Основная проблема Северного Кавказа – не экономическая, а политическая.
Неисполнение российских законов в республиках, в отличие от остальной России, носит системный характер и подпитывается наличным политико-административным делением, доставшимся от советской власти. Северокавказские республики – это своеобразные «государства в государстве», проводящие внутри РФ политику защиты интересов «титульных» наций, при игнорировании остальных. Кадыров отстаивает права чеченцев, Мамсуров – осетин, Эбзеев – карачаевцев, и т.д. Федеральные структуры, призванные защищать права всех россиян, вне зависимости от их национальности и происхождения, в республиках практически не действуют. Именно фактическое неравноправие этнических групп, дискриминация со стороны «титульных», и приводит к многочисленным конфликтам, из-за которых Кавказ снискал себе недобрую славу постоянной «горячей точки» Евразии.
Напрашиваются шаги по изменению имеющегося административного деления. Страна Советов во главе с партаппаратом КПСС строила коммунизм и искала союзников в этом отношении среди национальных элит, предоставляя им особые привилегии. Новая Россия строит демократию, а она немыслима с этнократией, царящей в кавказских республиках. Демократия опирается на закон, основным законом является Конституция Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Конституции РФ, все её субъекты – равноправны. Статья 2 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Статьёй 19.п.2 провозглашено: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Эти статьи реально не работают в условиях Северного Кавказа. Субъекты в статусе республик (в отличие от краев, областей, городов федерального значения и т.д.) именуются государствами, и обладают дополнительными правами – на собственную конституцию, гимн, флаг, свой государственный язык, используя их как ресурсы для создания преференций одной из национальных групп в ущерб всем другим. Эта не только создаёт почву для межнациональных конфликтов, но и формирует крайне неконкурентоспособный тип экономики, основанный на этноклановой солидарности и противоположный профессионализму. Итог: все северокавказские республики высокодотационны, и висят тяжёлым бременем на российском бюджете.
Такова действительность.
Необходимость изменения сложившегося положения осознаётся не только в центре, но и на местах. Имею в виду не местную власть, а самих граждан, их объединения.
Так Кумыкское (народное движение «ТЕНГЛИК»), Ногайское (общественная организация «БИРЛИК») национальные сообщества ставят вопрос о преобразовании Республики Дагестан в Западно-каспийский край и придании нового статуса районам Ногайский, Тарумовский, Кизлярский, Бабаюртовский, Балкарское (общ. организация «Совет старейшин Балкарского народа») о придании нового статуса Зольскому, Эльбрускому, Чегемскому, Черкесскому районам, русское, славянское, казачье сообщества о придании статуса новой области Бабаюртовскому, Кизлярскому, Наурскому, Щелковскому, Прохладненскому, Майскому, Моздокскому, Нефтекумскому, Курскому районам. Таким образом, остро стоит вопрос о судьбе, как минимум, 15 районов СКФО.
Если обобщить мнения ряда национальных сообществ СКФО, формируется следующее предложение по структуре округа:
1. Округ состоит из 4 краев – Западно-каспийского, Северно-кавказского, Восточно-кавказского, Ставропольского и 4 областей – Горной, Степной, Терской, Центрально-кавказской.
2. В состав Степной области предлагается включить – Ногайский, Тарумовский районы; Центрально-кавказской области – Зольский, Эльбруский, Чегемский,Черкесский; Терской области — Наурский, Щелковской, Кизлярский, Бабаюртовский, Прохладненский, Майский, Моздокский, Нефтекумский, Курской районы;
Республику Карачаево-Черкессия предлагается переименовать в Горную область.
3. Предлагается включить в состав:
Западно-каспийского края — районы нынешней Республики Дагестан без 4 северных районов,
Северно-кавказского края – районы Северной Осетии без Моздокского и КБР без 4 западных районов, Прохладненского и Майского,
Восточно-кавказского края — районы Чеченской республики без Наурского и Щелковского, и районы Республики Ингушетия,
из состава Ставропольского края вывести Нефтекумский и Курской районы.
Такое административное деление округа:
1. Нарушит сложившееся клановое разделение сфер влияния, уменьшит их влияние на принятие решений в экономической, социальной области.
2. Сгладит ряд принявших антагонистический характер противоречий, раздирающих округ.
3. Выведет из понятийного оборота населения привязку административно-территориального деления к национального признаку.
4. Введение новых конструктивных сил в поле окружной политики позволит более успешно противостоять влиянию экстремистских кругов кавказского подполья.
5. Позволит упорядочить и унифицировать отношения практически со всеми национальными сообществами СКФО.
Конечно, данное предложение нуждается в экспертном обсуждении и детальной прорисовке сценариев развития событий.
Задача общественных сил – поставить вопрос, показать его злободневность и принять активное участие в его проработке.
Сергей Кучеров, сопредседатель СРН