Рязанская конференция и парадоксы взглядов на проблему социальной сущности ислама

Обсудить

«Прочь, иудей и язычник! – кричит христианский фанатик, Проклят язычник и гой, – в бороду шепчет еврей, Христианина на кол, а иудея в геенну! – В песне турецкий малыш высмеял тех и других. Кто из них к истине ближе? Реши! Во дворце твоем, боже, Пляшут фигляры – и я мимо всего прохожу»

Иоганн Вольфганг Гёте

… 29 февраля 2008 года. Рязань. В огромном зале государственного педагогического университета им. С.А. Есенина проходит всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 90-летию со дня основания РККА. В зале в основном десантники Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова.

С Кораном и со своей книгой «Ислам» выходит к рядам слушателей Петраш Юрий Григорьевич, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, ветеран Великой Отечественной войны, известнейший ученый-исламовед и начинает доклад с показа социально-исторических истоков современного фундаментализма и терроризма под флагом ислама, обращаясь к истории создания Корана, отразившего в своем содержании социальные интересы ранне-феодальных слоев становившегося арабского халифата. И тут буквально вскакивает со своего места некий гражданин, оказавшийся членом Общественной палаты Рязанской области, перебивая доклад: «Я как мусульманин протестую против критики Корана. Второй раз мне приходится делать это публично с требованием не касаться священного Корана. Как вы смеете судить о Коране, а еще профессор …» В наступившей в зале тишине автору данной статьи пришлось встать на защиту своего учителя, близкого друга и заслуженного ученого, публично обратившись к протестующему с просьбой быть толерантным и уважать точку зрения докладчика, тем более к которому прислушивался даже В.Жискар д’Эстен, бывший президент Французской Республики, ныне – разработчик Конституции Евросоюза по вопросу противодействия хулиганствующих арабов-мусульман и с которым ученый-исламовед состоял в личной переписке. Но он снова вскочил со словами, будто профессор не знает, что «ислам – самая миролюбивая религия, название которой происходит от понятия «салам» – мир вам…. Не знаете вы и того, что джихад в исламе – это вовсе не призыв к войне, а обращение к помощи бедным …»

Тираду истового мусульманина автору совместно с организатором конференции удалось приостановить. Ход доклада был изменен и направлен в русло ответа на парадоксальные утверждения о миролюбии ислама и терроризме, к которому «религия пророка» не имеет будто бы никакого отношения. Этой тирадой возбужденный мусульманин пытался вывести ислам из тени терроризма и выставить его некой «особой» религией. Напрасно. Бурная и полная трагизма история человечества не выработала ни идеальной идеологии, ни такого же рода религии. Единственным утешением после сорванного выступления для заслуженного академика Петраша Ю.Г. явились громкие овации участников конференции и просьбы офицеров и курсантов Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. генерала армии В.Ф. Маргелова и работников культуры г. Рязани поставить личный автограф на книге «Ислам».

Приведенный автором настоящей статьи имевший место эпизод в Рязани наглядно демонстрирует, что даже попытка (выделено мною, И.С.) привлечь внимание общества к мусульманскому экстремизму пресекается на корню мусульманскими ортодоксами.

А что будет завтра?

Наверное то же, что произошло в Джорджтауне, «где Bat Ye’or, крупный специалист по этой проблеме, захотела прочесть лекцию перед студентами, и тогда организованные группы арабов-мусульман сорвали ее выступление, выкриками и шумом не давали ей говорить. А вместо того, чтобы ее защитить, студенты, евреи и христиане позднее извинялись за ее “взгляды”, которые, с их точки зрения, были “недостойными” и “отвратительными”. Но ведь Bat Ye’or – знаменитый историк, сегодня это самый крупный эксперт в мире по проблеме положения меньшинств в мусульманских странах с древнейших времен и по сегодняшний день[1]». И мы были не в Джорджтауне, а в самом центре России, которая является светским государством.

