Правовое регулирование миграционных процессов в России: состояние и возможные перспективы

  • Post category:Статьи

Обсудить

Принятие Федерального Закона РФ №109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» стало началом новой реформы в России с чрезвычайно опасными содержанием и последствиями. Почти одновременно в гуманитарной науке России актуализировался вопрос о миграционной политике государства под специфическим углом зрения. Так, заведующая сектором Института социологии РАН И.Н. Гаврилова отмечает: «Практически всеми специалистами ныне признается, что РФ заинтересована в привлечении мигрантов, в том числе на постоянное жительство, ведь именно благодаря миграционному приросту, восполнявшему еще не так давно до трех четвертей естественную убыль населения, прослеживающуюся с начала 1990-х г.г., сокращение численности россиян не было столь катастрофическим». Прогнозируют сокращение численности россиян к 2050 году до 77,2 млн. человек.[1]

В то время, когда в Европе начали ужесточать режим допуска на свои территории мигрантов, в России, наоборот, происходит либерализация миграционного законодательства. Фактически миграционные процессы пущены на самотек, что грозит потерей государственного суверенитета. Заселение территорий, на которых с древнейших времен проживают русские, происходит интенсивно. Мигранты селятся там, где хорошо. Так, например, только за первых пять месяцев 2007 года в Краснодарском крае поставлено на миграционный учет было 69.471 человек, в Волгоградской области – 29.867 человек, в Ростовской области- 43.390 человек, а всего по ЮФО -211.321 человек. При этом снято с миграционного учета по всему ЮФО было лишь 47.384 человека. Вычитаем и получим, что за 5 месяцев 2007 года в ЮФО осело 163.937 человек. В Ростовскую область въехало 15.249 иностранных работников, на основании выданных разрешений на работу. Из них из Узбекистана 3.755 человек, из Таджикистана-3.199 человек, из Армении-2.326 человек, из Азербайджана-1789 человек, из Турции-1.233 человека. Это официально, а что на самом деле мы можем только догадываться.

В сфере предпринимательской деятельности мигранты руководствуются неписанными правилами и договоренностями, которые позволяют им проводить выгодную им ценовую политику, вытесняя местных предпринимателей. Под вывеской «национально-культурная автономия» реально действуют политические организации, отстаивающие права своих диаспор.

Мигранты приезжают в Россию в поисках лучшей жизни. Причем многие из них не отличаются законопослушностью. Их интересует лишь то, где и как можно побольше и легко заработать или украсть, «выдурить» у наивных и неорганизованных русских.

Уведомительный порядок регистрации есть злонамеренная политика заселения России. Мэр Москвы Ю.М. Лужков справедливо считает, что «решение пойти на создание незамысловатой «уведомительной» системы миграционного учета серьезная ошибка». Государство практически устранилось от какого-либо регулирования направления, скорости, объема, качества трудовых миграционных потоков и ограничило свои задачи необязательными функциями регистратора». [2] Мэр Москвы уверен, что «уведомительный принцип для нас неприемлем». Это создает в городе «ненормальную ситуацию и на рынке труда, и в сфере общественной безопасности». Он отмечает, «что мы, как не знали точно, сколько у нас в городе нелегалов, так и не знаем…. Миграционной службой в Москве с начала года выдано более 500 тысяч разрешений на работу, но официально устроились на нее лишь 150 тысяч. Спрашивается, где остальные 350 тысяч человек и чем они заняты?». В то время как «по сводкам правоохранительных органов, раскрытых и расследованных 40 процентов преступлений от общего их числа совершаются в городе приезжими»… По данным Всемирного банка, увеличение иностранных работников в какой-либо стране на 0,5 процента уменьшает заработную плату по стране на 1 процент…. Заработанное тратится не здесь, а отсылается домой». Происходит разрушение национальной системы профессиональной подготовки кадров по ряду специальностей, что приводит экономику страны в зависимость от мигрантов. Это нагрузка и на инфраструктуру, и рост преступности.

После США и ФРГ, Россия занимает третье место по числу мигрантов. Число незаконных мигрантов в России сейчас составляет около 12,1 млн. человек. Эта масса мигрантов, в отличие от зарубежных стран, практически не контролируется государством.

