Калиостро с компьютером.
Люди, умеющие проникать своим разумом в неведомое, узнавать тайное и скрытое, всегда вызывали, (в лучшем случае), зависть:
«И почему этому шарлатану всё удаётся в жизни — никак, философский камень изготовил, а скорее всего, просто обманом деньги вытягивает у доверчивых людей», в худшем — прямую злобу и ненависть, зачастую у сильных мира сего: узнает такой фрукт непостижимым образом о наших делах, да, не ровён час, вздумает непосвящённому «быдлу» рассказать — вот, смотришь, солидно профинансированные планы и под ударом…
Во все века тайнознатцы и просто люди более проницательные, чем обычно, были гонимы и часто заканчивали свои дни в тюрьме или на плахе. Хрестоматийный пример — Жозеф Бальзамо, он же граф Калиостро, узнавший о механике мира сего весьма много, и которого от печального конца не спасли ни тайные знания, ни влиятельные друзья. Но я взял это имя лишь для примера. И в наше время научного скепсиса и неверия в чудеса встречаются люди, настолько «глубоко копающие» те области, которые «копать» вовсе не рекомендуется, что к ним можно относиться, как к самым таинственным чародеям прошлого…
Джулиан Ассанж родился на северо-востоке Австралии, в городе Таунсвилл. Свою фамилию он носил по второму браку матери – его настоящего отца звали Джон Шиптон. Отчим же, Ричард Бретт Ассанж, был директором цирка-шапито, и мальчик начал свою жизнь в непрерывных переездах. Затем он потерял и приёмного отца: мать стала встречаться с неким Гамильтоном Лейфом, но тот оказался сектантом. У Джулиана только что родился сводный брат, а секта забирала себе новорождённых младенцев своих адептов. Поэтому мать Джулиана срочно покинула те места. Бродячая жизнь продолжалась ещё пять лет… В перерывах между самообразованием юноша сменил 37 школ, поступил в два университета, но из обоих ушёл. Полноценного высшего образования у него так и не появилось.
Чем больше путешествуешь, тем больше взращиваешь в себе любознательность, а переносной компьютер, предок ноутбука, всегда при тебе, позволяя проникать во многие тайны, с помощью мудрёных языков BASIC и FORTRAN. Жизнь кочевника парню, вероятно, смертельно надоела. Распробовав прелести электронного поиска информации, чтобы уйти в «виртуальную эмиграцию», 16-летний Джулиан серьёзно увлёкся IT – информационными технологиями, Особенно ему понравилось, что можно, зайдя куда тебя не звали, например, на сервер Стэнфордского университета, добывать то, чем делиться вовсе не хотят. Он выбрал себе никнейм (сетевое имя — псевдоним) Mendax — «Благородный лжец».
Подростки, изучая разные новые вещи, задаются вопросом, что у них внутри. Для одних это – радиоуправляемая машинка или папин приёмник, для других – программное обеспечение фирм и компаний. Вначале, когда компьютеры были большими, любопытные личности со слегка патологическим типом мышления научились бесплатно звонить по межгороду. Ведь сигнал удалённого доступа к телефонному коммутатору имеет такую же частоту (2600 герц), как обыкновенный спортивный свисток. Понявший это некий Джон Дрейпер собрал устройство из свистка и телефонного аппарата. Тогда-то впервые и появилось словечко «хакер» — «взломщик». А позже оборонное ведомство США изобрело ARPANET, предшественник интернета, позволяющий связываться через компьютер — сначала между правительственными учреждениями, затем — между различными бизнес-сообществами. В 80-е годы появились кредитные карточки… И умные, но гадкие хакеры поняли, что открыли свой Клондайк. Базы данных, где хранились номера и пароли карт, взламывали, данные похищали и продавали на закрытых интернет-площадках, либо пользовались ими сами. В наши дни убытки от хакерства в мире достигли 6 триллионов долларов.
Появлялись хакеры и попросту дурные. В 1983 году группа молодых людей взломала 60 компьютеров, в том числе несколько — в Национальной лаборатории Лос-Аламос, с помощью которых велись разработки ядерного оружия. Одна авария там — и сами понимаете.