Думается, что Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации сможет умерить претензии на чрезмерную активизацию религиозного наступления в стране, т.к. весь наш дальнейший прогресс зиждется не на религии, а на научно-техническом и светско-культурном потенциале, поэтому любые попытки подменить его религиозным мировоззрением есть откат к средневековым вариантам господства ненаучного понимания объективных законов природы, общества и мышления[2].

Таким образом, необходимость обсуждения настоящей проблемы вытекает из следую­щих двух об­стоятельств. Во-первых, ислам как мировая религия занимает в настоящее время второе место в мире, – после христианства, – по числу своих приверженцев. Во-вторых, в связи с активизацией мусуль­манского экстремизма в различных регионах земного шара у немусуль­ман возникает своего рода «исламофобия» и это вносит в отношения между мусульманами и нему­сульманами негативный элемент насторожен­ности, а то и откровенной взаимной вра­жды. Примеров этому несть числа и мы не станем доставлять нашим читателям непри­ятных мыслей. Все указанное способно выдвинуть ситуацию в мире за рамки нор­мальных цивили­зованных межэтнических и межконфессиональных отно­шений. Проблема приобретает поистине общепланетарный масштаб. Между тем, насколько известно автору, ее не ка­сается ни одна из имеющихся научных работ. Именно осознание указанной ситуации в мире и в научном исламове­дении в частности побудило ветерана и патриота России Петраша Ю.Г. обратиться к проблеме идеологических основ мусульманского экстремизма, фундаментализма и терроризма, за плечами которого опыт многих десятилетий живого общения с мусуль­манским населением в разных регионах бывшего СССР. И это дает ему известное право судить о некоторых аспектах обозначенной здесь проблемы, опираясь не столько на теоретические ориентиры и аргументы теологии, сколько на обобщения своих мно­гочисленных наблюдений.

Современный мир потрясают многие негативные явления, несовместимые с принципами гуманизма и прогрессивными идеалами нынешней цивилизации. Среди таких негативных явлений заметное место занимают экстремизм, фундаментализм и терроризм, выступающих в облачениях ислама[3]. За последние десятилетия мир не раз содрогнулся от пиратских акций тех, кто под покровом защиты “истинной веры пророка” совершили неслыханные злодеяния против человечества. Немало пострадала от них и Россия, наш многонациональный народ. Эти формы хорошо известны. Они вызывают законный гнев и единодушное осуждение всех честных граждан страны. Но осуждать можно сколько угодно, без эффекта пресечения этого зла. Важно обнажить эти скрытые силы, которыми оно двигается.

Силовые структуры России, главная роль которых отводится Вооруженным силам, армии, хорошо справляются с задачами упреждения и нейтрализации исламской экспансии. Достаточно сказать, что ежегодно предотвращаются десятки террористических акций и подавляются многие гнезда вооруженных исламистов. Это несомненные наши успехи. Но при этом существенным недостатком остается тот факт, что мы не всегда знаем о тех социально-мировоззренческих истоках, которые питают современные формы мусульманского экстремизма, фундаментализма и терроризма. Не зная этих истоков и их вдохновляющей силы, мы допускаем существенные просчеты, которые можно свести к следующим основным факторам социально-мировоззренческой дезориентации. Будто[4]:

– как убеждает общественное мнение, либеральная пропаганда, перечисленные реакционные явления не имеют ничего общего с вероучением ислама и его высокоморальными принципами;

– эти антигуманные акции есть эпизодические проявления отдельных “хулиганствующих” элементов, фактически использующих ислам как ширму для своих амбициозных целей;

– “чистый” или классический ислам не содержит столь аморальных принципов, какими руководствуются современные асоциально-мусульманские элементы;

– ислам не источает никаких антипрогрессивных идей и находится в полной гармонии с интересами мира, прогресса и гуманизма;

– ислам в целом не может нести ответственности за деяния отдельных “злонамеренных типов”, фактически действующих вне русла “религии пророка”.

Все современное модернистско-приспособленческое богословие внушает мировой общественности эти идеи. Фактически за ними скрываются цели укрепления позиций ислама в мире, отведения от него критики со стороны прогрессивной общественности.