В Кодексе об административных правонарушениях появился раздел о депортации. Но депортация как мера воздействия слаба. При этом в миграционном законодательстве России и субъектов федерации есть нормы препятствующие возвращению русских из бывших союзных национальных республик СССР, где они подвергаются унижениям и дискриминации. У нас нет в законодательстве гарантий для русских, желающих возвратиться в места своего рождения или места рождения своих предков. Думается, что практика заботы о своих соплеменниках в Германии и Израиле может быть хорошим примером для России.

Вызывает недоумение желание властей призвать на свою территорию мигрантов и обеспечить их быт, создать хорошие условия труда тогда, когда многие коренные граждане России, в первую очередь русские, не имеют работы и продолжают вымирать. Государствообразующие народы России в таких условиях вымрут и повлекут за собой исчезновение России с политической карты мира как суверенного государства.

В миграционной политике предполагается реализовать весь набор методов воспитания: просвещения, убеждения, стимулирования и принуждения.

В плане просвещения планируется для коренных народов вести «постоянную разъяснительную работу с местным сообществом, особенно молодежью, со СМИ».[3]

Будут убеждать быть толерантными.

Стимулы рассчитаны только для мигрантов. Это легализация мигрантов, незаконно проникших и проживающих на территории России, создание для них национальных школ, культурных центров и т.д. Так, в Москве «…из обычной школы №157 сделали азербайджанскую, из школы №223-грузинскую».[4] Мигранты хотят, чтобы их дети учились в классах, укомплектованные по национальному признаку, хотят компактно расселяться. А это значит, что хуже будет изучаться русский язык, будут «выживать» русских из домов, кварталов создавая им нетерпимую обстановку. Мигранты юридически защищены в отличие от русских. Так, в Москве при фонде «Таджикистан» действует правозащитный центр «Миграция и право». Министерство труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан отслеживает информацию об отношениях в России русских к таджикам, предоставляет «регулярную информацию правительству о дискриминации».[5] СМИ 30 января 2008 года сообщили о создании «Московского центра содействия миграции», который будет оказывать мигрантам всяческую помощь.

Принуждение, то есть силовые методы воздействия со стороны правоохранительных органов, предназначены в основном для коренных народов, в случае, если они будут справедливо возмущаться. Их уже обвиняют в ксенофобии, разжигании расовой и национальной розни. Статья 285 УК РФ в редакции от 8 декабря 2003 года уже в народе называется «русской», так как судят по ней русских.

Современная правовая политика в области правового регулирования миграционных процессов приводит не только к потере экономического, но и политического контроля над территорией России, создает угрозу миграционно – демографического передела страны по аналогии югославской модели. Необходима новая концепция юридической ответственности за нарушение миграционного законодательства, за результаты социального управления миграционными процессами. Необходимо срочно установить уголовную ответственность за нарушение миграционного законодательства. В УК РФ в декабре 2004 года появилась статья о уголовной ответственности за организацию незаконной миграции. Но привлечь к ответственности за организацию незаконной миграции трудно, так же как и за организацию преступного сообщества. Часто эти организаторы находятся в тени. В силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств необходимо установить уголовную ответственность за нарушение всех пунктов ст. 7 «Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета» Федерального Закона РФ №109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Необходимо принимать срочные меры в сфере политики, экономики и права, чтобы сохранить государство и коренное население России, повысить благосостояние русских.

Только такими радикальными мерами можно установить должный правопорядок в стране, сохранить государственный суверенитет и территориальную целостность того, что нам досталось от исторической России после 1991 года.

Иванников И.А., профессор,

доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор ЮФУ

[1] Гаврилова И.Н. К проблеме государственной миграционной политике в Российской Федерации.// Государственная власть и местное самоуправление. 2007.№8.с.11.

[2] Лужков Ю.М. Москва- не проходной двор. От миграционной политики государства зависит эффективность экономики и спокойствие граждан России.//Российская газета. 16 ноября 2007 года.

[3] Там же.. С.13.

[4] Там же. С.14.

[5] Ульмасов Р. Проблемы регулирования внешней трудовой мигрвции. //Власть. 2007.№9. с.66.