Так что же делать?

  • Post category:Статьи

К тезисам Ю.Болдырева

Уроки кризиса и программы левых и национально ориентированных сил

Затронутые вопросы, несомненно, актуальны и важны! Касаются всех, без исключения людей. Но не все в должной мере осознают необходимость правильно и своевременно реагировать на сигналы о неблагополучии в нашем общем “Доме”. На Земле! Остается разобраться, что значит “правильно” и “своевременно”! Каковы критерии “правильности” и “своевременности”. Кто-нибудь знает, догадывается, ищет, задумывается над тем, что привычные представления насквозь субъективны и не имеют под собой истины, целостного представления о том, что происходит в человеческом сообществе, в частности, в России.

Проблемы не в правых, левых или еще каких-то, определенным образом “ориентированных”, пытающихся выяснить, кто более прав и лучше представляет, “как надо”!

“Как надо” не знает никто! И не узнает! Тем более если искать выход из проблемного состояния, оставаясь в рамках прежних представлений, из-за которых человечество оказалось в теперешнем критическом состоянии. Выход искать необходимо.

Но в границах традиционных представлений решений НЕТ!

Если этого не понимать, то все наблюдаемые “потуги” – самообман, бесперспективная борьба за место у распределительных рычагов, какими бы высокими помыслами она не украшена.

Уроков уж больно много. Голова от них “пухнет”. А главное не просматривается. В чем же истоки и основные причины проблем?

Куда “грести”? Куда идти? На что, на кого ориентироваться?

Что делать “простым людям”, так нареченным теми, уже “не простыми”, которым эти самые “простые” делегировали полномочия представлять их интересы? Им то, “простым”, что оставлено, уготовлено?

Ждать подачек от тех, кто с их попустительства выбрался “наверх” и сразу стал “непростым” и с “добытыми” привилегиями не желает расставаться!

Ждать, когда над ними проведут очередной эксперимент с заранее известным результатом, “как всегда”!

Что-то здесь совершенно не так! Принципиально не верно!

Кризис потому и кризис, – болезнь человеческого сообщества, что прежняя система взглядов и отношений исчерпала себя и не соответствует текущим реалиям. Не только в России! Во всем мире!

Кризис всеобщий, общечеловеческий, системный!

Кризис – свидетельство несоответствия законов человеческого сообщества объективным Законам, по которым развиваются события в нашей области пространства, в среде обитания, в земной среде, которым вынужденно подчиняется и человеческое сообщество. Можно сколь угодно полемизировать, отрицать, приводить в противовес “научно обоснованные” доводы, “доказательства” “не научности” такого представления.

Незнание объективных Законов, нежелание замечать их проявление, игнорирование самой возможности их существования – не освобождает людей от ответственности за их нарушение. Регулярные кризисные, критические ситуации, хронические болезни, многочисленные патологии, множество других неразрешимых, лавинообразно нарастающих проблем – это и есть расплата за близорукость, слепоту, гипертрофированное самомнение человека и человечества.

Это сигналы обратной связи о системном несоответствии, которое недопустимо в современных условиях. Слишком велико и глобально деструктивное влияние человека на среду обитания и на само человечество!

Это сигналы о необходимости существенной коррекции мировоззренческих взглядов, подходов к оценке места и роли человека в Среде Обитания.

Вот какие вопросы выходят на первый план. Вот, что надо обсуждать, причем немедленно, иначе будет поздно! Нечего и некому будет исправлять и корректировать!

Не замена одних на других, “не своих” на “своих”, “не наших” на “наших”. Такие “рокировки” мы не раз наблюдали и наблюдаем сейчас. Спасибо, не надо, уже проходили, насмотрелись, наелись, накушались! “Наши” очень скоро станут “не нашими”, “свои” – “не своими”. Как только достигнут своих локальных, субъективных целей!

Специфика России

Кризисные ситуации, ставшие хроническими, – свидетельства всеобщего системного несоответствия объективным Законам. Россия – не исключение. Но в ней имеют место специфические особенности, которые были всегда. Не будем вдаваться в “историю с географией”, выискивая далекие причины и приоритеты, подтверждающие возможную исключительность исторического прошлого.

Какова исключительность России в сегодняшней ситуации! Исключительность – в глубине развала инфраструктуры некогда могущественного государства, в превращении его в невнятное образование. По форме в нем все атрибуты государственности присутствуют. Но при этом никто никогда не видел и не слышал, какие же цели и приоритеты являются общегосударственными, общероссийским, общенародными целями. Какова стратегия, на реализацию которой должны быть направлены политическая воля властей и усилия сограждан, которым была бы понятна позиция властей?

Ничего этого НЕТ, и не просматривается в перспективе.

Последствия этой невнятности очевидны и скажутся в ближайшем будущем, на глазах текущего поколения. Дело даже не в развале производственной структуры страны. Но это, в частности, – полный “абзец” в воспитании и образовании молодого поколения, активизированный в постперестроечный период, продолжающийся до сих пор.

Воспитание и образование не может быть стихийным процессом, и, тем более, процессом, в который можно безнаказанно вмешиваться некомпетентным “реформаторам”, не имеющим ни малейшего представления о последствиях и об ответственности за содеянное. Никто в верхних этажах власти не в состоянии осознать и остановить этот беспредел в подготовке молодых сограждан. Такое безответственное вмешательство в эти тонкие процессы порождает неисправимый “брак в производстве”, который обязательно скажется в течении жизни совершенно непредсказуемыми негативными последствиями, когда эти молодые заменят теперешних у рычагов власти.

