Начать хочется с оформления этой книги (Геннадий Сазонов. «Сияние слова Василия Белова. Встречи, беседы, воспоминания.» 2019, Вологда), которое стало её ярким началом: радостным, оптимистичным и жизнеутверждающим. Просто какая-то праздничная книга-подарок. И тем более ценная тем, что воспоминания написаны человеком, который лично встречался с Василием Беловым, жил с ним в одном городе, встречался с людьми, близко знавшими писателя. Жаль, что тираж её невелик.
На обложке — солнце, пронзающее зелёную листву. Именно в этой вечной борьбе света с холодным мраком сатанинской тьмы и видится мне смысл творчества Василия Белова. И на фоне вечной красоты природы – портрет классика современной русской литературы. Книга выстроена оригинальным образом: в ней и воспоминания людей, с которыми в разное время общался Василий Иванович, и мнения о писателе Белове российской читающей публики.
Повествование о жизни заключено в «биографические тетради», которые не только не вступают в противоречие с официальной биографией писателя, но дополняют её. С возрастом менялись убеждения писателя, корректируемые бунтарским характером Василия Ивановича. Однако духовные «обновления» не изменяли привязанности к земле: в душе прочно сидел главный ориентир его творчества – непреходящая любовь к русскому крестьянству, судьба которого проходит главной темой в партитуре его жизни.
Начинается же книга с предисловия, в котором автор объясняет свою задачу – «раскрыть личность писателя» и «увидеть Василия Белова живым, и непосредственным, каким он был на самом деле». Интересен новый факт биографии Белова —то, что юный Василий мечтал о море, о чём свидетельствует отсылка документов в Рижское мореходное училище. Ещё Василий мечтал профессионально заняться музыкой и поступал в Вологодское музыкальное училище, куда его не приняли. Этот невесёлый эпизод его жизни, однако, не помешал Василию не только самостоятельно совершенствоваться в игре на гармони, но и любить музыку всю свою жизнь.
Грязовецкий край сыграл важную роль в жизни будущего писателя. Именно в Грязовце произошли самые значительные изменения в его жизни: он познакомился с девушкой, ставшей верной спутницей всей его жизни; окончил среднюю вечернюю школу. Как подарок судьбы принял Василий предложение главного редактора районной газеты «Коммунар» Петра Неклюдова работать корреспондентом. Именно там и началась его профессиональная литературная жизнь. Однако сам Василий Иванович рассказал автору книги о том, что увлечение литературой пришло к нему ещё раньше — во время службы в армии, где в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» и в журнале «Звезда» были впервые опубликованы его юношеские стихи.
Но литературе пришлось на время отступить, так как осенью 1958 года делегаты районной конференции избрали Василия Белова первым секретарём Грязовецкого райкома комсомола. Так поэт стал неутомимым вожаком молодёжи и со всей пылкостью натуры целиком отдался этой работе.
Безусловным достоинством книги, на мой взгляд, является то, что автор, не повторяя автобиографические опусы о великих современниках, не только сумел подвести итоги жизненных отрезков писателя, но показал и связь времен между ними, проложив мост между началом жизненного пути писателя и его собственной оценкой бурной своей деятельности.
Тому же, кто хочет основательнее ознакомиться с этим периодом жизни Белова, автор предлагает подробную ссылку на источники. И, конечно же, самым лучшим источником этого периода, на мой взгляд, является его повесть «Страшнее всего тишина», где Василий Иванович воспроизводит обстановку, в которой довелось ему работать. Конечно же, автору было трудно найти соратников Белова этого периода: прошло много лет. Тем не менее, удалось разыскать и побеседовать с тем (единственным), кто работал с писателем в пору его комсомольской деятельности — Вениамином Мельниковым, который заменил Василия Белова на должности комсомольского вожака.
За то короткое время, пока Василий проработал в руководящей должности, он приобрел немало верных и надёжных товарищей, боровшихся за укрепление советской власти в Грязовце. Что ж, признаком сильной и цельной натуры всегда было растворение в любом деле, за которое брался, вера в правоту своего дела. Факты биографии Василия Белова нас в этом убеждают.
Для кого-то подобные факты станут откровением, но это так: писатель Белов в то время был атеистом, да ещё каким боевым… Пройдёт немало лет и Василий Иванович станет верующим человеком… Поворот на 180 градусов и, как итог — переосмысление всего: деяний собственных и истории Отечества. В результате бывший секретарь райкома становится глубоко верующим человеком. Много позже, на вопрос Николая Чепурных, корреспондента газеты «Завтра», отчего он считает себя грешным, Василий Иванович ответит так: «Я был коммунистом, секретарём райкома комсомола, обычным человеком…». Однако, на этом, как показала жизнь, запас его противоречий не исчерпывается.
