Экономическая система взаимоотношений с враждебными режимами

Премьер-министр России Владимир Путин не давал указаний воспрепятствовать переводу денег из России в Грузию. “По оценкам, ежегодно из России в Грузию граждане Грузии, временно проживающие в РФ, переводят от 1,5 до 2 млрд. долларов”, — сообщил Путин. “Это гораздо больше, чем любая помощь со стороны третьих государств”, — пояснил он. Отвечая на вопрос о том, обоснованны ли слухи о скором запрете на такие транзакции, Глава Правительства опроверг их. “Я таких указаний не давал”, — сказал он.

Одним из результатов только что закончившейся войны на Кавказе стало появление двух резко враждебных России республик – Грузии и Украины. То, что эти республики нам не очень дружественны, мы знали давно, но сейчас эта вялотекущая враждебность перешла в открытую, острую фазу. Здесь, собственно говоря, интересен не сам внезапный всплеск враждебности (он то, как раз, вполне объясним), а тот факт, что эти бывшие советские республики как будто забыли не только то, что Россия многие годы (!) пыталась миром и добром сгладить возникающие между нами противоречия, но и более важный факт, заключающийся в том, что Россия многие годы после распада СССР ПРОСТО СОДЕРЖАЛА эти псевдогосударства за свой счёт. А наши американские «заклятые друзья» все эти годы не просто подталкивали нас СОДЕРЖАТЬ эти республики, а просто-таки выкручивали руки, заставляя Россию оплачивать эти враждебные и злобные несостоявшиеся государства. Такое противоестественное поведение особенно ярко наблюдалось при Ельцине, в точности повторяя директивную фразу Збигнева Бжезинского о том, что «новый мировой порядок осуществляется против России, на обломках России и ЗА СЧЁТ России». После ухода Ельцина эта политика постепенно стала уходить в прошлое. Россия более не ставила целью необходимость СОДЕРЖАТЬ активно выступающие против неё псевдогосударства за свой счёт, но длительное время экономические субсидии (в частности, поставки по льготным ценам газа и электроэнергии, покупка товаров этих стран в громадных объёмах по ценам выше мировых и при качестве намного ниже мировых (вспомним ставшую крылатой фразу И.Акруашвили про «фекальные массы», которые Россия вполне может вкушать) наша страна пыталась использовать для смягчения антироссийской политики той же Грузии, Украины и других стран. Мы пытались применять политику «кнута и пряника», то давая огромные льготы по поставке наших энергоносителей, то увеличивая цены и закрывая свой рынок от совершенно не нужных нам товаров.

Но всё это оказалось бесполезно. Никакие льготы и никакие санкции не способны, как выясняется, повернуть элиту и значительную часть населения жёстко ориентированную на Запад в обратную сторону. Должно просто пройти время. Эта элита и это населения должно просто «нахлебаться» всей этой западной демократии и капитализма по самые уши, и только пройдя через все унижения и экономические бедствия связанные с ориентацией на Запад, они осознают, от чего отказались.

В то же время, не переоценивая возможностей экономических санкций и поощрений, полностью отказываться от их использования было бы нецелесообразно. России необходимо выстроить целостную и продуманную систему экономических взаимоотношений со всеми республиками, возникшими на пространстве бывшего СССР и. в первую очередь, с теми из них, которые взяли курс на прямую конфронтацию в Россией ради интересов Запада. Для этого необходимо, на наш взгляд, выстроить следующие составные части целостной системы:

1. Что понимать под термином «прямая конфронтация”? Следует ли под ним понимать только начало военного конфликта, как в случае с Грузией или это СОВОКУПНОСТЬ враждебных действий в разных сферах, объединённых общим замыслом, носящим характер выраженной тенденции, который может и не доходить до стадии военного конфликта, как в случае с Украиной или Прибалтикой. На наш взгляд правильнее было бы ввести понятие «враждебно настроенное государство» и выработать тщательно продуманный набор критериев, которые отличают отдельные недружественные шаги от устойчивой антироссийской ориентации того или иного государства, угрожающего жизненно важным интересам нашей страны.

2. Выработать стратегию последовательного введения всё ужесточающихся
САНКЦИИ разного уровня, которые дают ясный сигнал элите и народу такого
враждебно настроенного государства, что его враждебная деятельность будет
сопряжена со всё возрастающим экономическим ущербом как для всего подобного псевдогосударства, так и для его граждан, причём, как находящихся на территории самого этого государства, так и мигрировавших в Россию. Высшей степенью санкций должно быть введение полной блокады враждебного государства в той мере, в какой это позволяют сделать наличные ресурсы России и геополитическое положение враждебного государства.

