тысячелетней истории. П. Ляпунов – ведущий участник этого процесса. Рязанское ополчение влилось в Нижегородское, военным руководителем которого стал сподвижник Ляпунова Дмитрий Пожарский.
Погибший за отечество государственный деятель и военачальник П.П. Ляпунов достоин памяти потомков. Ляпунов – один из первых героев своего времени, – возглавляемое им ополчение показало путь спасительного выбора для Русского государства. Возвращение имени П.П. Ляпунова начинается с Рязанской земли, откуда двинулись народные силы, изгнавшие интервентов.
В селе Исады, где находились земли славного рода Ляпуновых и построена в 30-е годы ХVII в. его потомками церковь Воскресения Христова, возник Совет активистов, который открыл счет для сбора средств на памятник Ляпунову. Активисты в феврале 2016 г. назвали фонд содействия духовному развитию и духовному воспитанию ‘Живая память’. В селе поставлен памятный знак на месте будущего памятника П.П. Ляпунову. Проект памятника, достойного исторической роли патриарха Гермогена и воеводы Прокопия Ляпунова, создали земляки-скульпторы – отец и сын Твердовы. Памятник будет установлен рядом с церковью Воскресения Христова. В 2010 г. правительством Рязанской области были совершены работы по укреплению берега Оки, результатом которых стало спасение церкви от оползня, а также отмечено 800-летие села Исад. В комплексе исадских памятников планируются бюсты знатных уроженцев села и общий памятник крестьянским родам села и земле-кормилице. В селе много нерешенных вопросов: создание музея села, ремонт практически разрушенного клуба, восстановление уникального плодового сада Владимира Кожина, восстановление памяти о театре Ржевского. Село Исады – родина Героя Советского Союза Василия Егонина, а также философа, искусствоведа Г. Вагнера. Народный художник В.И. Иванов запечатлел на своих полотнах многих жителей села Исада. Это живая память всего одного российского села.
Сохранение национальной памяти – основа единства России.
Л.В. Чекурин, профессор РФ МГИК
Источник – Русский Вестник