Ещё ранее, в беседе с В. Бондаренко, Василий Белов, защищая советскую власть, подытожил: «Советская власть – была нормальная власть, даже сталинская власть, и народ к ней приспособился. А потом началась ненормальная власть, которой народ просто не нужен. Советская власть была создана и Лениным, и Сталиным, и даже Троцким, всеми большевиками, и государство, надо признать, было создано мощное. Может быть, самое мощное, за всю русскую историю. И вот его уже нет, и не будет. Нет и советской власти. Я понимаю, что и я приложил руку к её уничтожению своими писаниями, своими радикальными призывами. Надо признать. Я помню, как постоянно воевал с ней. …Вроде и прав был в своих словах, но государство-то разрушили. И беда пришла ещё большая…».
Кто-то воскликнет: какие, однако, исключающие друг друга взгляды! А вы задайте себе вопрос: много ли в нашей стране писателей, способных пересмотреть своё прошлое и признать свои ошибки и заблуждения? Их просто нет, и в своих ошибках они не признаются ни за что и будут стоять до конца на удобных своих позициях, дабы не испортить отношения с властью! Признать свои ошибки может только сильный и талантливый человек… А тем более – публично.
По мнению скульптора В. Клыкова, создателя памятника русскому поэту К. Батюшкову в Вологде, «силовое поле» вологодской земли создают два имени: современного нам писателя Василия Белова и выдающегося русского поэта Константина Батюшкова, чьё 200-летие в 1987 году отмечала вся Вологодская земля. «Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы», — призывал собратьев по перу знаменитый поэт. Вот и получилось, что в центре забот писателя Белова судьба северной деревни и крестьянства стали основными, так как писатель считал свою жизнь неотделимой от народа. Вот потому в «Вологодской тетради» много места отводится анализу судьбы деревни. Как известно, это главная тема творчества Василия Ивановича Белова и его сердечная боль. Публицистически очерки Василия Ивановича прямо выражают его взгляды на огромную роль крестьянства в жизни России во все времена. Можно и нужно рассматривать оскудение национального фонда как следствие оскудения русской деревни, а затем и её уничтожение, считает писатель.
И особенно важно именно сейчас говорить о значимости беловского слова. Да, именно сейчас, когда традиционные нравственные ценности объявляются несовременными, а пресловутые «общечеловеческие» объявляются единственно значимыми для всех. Публицистика Белова направлена на защиту истерзанной нашей Отчизны и писатель, не уставая, призывал русский мир дать решительный отпор интернационалистам, без устали твердящим о бесперспективности русских деревень. Воистину, писателю Белову было присуще провидение, потому он и питал сильное отвращение к разгорающемуся процессу глобализации, ибо одним из немногих разглядел в нём вымирание человеческого общества.
Насильственно внедряемые и чуждые для русских «новые ценности», пагубно сказываются в культуре, в быту и в образовании. Они ломают «через колено» нашу генетическую и обезличивают национальную особенность. «Надо стряхнуть дурман чужебесия», — писал Василий Белов. Борьба с чужебесием станет для него одной из главных тем и будет постоянно встречаться как в публицистических, так и в художественных произведениях. Россия должна жить и развиваться по пути, предначертанному ей Богом и не встраиваться в чуждые ей системы ценностей, противоречащие природе её народа. Таков был Василий Иванович Белов: категоричный и смелый в суждениях и оценках современной России.
Автор книги Геннадий Сазонов не является уроженцем Вологды, но приехав туда, что называется, «прикипел» душою к этому краю и его людям. Встречи и знакомства с яркими характерами вологодских людей нашли своё отражение в главе «Харовская тетрадь». Что касается портрета Белова кисти художника О.А. Бороздина, то здесь надо отдать должное – эта удачная работа является замечательным подарком всем нам. Спасибо автору книги ещё и за то, что он напомнил всем о том, что в природе имеется такой портрет Василия Белова. Большой художник «увидел» большого писателя!
Земляки не забывают Василия Белова, они уже провели четвёртые «Беловские чтения», на которые съезжаются писатели из разных городов России. Появилось новшество, названное «Малыми Беловскими чтениями», в которых основными участниками являются дети школьного возраста. Думается, будет нелишним напоминать о том, какое это огромное дело — в наше время приучать детей к чтению настоящей литературы!..
Книга Г.А. Сазонова представляет собой отменный путеводитель по творчеству большого писателя земли русской – Василия Ивановича Белова. Такие книги-исследования нам очень нужны. Недаром в послесловии приводится мнение о данной книге Ольги Сергеевны Беловой, верной спутницы жизни писателя. Она, на мой взгляд, сразу же отметила самое существенное — «необычный жанр и композицию» и то, что «всё написано с любовью к Белову». Сказано просто и замечательно!
Нина Черепенникова, кандидат философских наук, член Союза писателей России
Печатается в сокращении
Источник: Слово