Не знаю, насколько это будет интересно большинству, ибо проекты эти сугубо локальные. Для начала небольшая вводная.
Речь идёт о Камчатском крае.
Территория – порядка 700 тысяч квадратных километров. Население – неполные 400 тысяч человек, из которых около двух третей проживают в петропавловской агломерации (города Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск и их пригороды).
Основа экономики – добыча и переработка рыбы и морепродуктов. Небольшая доля (около 10%) – горнодобывающая отрасль. Совсем чуть-чуть – лесообработка и, типа, туризм. Года два назад, была какая-никакая обрабатывающая промышленность (судоремонт), но сейчас два последних судоремонтных завода Камчатки на грани закрытия и отнюдь не по причине кризиса.
Пассажирское сообщение полуострова с материком, а также краевого центра с удалёнными районами края – только воздухом, притом что большая часть населённых пунктов края находятся на побережье, а порт Петропавловска имеет круглогодичную доступность.
Энегретика на 80% – на привозных нефтепродуктах (мазут и солярка), притом что регион имеет самый большой в мире потенциал геотермальной энергии, о необходимости использования которого умные люди говорят уже лет пятьдесят, но который до сих пор не покрывает и 5% энергопотребления полуострова. В результате Камчатка славится самой дорогой в мире электроэнергией, себестоимость которой в некоторых районах доходит до 16 руб./кВтч.
Что же можно сделать прямо сейчас? Приведу три примера.
Во-первых, возобновить пассажирское морское сообщение (как внутреннее, так и внешнее), свёрнутое ещё в 1980-е годы, в светлые советские времена. Тогда КПСС предложило выделить дополнительные деньги на то, чтобы сделать авиацию для камчадалов дешёвым видом транспорта. В 1985-м году авиабилет П.-Камчатский – Оссора (который сейчас стоит около 9 тысяч рублей) стоил, как проезд по Петропавловску на такси. Естественно, при таких тарифах болтаться по нескольку дней в ржавых посудинах по волнам Тихого океана казалось бессмысленным. Сейчас же это очень сильно разрядило бы социально-экономическую ситуацию в регионе, так как снизило бы стоимость поездки “на материк” раз в пять. И больших затрат это не требует. Покупка одного пассажирского судна (а для начала достаточно и одного) – вполне подъёмная сумма для одной из крупных рыболовецких компаний полуострова (таких как ЗАО “Акрос”, ОАО “Океанрыбфлот” или “Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина”). Доказательство тому – ряды новёхоньких плавбаз зарубежного производства у их пирсов. В случае наличия минимального режима благоприятствования и толчка с нужной стороны должно быть несложно убедить их руководство основать это направление, как неосновной вид деятельности. А спрос на него будет. Это можно гарантировать.
Пример второй. Начав подтягивать друг к другу мелкие независимые энергокомпании полуострова (КамГЭК, эксплуатирующую одну из районных ГЭС, Камчатбургеотермию, обслуживающую термальные скважины на юге Елизовского района и другие), заручившись поддержкой всё тех же рыболовецких компаний и других коммерсантов полуострова, возможно, при поддержке внешнего инвестора, начать активно развивать геотермальную энергетику на полуострове с целью ненавязчиво выжать с энергетического рынка регионального монополиста – ОАО “Камчатскэнерго” и перехватить имеющиеся у неё во владении Мутновскую и Паужетскую ГеоЭС, которые на сегодняшний день не экономят деньги потребителей, так как принадлежат, в конечном счёте, всё тому же Чубайсу. Всё это позволит, в случае успеха, во-первых снизить стоимость энергии на Камчатке в несколько раз, получить энергетическую независимость полуострова от материка и, что очень важно, пересесть на возобновляемый и экологически 100%-но безопасный источник энергии, хоть и не самый дешёвый из возможных.
И третий пример. Немного с уклоном в “инновационную экономику”, но всё же. Я предлагал запустить на Камчатке строительство струннотранспортной магистрали Юницкого по маршруту П.-Камчатский – Мильково – Ключи – Оссора – Тиличики. Лень сейчас искать в интернете карту. Короче, трасса общей протяжённостью около 1200 километров. На сегодняшний день наземное сообщение краевого центра с Ключами – только сезонное. Пассажирское с Оссорой и Тиличиками – только воздухом. При этом транспорт Юницкого в строительстве дешевле автомобильной дороги и способен работать в любых ландшафтно-климатических условиях. По стоимости эксплуатации в несколько раз дешевле авиации, а по скорости сравним с ней. При этом сама система юнибуса на сегодняшний день практически отработана и готова к промышленному использованию. Даже где-то в Амурской области, вроде как, намереваются строить первую магистраль для доставки руды из труднодоступных шахт. Финансировать проект по моей задумке должно было ЗАО “Корякгеолдобыча” (ещё недавно крупнейший в России добытчик платины – до 60% российской добычи), а также другие горнодобывающие компании края, ведущие добычу в Олюторском районе Камчатки, центром которого и являются Тиличики. Учитывая то, какие деньги они тратят на переброску на север персонала (а они арендуют целые авиарейсы), этот проект был бы для них вполне рентабельным.
К несчастью, этой осенью большая часть горнодобывающих компаний (включая КГД) объявили о консервации рудников. Добывать платину стало невыгодно из-за падения цен на сырьё. Как ситуация будет развиваться теперь – я не знаю.
Виталий Хованов
Петропавловск-Камчатский