На статью «От Руси к Украине» уже поступило несколько интересных отзывов.
Публикуем отклик известного публициста, автора ряда книг по истории последнего периода СССР Шевякина А.П.
Первое впечатление после первого прочтения: хорошо! И в самом-то деле, человек разбирается в том, что говорит, не переумнил эту тему и написал без пропагандистских «закидонов» – что есть, то есть, не более, но и не менее.Второе впечатление после второго прочтения: что ж я-то так не могу?! Ведь все это – но вот только в масштабах всего Советского Союза – и я описывал, ссылаясь на источники, еще в своей книге от 2003 г. (а писалась она и того раньше) «Загадка гибели СССР». Но стиль-то стиль.!.
У меня: выспоренный, сухой и строго документальный. А тут человек пишет предельно открыто, доверительно и с максимальным уважением к читателю.
Теперь о том, что было изложено в «Загадке гибели СССР». Были там специальные главы, посвященные неразумной политике коммунистов на местах, связанные с национальным вопросом, – что естественно, кто-то же проживал на этих местах. Название 2-х глав было «Внутренняя геополитика». (1-ая касалась 1953-1985 гг., 2-ая касалась перестроечных времен). Сильно с претензией на научность и открытие термина.
Открывал эту тему Н.С. Хрущев. Но не тогда, когда он рулил страной, а гораздо ранее: с 1939 г. я описывал со ссылкой на воспоминания бывшего первого секретаря компартии Белоруссии П.К. Пономаренко (Пономаренко П.К. отвечает на вопросы профессора Куманева Г.А. 2.11.78.г. // Куманев Г.А. Рядом со Сталиным: Откровенные свидетельства. Встречи, беседы, интервью, документы. М.: Былина, 1999. С. 110 – 113) о его столкновении с Н.С. Хрущевым по вопросу раздела завоеванных земель в ходе военного похода на Польшу.
Верховный Совет СССР указами от 1 и 2 ноября 1939 г. обязал парламенты республик представить соответствующие предложения. Естественно, что линия должна была проходить по компактному проживанию белорусов и малорусов южнее Пинска, Кобрина и Бреста. Раньше всех в ЦК предоставила документы украинская сторона. Мягко говоря, граница пролегла гораздо севернее. Созвали Бюро ЦК Белоруссии и решили отдать это дело на экспертизу ученым. Те отыскали документы, провели работу и отчет был готов.
22 ноября Пономаренко был у Великого Сталина. В приемной он встретил Н.С. Хрущева. Тот спросил Пономаренко, подготовили ли они в свою очередь предложения по границе и в чем их суть. Ответ: «Мы подготовили предложения, но они не совпадают с вашими». И кратко обрисовал границу. Хрущев вскипел и спросил, кто «состряпал» эту чепуху. Пономаренко сослался на все Бюро и ученых. Хрущев продолжал орать (это он умел!) В этот момент их пригласили к Сталину.
Бывший наркомнац первым заслушал Н.С. Хрущева. Сталин поднялся, принес карту и попросил показать как пройдет граница. Вторым выступал Пономаренко, и после его выступления и ответа на вопросы, Сталин твердо заявил: «Граница, которую предлагает товарищ Хрущев, совершенно неприемлема. Она ничем не может быть обоснована. Ее не примет общественное мнение. Невозможно сколько-нибудь серьезно говорить о том, что Брест и Беловежская пуща являются украинскими районами. Если принять такую границу, то западные области Белоруссии по существу исчезают. И это была бы плохая национальная политика». Потом, обращаясь к Хрущеву он спросил, что тому хотелось бы получить больше леса, которого мало на Украине. Хрущев ответил положительно и тогда Сталин, вырисовал на карте небольшой отвод на север в районе Полесья: «Пусть этот район отойдет к Украине». (см. подробности: Шевякин А.П. Загадки гибели СССР. С. 31 – 33).
Говоря же о «горячих точках», которые обильно полыхнули во времена перестройки, мы, со ссылкой на труд научных сотрудников Института географии СССР (Кто на что претендует? Основные территориально-этнические притязания и конфликты в СССР. / Глезер О., Колосов В., Петров Н., Стрелецкий В., Трейвиш А. // Московские новости. 1991, 17 марта. №11. С. 8 – 9), говорили о «плохой национальной политике», о 72 – аж! – точках потенциальных конфликтов на территории СССР.
Об Украине там говорилось следующее.
При возврате к естественным границам, изменения границ должны коснуться следующих районов:
– часть Житомирской обл. Украины – к Белоруссии (видимо это и есть тот участок Полесья, который отдал Сталин);
– часть Гомельской области – к Украине;
– часть Черновицкой обл. Украины – к Молдавии;
– выделение Приднестровской обл. Молдавии и северо-запада Одесской обл. Украины;
– создание болгарской автономии на пограничных территориях Молдавии и Одесской обл. Украины;
– часть Одесской обл. – к Молдавии;
– создание крымско-татарской республики Крыма,(кому она только нужна?)
– выход Крыма из состава Украины;
– юго-западные области Украины – в Россию;
– часть Ростовской обл. – к Украине (см. Шевякин А.П. Загадки гибели СССР. С. 452 – 455).
На первый взгляд можно подумать, что это не суть важные, невинные вопросы. Но глупый «подарок» Финляндскому Великому Княжеству города Выборга привел к советско-финской войне. Но разве важно какой район или регион кому принадлежит внутри такой системы, которой, например, являлся Советский Союз? Но и это не так, к сожалению, это совершенно не так. И насколько важно эти вопросы, можно увидеть на примере сегодняшнем: в свое время в Грузию кто-то включил (мать его так!) южную часть Осетии и всю Абхазию. Говорить о событиях уже не надо. А надо говорить о «плохой национальной политике» коммунистов-интернационалистов.
Вот так-то, господа демократы! Закрутили в 80-х. Вот и получаем…