Это не надуманный “бред”, “пугалка” со стороны человека, почти 50 лет проработавшего в системе высшего образования, на глазах которого происходит уже очевидная, усиливающаяся деградация выпускников школ, поступающих в ВУЗ. В школе, а по сути, еще раньше у детей “убита” их индивидуальность, любопытство, тяга к творчеству, самостоятельному мышлению, способность искать решения, брать ответственность на себя за эти решения. “Убиты” ценности, ориентиры, морально-этические устои.

Кто виноват? Что делать? Думайте сами, решайте сами!

Можно лишь отметить, что эти деградационные процессы очень рельефно обозначены в современной России.

Почему в России? Да потому, что Россия в одночасье превратилось в “слабое звено” в мировом сообществе, от былого величия которой остался “пшик”, пузыри, ностальгия.

Плохо это или + хорошо? Бытует мнение, что +. навсегда!

С этим нельзя согласиться. Это неверно!

“Слабое звено” в традиционном измерении, на фоне “сильных”, “благополучных” стран мирового сообщества, которых кризисные ситуации затрагивают в не меньшей степени.

“Слабое звено” в том смысле, что страна по собственной глупости, или, как многие склонны считать, по “злому” умыслу внешних и внутренних врагов, упала “ниже плинтуса” и продолжает катиться вниз. А хочется вернуть былое “величие”, тем более, велика ностальгия по прошлому. Ничего не получается, господа, и не получится. Весь ход происходящих событий, словно, показывает, что традиционный путь подъема, выхода на прежний уровень для нас – закрыт. Мол, ищите новые принципиальные решения, опережающие ранее не известные технологии, учитывающие реалии, объективного Мира, Его стратегию и динамику развития процессов, в которых человек вольно или невольно участвует, нарабатывая свой субъективный опыт. Опыт необходимый, но не осмысленный в должной мере и потому не используемый во благо.

“Слабое звено” в отличие от “сильных” обладает способностью к развитию, способностью разглядеть то, что скрыто, что менее заметно в “благополучных” странах, которых устраивает их текущее состояние.

Россию не устраивает ее текущее состояние. Не должно устраивать!

Вот и пыжимся, пытаясь “восстановить” былое “могущество”. Но ничего не получается и не должно получаться. В рамках традиционных отношений – решений нет! Ищем, кто виноват, кого и на кого менять. Придумываем субъективные, надуманные проекты и прожекты. Куда и на какие задачи направить финансы, которые, “как всегда” быстро исчезают на начальных траекториях, на “тупиковых” станциях инициаторов, “отправителей груза”. Иначе в сложившихся бесконтрольных и безальтернативных российских условиях и быть не может.

Какие уроки можно извлечь?

1. Ситуация в России – наиболее наглядное проявление всеобщего системного несоответствия законов и отношений в человеческом сообществе объективным Законам. Это повод и необходимость для их осмысления. Понять истоки, значит, найти решения!

2. Россия с ее текущими проблемами оказалась в эпицентре событий, неотвратимость которых очевидна и требует радикальных решений. Человечество по большому счету исчерпало свой лимит вседозволенности. Слишком велика цена ошибок! Слишком глобально влияние человека на Среду и на самого человека, превратившего себя в заложника им же созданной технократической инфраструктуры, в “человеческий фактор”, в источник нестабильности, втиснутый в ячейки инфраструктуры с жестко регламентированными функциями. Но он по определению не “вмещается” в эти рамки, противные его естеству. В частности, человек сам превратил себя в пожизненного клиента медицинской индустрии, которой выгодно, чтобы люди болели. Такое же положение практически во всех сферах человеческого социума.

3. Технократическое сообщество, его законы и выработанные на их основе отношения – это, как бы помягче сказать, – бесперспективная утопия, тупик, сродни опорочившим себя теориям утопического социализма и коммунизма. Утопия именно потому, что предполагает такую организацию отношений, когда все звенья, системы и подсистемы работают ИДЕАЛЬНО?! Было ли когда-либо такое?

4. И не будет! До тех пор, пока человеческое сообщество выстраивает свои интересы и приоритеты исключительно на субъективных представлениях и людских законах, ориентирующихся на локальные, потребительские цели и задачи. До тех пор, пока игнорируются очевидное, не признается Реальность, которая есть и не зависит от “выкрутасов” человеческих, от того, признает Ее человек или игнорирует.

5. Необходимо, наконец, осознать, что есть нечто единое, общее, объективное, одинаково важное для всех без исключения людей, коль скоро все живем на общем для всех “космическом корабле”. На Земле, на этом живом, развивающемся, непрерывно функционирующем по Законам, неведомым человеку, Образовании.

6. Это та самая объективная Реальность, игнорирование которой и порождает неразрешимые проблемы и противоречия в человеческом сообществе, присвоившем себе не свойственную роль гегемона, царя природы, центра мироздания.

7. Должна быть альтернатива привычному, общепринятому, безвариантному развитию событий в человеческом сообществе. И такая альтернатива есть. Все о ней знают, говорят, но не используют. Привычное подавляет.

Ситуация в России таит в себе благоприятную почву для разрешения проблем, имеющих всеобщее значение. Базовой основой для этого является признание объективной Реальности, как грандиозного целостного живого непрерывно функционирующего Образования, которому принадлежит и Земля со всем, что на ней и в ней. Человеку в нем отведена вполне определенная роль и место, осознать которое еще предстоит. Это не абстрактные, беспочвенные рассуждения. Это – целостный взгляд на мир, на место и роль человека в нем, в котором видны многие теперешние несуразицы и пути выхода из противоречивых ситуаций.

Мельников Валерий Ефимович, доктор технических наук, профессор МАИ,