Политика не всегда совпадает с объективностью. И это доказывает практика некоторых кремлевских политиков[5], когда, осуждая исламистские поползновения, они представляют их внеисламскими эпизодическими явлениями и возносят хвалу самому “миролюбивому” вероучению ислама. Это – популизм, поступающийся истиной. Всякая религиозная система, как результат антагонистических социальных условий, в своем содержании имеет (и сохраняет) недружелюбное, а то и откровенно враждебное отношение к другим религиям. Это отношение, получая гипертрофированные формы, может экстраполироваться на целые сообщества, находящиеся вне данного религиозного культа.

И ислам в этом объективно-закономерном процессе – не исключение.

Складываясь в западной части Аравийского полуострова в условиях разложения родоплеменных отношений арабов и формирования у них раннеклассовых отношений (VII в.), ислам вобрал в свое социальное содержание те реальные враждебные отношения к неарабскому миру, в окружении которого протекал процесс становления политической власти будущего халифата. Этот процесс не мог протекать в форме идеологии в силу того, что арабское общество с его доклассовой структурой не могло выработать таковой, и борьба за утверждение власти господствующей верхушки могла проходить под религиозным флагом. Тенденция объединить арабов вокруг идей борьбы за утверждение единобожия (тавхид) выработала враждебное отношение к многобожникам. Именно многобожие, господствовавшее в родоплеменной организации арабов, было серьезным

препятствием на пути объединения вокруг торговых центров Мекки и Медины. Поэтому созданный основной письменный источник, Коран (середина VII в.), письменно оформлявший становление единобожного ислама, полон заклятий многобожия и требований строгого монотеистического культа Аллаха. Множество аятов Корана выражает крайне враждебное отношение к многобожникам вплоть до их физического уничтожения. “Аллах – враг неверным!” (2.92), “И убивайте их, где ни встретите…”; “Таково воздаяние неверных !” (2, 187); “О, пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним!” (9,74); Не уверовавших в Аллаха “бейте же их по шеям, бейте их по всем пальцам!” (8,12). И так далее.

Коран видит врагов в тех, кто не уверовал в Аллаха или отступил от этой веры. Он прямо призывает отдаляться от них, не вступать с ними в дружеские и родственные отношения: “И сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху” (8,40). Погибающие в борьбе за “веру пророка” объявляются шахидами и окружаются почетом. Аяты Корана трижды восславляют шахидов как примерных защитников ислама, души которых Аллах вознаградит “высшей наградою”: “ И если кто сражается на пути Аллаха или будет убит, Мы (Аллах – И.С.) дадим ему великую награду (4,76. См. также 3,163; 47,5).

Столь воинствующие аяты главной святыни ислама, естественно, во все века его существования служили и служат идеологической основой для отчуждения мусульманского мира от “стана неверных”. Однако по мере развития всесторонних контактов Востока и Запада воинственные призывы Корана в целом умеряются модернизированными интерпретациями мусульманского богословия. В ходу методы либо замалчивания многих положений Корана, контрастирующих своими средневековыми архаизмами, либо тщательностью их приспособления к “духу времени”.

Мусульманский экстремизм находится в едином русле религиозного экстремизма других конфессий. С той поры, когда социальное развитие современного общества ограничено законодательными актами деятельности религии и церкви, наиболее ортодоксальная часть ряда конфессий заняла позиции противоборства государственным законам. В этом потоке религиозного экстремизма оказался и ислам. Появилась масса экстремистских течений и организаций, в том числе и ваххабитов. Тайно и явочным порядком они игнорируют, в частности, российское законодательство о культах. В арсенале их пропагандистских средств идеи панисламизма, пантюркизма, выхода из состава России и образования государства на правовой основе Шариата и т.д.

Мусульманский экстремизм разжигает чувства религиозного фанатизма, исключительности ислама и необходимости утверждения его господства во всем мире. При этом на все лады превозносится Коран как “книга книг”, пропагандируется система обучения молодежи на его мировоззренческих основаниях, внушаются идеи о превосходстве “мусульманской цивилизации” и отделения ее от остального мира.

