2 ноября 2008 года в Москве состоялось организационное собрание Русского Кавказского комитета. Мероприятие, собравшее представителей северо-кавказских общественных организаций, прошло в рамках уже зарегистрированной в Минюсте РФ Общероссийской общественной организации «Собор Русского Народа». В чем заключается актуальность создания нового общественного объединения?
Проблема политической стабильности на Северном Кавказе сегодня остается одной из значимых сторон бытия России, во многом определяет будущее федеративного устройства на ее южных рубежах. Неблагоприятные политические процессы начала 90-х годов прошлого века выразились в тенденции к образованию на месте бывших автономий этнократических псевдогосударств с паразитической экономикой ближневосточного типа, основными чертами которой является нацеленность на обретение доходов от непроизводственной деятельности. В этих республиках образовался особый социум, где условием доступа к престижному высокооплачиваемому труду становится принадлежность к местным национальным кланам, что сразу же поставило русское население в условия реалий рыночной экономики – на низкие социальные позиции.
Массовый отток русского населения и, связанный с этим, неизбежный распад российской государственности в регионе стали процессом очевидным. Отказ Федерального центра от целей государственного строительства в регионе в течении двух последних десятилетий чреват опасностью необратимости этого процесса.
В целом малая осведомленность российского общества о том, что реально происходит на Северном Кавказе, может иметь негативные последствия. Примером тому служит вооруженный захват власти деструктивными сепаратистскими силами в Чечне начала 90-х годов. Тогда, как мы помним, была сделана главная ошибка – было сознательно отстранено участие в решении судьбы республики проживавшего там полумиллионного русского и нечеченского населения, внесшего решающий вклад в культурное и экономическое становление республики. Казалось бы ошибка эта могла быть исправлена по итогам референдума, проведенного после второй войсковой операции в республике. Референдума, который должен был проявить волеизъявление всего населения республики – то есть большей его части, вынужденно покинувшей регион в условиях этнического терроризма режимов Дудаева – Масхадова. Однако, этого не случилось. Мнение русских и казаков, проживающих на своих исконных территориях с незапамятных времен, о перспективах будущего становления республики и ликвидации последствий многолетнего геноцида славянского населения, никому не оказалось интересным.
Важно отметить, что и сегодня плохая информированность о инициативах Федерального центра по возвращению русских Северного Кавказа приводит, по существу, к имитации руководствами этих образований реальных мер. Проводятся широко рекламируемые совещания местных властных структур, принимаются различные программы ,разработанные в этих же республиках, составляются и отправляются в Минрегионразвития РФ справки местных чиновников высокого ранга по этой теме. Но основной доминантой всех мероприятий являются выводы о необходимости дополнительных дотаций из Федерального центра для положительного решения этой проблемы. Авторов этих документов, программ и мероприятий совсем не интересует мнение самого населения, вынужденно покинувшего регион в условиях этнического терроризма начала 90-х годов.
Отметим, что вся эта деятельность местных Миннацев носит сугубо келейный характер, остается за пределами внимания рядового россиянина – основного налогоплательщика.
Здесь важно не останавливаться на расхожих стереотипах российской демпрессы о «налаживании мирной жизни», «развитии экономики и инфраструктур национальных республик». Данные показатели в довоенной Чечне, например, были на недостижимом сегодня уровне. Принципиальным остается политическое решение проблемы – реальное видение способов проживания здесь русского населения. Предложения эти и условия проживания русских достаточно хорошо выражены за последние 10 лет местными исследователями проблемы, ученными-политологами. Предложения эти были озвучены в документах мероприятий Терского казачьего Войска, конференций и съездов русских общественных организаций Северного Кавказа, где отмечалось, что основными условиями возвращения и проживания русских в национальных республиках региона должны стать: компактное проживание т.е. создание автономных русских и казачьих районов с адресным финансированием Федерального центра.
В условиях клановости экономики Северного Кавказа и распада промышленности региона на съездах русских общин не раз высказывалось мнение ( в последствии поддержанное и учеными) о целесообразности переструктуризации промышленности Северного Кавказа – образовании особого промышленного региона для привлечения трудовых ресурсов из числа возвращающихся в регион русских. Возвращающееся в регион русское население должно быть выведено из политического влияния национальных кланов Северного Кавказа.
Организационное собрание Русского Кавказского комитета в Москве в полной мере приняло во внимание эти приоритеты, выраженные известными лидерами русских общин. Русский Кавказский комитет обозначает себя как общественная организация, создаваемая с целью изучения социально-политического положения русских на Северном Кавказе и в Закавказье, а также кавказских диаспор на русских территориях. В Уставе Комитета отмечено о необходимости информирования русской и мировой общественности по данному вопросу. Для выполнения этой задачи Комитетом намечено осуществление следующих мероприятий:
- сбор, обобщение и изучение сведений о социально-политической обстановке в обследуемом регионе и в иных территориях России;
- проведение специальных исследований отдельных вопросов и проблем, представляющих наибольший интерес;
- осуществление периодического издания и распространение полученных материалов в печатном и электронном виде, как самостоятельно, так и через средства массовой информации;
- доведение полученных материалов до органов власти и правопорядка РФ, а также международных структур и, в случае необходимости, властных органов и общественности иностранных государств;
- организация и проведение широкого обсуждения проблем, связанных с Кавказом;
- в случае необходимости инициирование расследования и законодательного рассмотрения возникающих в данной сфере социально-политической жизни вопросов и проблем.
Комитет организует и способствует выражению общественного мнения по наиболее острым вопросам и проблемам, возникающим в изучаемой сфере социальной жизни Российской Федерации и сопредельных государств, с целью привлечения к ним должного внимания общественности и властных структур.
Временно исполняющим обязанности председателя Русского Кавказского комитета общим собранием избран Морозов Евгений Филиппович.
Председатель инициативной группы по созданию
Русского Кавказского комитета
Пархоменко В.С.