3. Выработать стратегию ПООЩРЕНИЯ как всего враждебного государства в случае изменения им ранее осуществлявшегося враждебного по отношению к России курса, так и тем или иным группам населения этого государства, которые не разделяют враждебный курс по отношению к России и готовы этому курсу активно противодействовать. Например, для всей Украины цена за газ должна быть установлена на уровне 400 долларов за 1000 куб.м., а для Крыма – 200 долларов за 1000 куб.м., разумеется, при условии, что Крым возьмёт на себя жёсткие обязательства не осуществлять реэкспорт поставляемого газа на остальную территорию Украины. Точно также можно допускать импорт тех или иных товаров из одних регионов враждебного государства и не допускать, его для других регионов. Наконец, необходимо разработать методики прямого скрытого или открытого финансирования тех групп населения враждебно настроенного государства, которые могут активно противодействовать враждебному курсу данного государства изнутри.

4. Россия в настоящее время является объектом массовой трудовой и криминальной миграции из бывших национальных республик СССР, причём, закрепившиеся в России мигранты финансируют экономики своих республик, пересылая деньги на родину через полностью свободную систему денежных переводов. Эти частные и корпоративные финансовые транзакции в отдельных случаях обеспечивают от 5 до 60% ВВП псевдогосударств, возникших после распада СССР, т.е. даже прекратив полностью экономическую поддержку враждебных республик на государственном уровне, но, не закрыв канал частных и корпоративных финансовых переводов, мы сохраним гигантские возможности финансирования враждебной деятельности против России за счёт России. В этой связи необходимо выстроить как систему закрытия границ с введением визового порядка их пересечения и отслеживанием миграционных потоков, так и систему блокирования частных $ корпоративных переводов во враждебные государства (в том числе, через третьи страны) от граждан этих государств и коммерческих структур с ними связанных.

5. Если конфликт с враждебным государством перешёл в военную фазу (как в случае с Грузией), сопровождающуюся жертвами и разрушениями и потерей техники и собственности принадлежащей России или её гражданам, то встаёт вопрос о компенсации понесённых потерь. В этой связи, ещё до того, как конфликт вошёл в горячую фазу, но с момента, когда данная страна получила статус «враждебно настроенного государства», необходимо ввести систему страхования всех финансовых транзакций, осуществляемых из России в данное государство (в том числе, через третьи страны) от граждан враждебного государства и связанных с ним коммерческих и некоммерческих структур, скажем, в размере 10% от суммы перевода. В этом случае, все платежи из России от этой группы физических и юридических лиц должны проходить через специальный счёт, открытый в уполномоченных банках и контролируемый Центробанком России. Следует также определить критерии раскрытия данного страхового фонда и порядок использования аккумулированных в нём средств для компенсаций финансовых потерь России и её граждан, пострадавших от инициированного враждебным государством конфликта. Причём, под конфликтом не обязательно подразумевается только военная агрессия, но и нарушение в одностороннем порядке международных договоров, повлекшее тяжкий экономический ущерб для России (например, односторонний разрыв договора о базировании Черноморского флота в Севастополе или одностороннее закрытие для прохода российских судов важного морского пролива и т.п.).

6. Необходимо построить также тщательно продуманную систему блокирования средств на счетах, принадлежащих как враждебному государству, так и связанных с ним физических или юридических лиц, а также конфискации всей собственности, принадлежащей враждебному государству, его гражданам и связанным с ним юридическим лицам. Данный рычаг воздействия на враждебно настроенные государства давно и с успехом применяют США во множестве случаев. И надо отметить, что именно данный метод позволяет им эффективно воздействовать на население и элиты множества стран мира в направлении благоприятном для США. Данный полезный опыт США России необходимо тщательно изучить и творчески применять на практике.

Мы здесь не касались политических и военных мер противодействия враждебным государствам, которые представляют собой объект специального рассмотрения. Все же перечисленные экономические меры не являются чем-то новым в мировой практике и закреплены в международном прецедентном праве, т.е. в той или иной комбинации уже применялись и применяются в разное время самыми разными странами. Поэтому разработка данной целостной системы экономических взаимоотношений с враждебно настроенными по отношению к России государствами представляется законной мерой экономической самообороны России.

Хочется ещё раз напомнить высказывание Збигнева Бжезинского: «новый мировой порядок осуществляется против России, на обломках России и ЗА СЧЁТ России». Если данные меры будут приняты, по крайней мере, третий фактор в триаде Бжезинского перестанет работать, и мы не будем более САМИ финансировать враждебную деятельность против нас самих, а нашим «заклятым друзьям» придётся поскрести по сусекам, чтобы набрать дополнительных средств для содержания прорвы марионеточных псевдогосударств, призванных изолировать, блокировать и разрушать Россию.

Дмитрий Терехов,

Сопредседатель Общероссийской общественной организации

“ЖУРНАЛИСТЫ РОССИИ”