Выход нового литературного альманаха в Москве подобно появлению инопланетян на Красной площади. Но факт остается фактом – перед автором этих строк стопка номеров литературного альманаха «Небожители подвала». Альманах разбирается, как тёплый хлеб. И всё это чудо произошло в короткий срок. Периодичность, с которой выходит альманах, вполне отвечает требованиям солидного толстого журнала.
В «издательской экспликации» этого альманаха есть весьма интригующие разъяснения. Во-первых, под названием альманаха прописью прописано, что «Альманах электронного издательства «Библиотека профессиональных писателей им. В.И. Шашина». Это того самого Шашина, любимого ученика Виля Липатова и автора когда-то нашумевшей в «Советской России» пьесы «Поджигатель». Тогда случались неслучайные вещи: пьеса Валерия Шашина была поставлена фактически в течение 1990 года в десятках театров, с удивительной прозорливостью предугадав наше будущее, когда, по словам одного из авторов первого номера альманаха замечательного поэта Эдуарда Балашова, было замечено, что «входит в мозг – виртуальная Родина, виртуальная дружба и честь».
Второе разъяснение мелким петитом пишется в конце каждого номера: «Издаётся на пожертвования писателей». Вот тут и «зарыта собака»! Вот почему альманах так стремительно набирает силу. Оказывается, в противовес негативной оценке Балашова другой поэт, к сожалению, недавно ушедший из жизни Владимир Дагуров, предрёк нам в своём стихотворении «Благовест» другое будущее: «Еще моя Россия не пропала. / Русь-матушка покудова жива. / Она не раз из пепла воскресала, / И благовесту верила Москва».
Действительно, альманах «Небожители подвала» начинает походить на благовест. В содержательной части этого альманаха, в этом первенце позабытых-позаброшенных писателей-патриотов Москвы, а шире России, когда холуи «не получившихся господ» пишут, что «страны нашей не существует и что Родины нашей давно уже нет», оказывается, судя по текстам альманаха, и Родина есть, и есть главное: нас не отучат её любить, «учителя, не знающие истин».
Теперь о содержательной части альманаха. В ней много достоинств, но есть и недостатки. О последних разговор пойдет позже. Но прежде несколько слов о предыстории появления альманаха, его названии и тех обстоятельствах, которые сопутствовали его рождению.
Читатели, которые вздумают перечесть «десять томов» «Небожителей подвала», тотчас увидят, как много старания и труда положено было на альманах его главным редактором, крупнейшим прозаиком нашего времени Леонидом Сергеевым. Прямо скажем, заботливость была величайшая. Начнем с редколлегии. Это — Александр Бобров, Александр Глазунов, Павел Кренёв, Виктор Линник, Владимир Личутин, Сергей Луконин, Виктор Пронин, Владимир Силкин, Николай Соляник, Евгений Юшин. Как видим, все — достойные и известные литераторы. А в подборе авторов, которые вошли в данные издания, есть видные и даже выдающиеся литераторы. Вот перечень имен поэтов и прозаиков, прозвучавших в разных номерах альманаха: лауреаты Государственной премии В. Костров, А. Парпара и В. Силкин, известные поэты В. Бояринов, А. Пшеничный, Владимир О. Сергеев. Среди прозаиков активно печатаются: лауреат Государственной премии В. Личутин, лауреат «За лучшую книгу о рабочем классе» В. Пронин, П. Кренёв, А. Трапезников, Л. Сергеев, Ю.Баранов, Л. Бежин, С. Луконин. Все перечисленные поэты и прозаики принадлежат к нашей славной литературной гвардии, являются лауреатами всероссийских и международных премий.
Надо заметить, что альманах заявил себя с огромным опозданием, появился на фоне усиливающегося американо-масонского извращения жизни во имя главной задачи глобалистов всех мастей — прибылей! Помните утверждение Маркса, что во имя «навара» в размере 300% капитал пойдет на всё. Недавно ушедший из нашей жизни видный экономист и писатель Георгий Цаголов считал, что это время наступило и следующим этапом этого «обжорства» может быть только война. Разве ж не каждый день об этом вещает наше «неугомонное» телевидение?
А что же происходит в нашем искусстве и литературе? «Сейчас, — как заметил олимпийский чемпион и писатель Юрий Власов, — культура, искусство — тоже товар. Превратить человека в слизняка, пыль, животное – сию задачу с успехом решает ныне телевидение, кино, литература, живопись… Этому, в сущности, служат все мастера искусств и всех степеней дарования. Одно неослабевающее своей хватки растление, растление, растление…»
И вот на этом неприглядном фоне существования страны, о котором даже нынешнее руководство, не стесняясь менять губернаторов как перчатки нет-нет отзывается весьма нелестно, появляется альманах «Небожители подвала». Читатель спросит, что он собой представляет, этот альманах? И наконец, кто их загнал в подвал, этих небожителей? Для большей ясности хочу привести давнее выступление известного казахского поэта Олжаса Сулейменова на Первом конгрессе писателей русского зарубежья в 2007 году. Оно словно вписывается сегодня в долгие и тягостные диспуты о дружбе разных народов и о судьбе литературы: «Я 17 лет не был вот в этом здании, в этом зале, где кипели страсти. Какие диспуты устраивали, какие светлые умы здесь вещали с этих трибун. А вот сегодня мы собрались и выяснилось, что ЦДЛ в частных руках, в руках рынка. Вот в этих деталях кроется дьявол. Вот этими дьявольскими деталями иллюстрируется судьба нашей литературы. Совершенно ясно, что самая большая, многолетняя инвестиция за пределами нашей страны не газ, не нефть, не лес, не металл, а русская литература, русское слово, которое вправе рассчитывать на самое высокое внимание и внутри страны».