Джулиан, юноша авантюрный, но не настолько испорченный, решил: «Мы пойдём другим путём». У него появились друзья, также увлекающиеся искусством компьютерного взлома, и они объединились в группу International Subversives — «Международные подрывники». Интернет в нынешнем понимании в годы юности Ассанжа был делающим первые шажки младенцем, существовали, пытаясь превращаться в глобальную паутину, лишь внутрикорпоративные сети, военные, типа ARPANET, либо университетские, работавшие со скоростью в полсотни килобайт в секунду.
Год назад проверка уровня компьютерной безопасности космического агентства NASA выставила ей оценку 2 балла. Это сейчас, на нынешнем уровне развития компьютерных систем. А в 1989 году группе Ассанжа потребовалась лишь хорошая DOS-атака, чтобы удалённо войти в центр управления полётами. Его не ограбили, не повредили технику, просто перед самой посадкой шаттла «Атлантис» на экранах мониторов возникла надпись «Черви против ядерных убийц», юношеская шутка, не больше.
Через год он взломал сервер Nortal Networks, канадского Останкино. Расследование шло несколько лет, против «подрывников» выдвинули 31 пункт обвинения, с которыми Ассанж, кстати, согласился, но всё закончилось штрафом в 2100 австралийских долларов, так как суд… не нашёл в его действиях корысти или преступного умысла.
Спустя некоторое время его задержали по подозрению в краже 500 тысяч долларов со счетов Sitibank of New York. Но обвинение доказать не удалось.
Затем шутки на грани фола прекратились: «подрывники» выросли. У них сформировалась идеология, главным постулатом которой было: лишь полная прозрачность информации спасёт наш мир от лжи и коррупции.
Три последующих года Ассанж работал вместе с академиком Дрейфусом Сьюлеттом, исследуя механику интернет-взломов и хакерской деятельности. Венцом исследований стала книга «Компьютерный андерграунд», настоящий бестселлер среди айтишников.
В 2006 году он начал разработку масштабного интернет-проекта Dead letterbox — «Почтовый ящик смерти», куда загружал бомбу за бомбой. И они начали рваться… Были опубликованы перехваченные сообщения на пейджеры высокопоставленных чиновников США во время атаки на Башни-близнецы 11 сентября 2001 года. «В здании Всемирного торгового центра сработало взрывное устройство…» Так рождался знаменитый сайт WikiLeaks — «Энциклопедия Утечек». С его помощью хакер думал спасти мир от продажности властей и информационной закрытости.
Ассанж обнародовал информацию о лагере в Гуантанамо, доказывая, что там содержалось до 150 совершенно невиновных людей — фермеров, водителей автомашин или поваров, многих из которых продали американцам за деньги. До 2010 года содержание выкладываемых в Сеть документов было чрезвычайно пёстрым, Ассанж «валил в кучу» буквально всё «остро пахнущее», обличая то лидера сомалийских партизан, то президента Кении — так ли уж это было важно? Однако, уже тогда он заставил уйти в отставку исландское правительство — и всего-то документами о том, как банк Kaupthing выдаёт кредиты на грани банкротства.
Сразу после этого забеспокоились финансовые магнаты – швейцарский банк «Джулиус Байер» подал на WikiLeaks в суд, протестуя против слива информации об отмывании им денег и вывода их в оффшоры. Но американский суд иск отклонил.
По-настоящему «полыхнула» сенсация 2010 года, когда сайт опубликовал секретную видеозапись армии США, на которой «солдаты свободы» расстреливают 18 человек, среди которых — два репортёра агентства Reuters, и ранят двоих детей, просто стоявших поблизости. Вскоре по этому делу был арестован шифровальщик Пентагона Брэдли Мэннинг, транссексуал, так и не понявший в результате, мужчина он или женщина, из чувства гражданского протеста гигабайтами таскавший копии секретных документов с военной базы. Через несколько месяцев WikiLeaks выложил в Сеть 90 тысяч секретных полевых сводок армии США о войне в Афганистане, из которых следовало, что демократы-освободители завязли в этой стране точно так же, как неистово обличаемый ими Советский Союз, и упомянул полтораста инцидентов, к которых американские вояки убивали мирных жителей.
