К берегам Тигра без Бориса Мугуева

  • Post category:Статьи

Интересы страны простираются далеко за её границы. И без зоны ответственности не может существовать ни одна самостоятельная страны, тем более такая лакомая для мировых монстров как Россия.

Наши предки отдавали жизни за интересы России на азиатских просторах вплоть до Индийского океана.

В 1916 году отряды Кавказского фронта выходили к Басре, формировали местные полувоенные формирования в Месопотамии, защищали армян от произвола турок, создавали очаги российской империи в Средней Азии.

О них в статье руководителя североосетинского отделения общероссийской общественной организации «Журналисты России»

Людям старшего поколения, зачитывались увлекательными произведениями Хаджи-Мурата Мугуева. Они интересны во многом потому, что автор был свидетелем и участником описываемых событий, особенно это заметно в одном из лучших его произведений – повести «К берегам Тигра». Увы, период участия Х.-М. Мугуева в Первой мировой войне совсем не изучен. Поэтому герои повести воспринимаются как вымышленные. Но как выяснилось, почти все они имеют вполне реальных прототипов.

В повести «К берегам Тигра» Мугуев так описывает рейд сотника Гамалия в Месопотамию, как будто сам в нем участвовал. Как известно, Мугуев (в те годы он был известен как Борис Мугуев, и героя повести так же звали – Борис) 1 декабря 1914 г. окончил ускоренные курсы Тифлисского военного училища был произведен в прапорщики и зачислен в 1-й Горско-Моздокский полк Терского казачьего войска, воевавший на Кавказском фронте. В октябре 1915 г. его производят в хорунжие.

В 1916 г. состоялся знаменитый рейд сотника Гамалия. Василий Данилович Гамалий, кубанский казак, служил в 1-м Уманском полку Кубанского войска. Будучи сотником, командиром 1-й сотни, он получил приказ командования – установить связь русских войск с англичанами, отправившись с сотней к берегам реки Тигр. Он вышел 27 апреля со своей 1-й сотней Уманского полка. Через горы и ущелья, укрываясь от турок за 10 дней дошел до города Басра, где и встретил англичан. Здесь он был награжден английским военным крестом и возвратился к исходному пункту в город Керманшах 1 июня 1916 г. Кстати в последствии, в отличие от героя повести, Гамалий участвовал в Белом движении, стал полковником и скончался в США в 1956 г. Интересно, что Гамалий летом 1918 г. оказался во Владикавказе и вместе с терскими казаками участвовал в боях в городе, известных как «Августовские события».

Как видно, в рейде в Месопотамию участвовали кубанские казаки. Но 1-й Уманский полк и 1-й Горско-Моздокский полк входил в одну 1-ю Кавказскую казачью дивизию, и возможно, кубанцы подробно рассказали о рейде хорунжему Мугуеву. Хотя в повести он и называет Уманский полк, но описывает свой родной 1-й Горско-Моздокский полк.

Командир полка полковник Стопчанский – это полковник Владимир Андреевич Стопчанский, кубанский казак. Он долгое время служил в артиллерии Кубанского войска, а весной 1915 г. его назначили командиром 1-го Горско-Моздокского полка.

До лета 1916 года Стопчанский командовал терскими казаками, а затем его назначили командиром бригады и произвели в генерал-майоры. Генерал Стопчанский участвовал в Белом движении, был инспектором артиллерии 1-го Кубанского корпуса генерала Покровского и в феврале 1920 г. был убит в бою под Белой Глиной.

Имеет своего прототипа и помощник командира полка войсковой старшина Кошелев. Николай Григорьевич Кошелев казак станицы Наурской Терского войска. Помощником командира полка он служил с декабря 1915 до сентября 1917 г., когда уже в чине полковника его назначили командиром 1-го Сунженско-Владикавказского полка. В 1918 г. полковник Кошелев участвовал в восстании терских казаков против советской власти, командовал отрядом и погиб в бою под станицей Павлодольской 4 ноября 1918 г.

Под своей фамилией проходит и полковой священник Ульян Спиридонович Церетели. Он происходил из дворян Кутаисской губернии, окончил Тифлисскую духовную семинарию. С апреля 1892 г. служил полковым священником 1-го Горско-Моздокского полка.

Полковой адъютант сотник Петр Георгиевич Бочаров из станицы Ессентукской, почти всю войну провел в своей должности. В последствие он участвовал в Белом движении, стал есаулом.

Довольно ярко в повести показан прапорщик Химич. Но реальный Иван Андреевич Химич был еще более выдающейся личностью. Родился он в 1880 году в станице Прохладной. К 1914 г. он был подхорунжим, прослужив в 1-м Горско-Моздокском полку семь сверхсрочных сроков. За боевые отличия его производят в прапорщики. Затем в течение 1915 г. Химич, за предыдущие отличия, получил Георгиевские кресты 4-й, 3-й, 2-й и 1-й степеней. Таким образом, в рейде в Месопотамию Химич мог участвовать уже будучи полным Георгиевским кавалером. Закончил Первую мировую войну Химич в звании сотника. Как и многие его однополчане, он участвовал в Белом Движении.

Упоминаемый Мугуевым командир корпуса генерал Николай Николаевич Баратов был самым тесным образом связан с терскими казаками. Он командовал 1-м Сунженско-Владикавказским полком, затем был начальником 1-й Кавказской казачьей дивизии. Во время Гражданской войны генерал Баратов был представителем Добровольческой Армии в Закавказье. В 1919 г., в Тифлисе в результате покушения он был тяжело ранен и лишился ступни. В эмиграции генерал Баратов возглавлял Союз русских военных инвалидов и скончался в Париже в 1932 г.

Еще более замечательной личностью был начальник штаба 1-й Кавказской казачьей дивизии полковник фон Эрн. Николай Францевич фон Эрн родился в 1879 г., окончил Академию Генерального штаба. В декабре 1916 г. его назначили командиром 18-го драгунского Северского полка, а в 1917 г. произвели в генерал-майоры. После участия в Белом движении генерал Эрн с 1923 г. проживал в Парагвае, являясь профессором местной Военной Академии. В войне Парагвая и Боливии Н.Ф. Эрн принял самое деятельное участие и за отличия был произведен в генерал-лейтенанты парагвайской армии. Умер он в Асунсьене в 1972 году, в 93 г.

Вот такие незаурядные личности послужили прототипами героев повести «К берегам тигра». Хотя Мугуев перенес место действий в другой полк, фамилии действующих лиц остались реальными, хорошо знакомы автору.

Читатели книги «К берегам Тигра» до сих пор уверены, что Мугуев сам побывал в этом рейде. Но в реальности в рейде в Месопотамию участвовали совсем не те люди, которых упоминает Мугуев (кроме Гамалия), и самого Мугуева там не было.

На самом деле к берегам Тигра отправились – сотник Гамалий, хорунжий Константин Перекотий (выпускник Владикавказского кадетского корпуса), прапорщики Гордей Денисенко, Александр Луговский, переводчик – сотник Персидской бригады сотник Ахмет-Хан, 107 казаков-кубанцев и 125 лошадей. Это подтверждается архивными документами и другими источниками.

К сожалению, в силу известных обстоятельств Х.-М. Мугуев не мог подробно описывать свое участие в Первой мировой войне, но в памяти не раз всплывали эпизоды тех лет: стычки с турками и курдами, ночные биваки, стремительные атаки.

Руководитель Североосетинского отделения общероссийской общественной организации «Журналисты России»

Феликс КИРЕЕВ,

г.Владикавказ