Вот мы и добрались до главного — до инвестиций! Теперь эти инвестиции в русскую литературу осуществляют сами писатели, которым, вдумайтесь, в среднем — за семьдесят лет! А издательской кухней у них является «подвал» или, точнее, буфет в Доме литераторов, куда пока еще есть доступ литературной гильдии, не вписавшейся в «перестройку и модернизацию». Здесь, в стенах нередко переполненного писателями буфета и родился замысел альманаха. Вот как это случилось.
Несколько лет назад в издательстве «У Никитских ворот» вышла книга Л. Сергеева «Небожители подвала». Книга стала в литературных кругах своеобразным бестселлером. Уверен, что многие догадываются, что Л. Сергеев — прямой литературный потомок французского писателя XVIII века Люка Клапье маркиза де Вовенарга, который любил своими афоризмами и максимами «задевать за живое» собратьев по перу. «Небожителями подвала» зачитывались, книга многих с автором поссорила, доходило даже до судебных исков. И всё потому, что в ней с «безупречной отсебятиной» знаменитый писатель рассказал о своих коллегах-писателях, незаконно смещенных волей перестроечных дельцов из Дома литераторов в буфет, названный Л. Сергеевым приютом «Небожителей подвала». И вот этот подвал ожил в новом качестве: родился новый альманах «Небожители подвала». И «вожаком» этого начинания вновь оказался Л. Сергеев.
Конечно, «самое хорошее случается только случайно», но неслучайно одно — перед автором этих строк десять номеров альманаха, и издана эта «обойма» известным издательством «У никитских ворот», где умеют бережно и творчески относиться к подлинным открытиям в издательской науке. Теперь, дорогой читатель, полистаем страницы альманаха: в каждый сборник входят не менее двадцати восьми авторов, которым удается общими усилиями — прозы, поэзии и публицистики — показать и нашу литературу, и нашу жизнь такой, какой она есть!
Время критического разбора новоявленного альманаха ещё наступит. Уверен, что появится и свой «знаток либеральных ценностей», который, «мудрствуя лукаво», укажет всем своё место. Но, повторюсь, факт остается фактом — альманах родился, у него великолепный дизайн, и, главное, он собрал под свой «свод» талантливых поэтов и писателей, которые приняли живое участие в этой литературной новинке, ничуть не стесняясь инвестиций в складчину. Поэтому совершенно справедливо поэт и критик Александр Бобров в своей глубокой, откровенной статье «Наряд для Венеры Милосской» с гордостью признает, что и у нас, как бы с пафосом это ни звучало, — последователей Пушкина и Чаадаева, есть «осознание своих духовных корней, отечественных заветов преданий старины глубокой. Что, например, напрочь отсутствует у постмодернистов и пофигистов, заполнивших телеэкраны, сцены поэтических фестивалей и составы писательских делегаций от Роспечати на книжных ярмарках и форумах». Далее А. Бобров неучтиво непреклонен: «они — безродны, а потому — победимы». Победимы, прежде всего, — качеством слова, «ощущением языка как родной колыбели, святой стихии, данной от рождения».
Как сказал один известный критик: «Издавать сегодня толстый журнал необычайно трудно. Издавать сегодня толстые журналы необходимо».
Вспомним, в течение многих десятилетий наша страна — тогда СССР — занимала ведущее место в мире по выпуску художественной литературы: общий тираж составлял более миллиарда экземпляров. Это была русская, национальная (народов СССР) и зарубежная классика, современная советская и иностранная литература, выпускавшаяся в виде отдельных произведений, сборников, альманахов, хрестоматий, собраний сочинений. А как работало издательство Союза писателей СССР «Советский писатель»! Оно выпускало произведения современной прозы, поэзии, драматургии… В советский период нашей истории справедливо полагали, что художественная литература оказывает сильное, многогранное воздействие на человека, она способна отображать его внутренний мир, фиксировать систему ценностей общества и активно влиять на формирование идейных убеждений, моральных норм личности.
Сегодня многое из того, что было, кануло в Лету. Сегодня, как пишет Светлана Селиванова, «побеждает Сатана, предательство, ложь несусветная, все завещанные человеку ценности и заповеди вывернуты наизнанку. Время точно сжимается, бег убыстряется, на глазах разворачивается действие всемирного масштаба».
Очевидно, что сейчас литература, писатели живут в других предлагаемых обстоятельствах и «танцевать» надо от того, что общими усилиями можно ещё сделать. И, наконец, последнее: в начале статьи автор этих строк упомянул о недостатках альманаха. Прежде всего, к ним относится мизерный тираж альманаха — 150 экземпляров. Во-вторых, очевидно, что необходима более ответственная корректорская работа. И ещё: знающему читателю многие напечатанные в альманахе произведения уже известны, к счастью, в журнальном варианте они звучат заново и по-новому, но при этом, на наш взгляд, необходимы литературные дебюты и открытия новых имен. Альманаху нужно набирать литературный вес, какой имеет, к примеру, газета «Слово».
Альманах «Небожители подвала» открыл для литературы очень нужную дорогу, надо отдавать себе отчет, что эта «дорога сквозь родную ночь». Поэтому важно не сбиться, не попасть в капкан эйфории и не забывать, что теория и практика заговора все-таки существуют.
Валерий Иванов-Таганский
Источник: Слово