Дальше — больше: Ассанж сделал достоянием гласности почти 400 тысяч донесений американских военных о войне в Ираке — доказательства пыток, убийств без суда, из-за чего погибло более 66 тысяч граждан страны. Жертвы описывались в конкретных случаях примерно так: «женская особь двух лет», «мужская особь десяти лет». Опубликованные Ассанжем донесения сообщали, что спецбатальон «Волчья бригада» из союзных американцам марионеточных сил пытал пленных, отрезая им пальцы и обливая кислотой. До разбирательства этих зверств не доходило. Так в Ираке «формировалась демократия»… Пентагон назвал эти публикации величайшей утечкой секретной информации в истории США. Но ни одного доказательства, что они причинили вред американской армии или иракским властям, приведено не было.
Ассанж добыл и выложил для общего пользования дипломатические депеши США за период с 1966 по 2010 годы. И этого сильные мира сего уже не простили. Ни одного официального обвинения против него не выдвинули. Но кислород начали перекрывать. Под весьма странными предлогами финансовые системы PayPal, Visa, Moneybookers и MasterCard отказались принимать пожертвования для WikiLeaks, банки Postfinance и Bank of America отказались обслуживать её счёт, а австралийская почта мгновенно закрыла на ремонт отделение, принимавшее денежные письма для Ассанжа. Исландская платёжная компания Datacell вроде как начала возражать… и была отключена от платёжной системы!
По всему миру, как по команде, начались призывы объявить WikiLeaks террористической организацией. В такой «солидной» газете, как Washington Times прозвучало даже предложение убить Джулиана Ассанжа! Делал схожие заявления и Дональд Трамп. От неугодного князьям мира сего правдолюбца срочно отвернулись благоволившие ему до того либералы. «Я думаю, что все мы можем согласиться, что Ассанж — подонок», — написал всё в той же респектабельной Washington Times либерально настроенный комментатор и блогер Пол Вальдман.
Почти сразу же после этого шведская прокуратура возобновила уже закрытое перед тем дело об изнасиловании. Оказывается, Ассанж проводил время с некоей шведкой и отказался надеть презерватив — вот и изнасилование. Хакера задержали в Британии и продержали за решёткой неделю. Тем временем, к Пентагону, создавшему спецотдел по борьбе с «Энциклопедией Утечек», присоединилось ЦРУ, создавшее ещё один. Вряд ли за бен Ладеном охотились с таким рвением.
24 февраля 2011 года британский суд постановил экстрадировать Ассанжа в Швецию, и тому пришлось спасаться в эквадорском посольстве. Он проведёт ещё 7 лет на двадцати квадратных метрах, без нормальной ванной, с полицейскими патрулями под окном. Будет давать интервью с балкона, осенённого эквадорским флагом. По сути дела, семь лет в таких условиях — разве это не полноценное тюремное заключение? Он страдал хронической пневмонией, артрозом плеч и кислородной недостаточностью, так как у посольства не было даже сада, где он мог бы погулять. Экстрадицию в Швецию через 5 лет отменили, но британская полиция всё равно была готова его арестовать «за неявку в суд в 2012 году». Не мытьём, так катаньем… Да ещё прибавилась угроза экстрадиции в США, где хакеру угрожает пожизненное заключение.
Ассанж захотел получить эквадорское гражданство, но с выдачей паспорта тянули и тянули. В конце концов эквадорский лидер Ленин Морено заявил, что поведение Ассанжа «грубое и угрожающее», он не убирает за своим котом и оставляет грязь в душевой комнате, а поэтому Эквадор умывает руки…
Почему же эквадорский президент предал человека, попросившего у него убежища? С одной стороны, он хотел восстановить отношения с США, испортившиеся при его предшественнике, Рафаэле Корреа. С другой, как выяснилось, WikiLeaks и после «посадки» Ассанжа не унялся, опубликовав весьма неудобные свидетельства об оккультных увлечениях ряда мировых лидеров. Ну, и за котом следить нужно.
Сейчас величайший в мире борец с непрозрачностью общественных институтов находится в тюрьме Белмарш, где условия не слишком отличаются от Гуантанамо. Доживёт ли он до февральского суда – вопрос.
После этого позорища, полагаю, о свободе слова, о западной демократии можно больше не упоминать. Было такое странное учение. Просто забудьте.
Антон Васильев
Источник: Слово