В рамках дней Москвы в Риге прошла уникальная выставка, приуроченная к 130-летию со дня рождения выдающегося русского и советского скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Двадцать два стенда рассказали о жизни выдающейся рижанки, а экспонаты из Латвийского Национального художественного музея и Латвийской академической библиотеки познакомили с её творчеством.
Инициатор экспозиции и руководитель Общества скульптора Веры Мухиной, депутат Сейма Игорь Пименов рассказал, что давно собирался организовать выставку, посвященную великой женщине-скульптору.
«В июле Дом Москвы мне её заказал. Я составил тексты, отобрал фотографии. Влад Богов оформил макеты», — поделился Пименов в интервью Lsm.lv. По его словам, нынешняя выставка — вторая, посвящённая творчеству Мухиной, которая проходит на её родине в этом веке.
«У этой фотовыставки есть ещё одна миссия, кроме просветительской. Мы надеемся привлечь внимание государственных учреждений и Рижского самоуправления к необходимости сохранения в доме Мухиных по улице Тургенева комнаты памяти Веры Мухиной и создания в доме Мухиных культурного центра имени Веры Мухиной», — поделился планами Пименов.
Деревянное здание по улице Тургенева, 23 с девятнадцатого века рижане так и называли: «дом Мухиных» — по фамилии семьи русского купца Кузьмы Мухина, переселившегося сюда из Рославля в середине XIX века. А уже как дом Мухиной по имени Веры Игнатьевны Мухиной, внучки своего оборотистого, но щедрого на пожертвования деда Кузьмы, он стал известен в советское время, когда к столетию скульптора повесили на стену дома памятную доску.
Во время приватизации судьба здания висела на волоске. По условиям использования и застройки рижского центра весь квартал между улицами Тургенева, Риепниеку, Пушкина и Дзирнаву был отведён (и до сих пор отведён) под строительство многоэтажной автомобильной стоянки.
Несколько депутатов Рижской думы предложили передать дом, представляющий культурную ценность, в собственность Риги. Но не тут-то было. Было выдвинуто возражение – якобы факт рождения Веры Мухиной в доме своих предков не подтверждён! Тогда организовали поиск в Национальном архиве и нашли Метрическую книгу Рижской Благовещенской церкви с записью о рождении Мухиной и документ, подписанный её отцом, подтверждавший, что Игнатий Мухин жил в доме номер 23 по улице Тургенева. Тем не менее дом был приватизирован.
Как сберечь его теперь? Удалось доказать, что здание представляет собой памятник рижской деревянной архитектуры, образец застройки предместий, сожжённых перед наступлением французского корпуса в 1812 году – и дом Мухиных был занесён в список памятников архитектуры местного значения, охраняемых государством.
Вера Мухина родилась в 1889 году в купеческой семье в Риге – в то время бывшей частью Лифляндской губернии Российской империи. Будущая художница постигала азы живописи в Москве, искусство ваяния осваивала в Париже, изучала скульптуру в Италии. Вскоре после её возвращения из Европы в Москву грянула Первая мировая война, и художнице пришлось переквалифицироваться в медсестру военного госпиталя.
В 1925 году она вместе с модельером Надеждой Ламановой представила коллекцию одежды из дешевых фактурных материалов – в ход пошли сукно и холст, деревянные пуговицы и шляпы из рогожи. Эта работа получила Гран-при на выставке в Париже. В 1927 году Вера создала скульптуру «Крестьянка», она была куплена музеем Триесты, а ныне является собственностью музея Ватикана. Международную известность Мухина обрела в 1937 году на Всемирной выставке в Париже, где был представлен ее 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница» — ныне украшение ВДНХ в Москве.
В родной Латвии скульптор поучаствовала в спасении национальной святыни — памятника Свободы, построенного на народные пожертвования. В середине 40-х годов прошлого века обсуждался вопрос демонтажа Милды как «символа буржуазной Латвии», но выступившая экспертом Вера Мухина категорично этому воспрепятствовала.
Ну а в быту фактически на каждой кухне живет еще одно легендарное творение скульптора — граненый стакан. Вера увлеклась работой со стеклом в 30-х годах, получив заказ разработать дизайн посуды для первой советской посудомоечной машины. Пилотный стандартный 250-граммовый стакан с 16 гранями был выпущен в 1943 году на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальный.
По материалам латышских СМИ
Источник: Слово