Антиобщественная деятельность мусульманского экстремизма многообразна, но едина: превознести ислам как высшую модель духовной культуры, соответствующей интересам человека и мирового человечества в целом. И для достижения этих целей, считают мусульманские экстремисты, все средства хороши. В том числе и терроризм.

Можно ли считать вакханалию развязанности терроризма досадным эпизодом или внеисламским феноменом, как это нередко представляется модернизированной мусульманской пропагандой и популистской политикой, да угодничеством СМИ? Конечно, нет. Фактически мусульманский терроризм выступает средством борьбы определенных сил за осуществление своих социально-экономических интересов. Эту суть чумы XX-XXI вв. нельзя квалифицировать иначе, чем она есть. В противном случае эпидемия этой чумы может принять невиданный характер, выйдя из локального состояния и распространяясь на огромные территории земного шара.

«И хотя мусульманские модернисты всячески затушевывают истинную роль джи­хада, сохраняющийся его принцип в исламе, однако, наносит большой вред интересам единения народов. То есть, здесь не должно быть уверток и двусмысленностей: раз принцип джихада есть в Коране и он фактически действует в мусульманском экстре­мизме, его следует волей всего прогрессивного человечества поставить вне закона. Каким образом это можно осуществить? Пусть это решат сами мусульманские теологи. Но нарушение прав человека следует пресекать всегда и везде, в каких бы религиозных или политических формах они ни выступали. Разговоры о «хорошем» исламе и «плохих» мусульманах мир слышит давно. Пред­ставляется, что нельзя снимать ответственности с Корана и с ислама в целом за то, что под их флагом действуют истые воители за «чистоту» ислама и прочие оголтелые экс­тремисты. Значит, Коран и ислам содержат вполне определенный, идеологический по­тенциал, который необходимо осудить и вывести из этой религиозной системы во имя сох­ранения мира и братства между народами. Уже традиционное разделение на «му­сульманские» и «немусульманские» народы таит в себе нездоровый дух отчуждения, разделения на «своих» и «чужих». Последнее может под­твердить каждый, кто жил или живет в регионах с традиционным распространением ислама. Многие браки так и не состоялись или были разрушены именно из-за этого предрассудка»[6]. Терроризм сросся с религиозной мотивацией ислама, претендующей на идеальную модель духовно-мировоззренческих идеалов человечества. При этом террористическая агрессия эффективна в демократических государствах. В условиях диктатуры тоталитарных режимов она не достигает своих целей, по-видимому, из-за суровой расправы с любыми формами конфронтации.

Итак, в целом современный терроризм в облачении ислама можно определить авантюристической стратегией, при своих незначительных возможностях бросающей вызов могущественным во всех отношениях социальным системам.

Такое понимание терроризма в облачении ислама обязывает войсковые структуры Российской Федерации не ослаблять внимания к попыткам реакционных кругов и маргинальных организаций расшатать наш общественный строй, вызвать недоверие к избранному пути российского народа строить свое настоящее и будущее под эгидой светских идеалов, мирной жизни и принципов интернационализма. Это – во-первых.

Во-вторых – не обольщаться богословской пропагандой, амальгамирующей ислам всевозможными превосходными эпитетами, помятуя, что всякая религия несет в своем содержании возможность стать мощным идеологическим фактором в борьбе реакционных кругов за свои социально-экономические интересы[7].

Sapienti sat! (лат.) – Для понимающего достаточно!

Иванеев С.В., майор юстиции, кандидат юридических наук,

профессор Академии военных наук, преподаватель кафедры управления

повседневной деятельностью войск Общевойсковой академии

Вооруженных Сил Российской Федерации

(Общенациональный правовой журнал «Человек и Закон» №12 2008 г.)

[1] Хью Фитцжеральд Политические аспекты ислама (Ислам против «неверных») http://www.evangelie.ru/forum/t5103.html

[2] Петраш .Ю.Г. Ислам в вопросах и ответах: вчера, сегодня , завтра. Обнинск, 2006.

[3] Петраш Ю.Г. Идеологические основы мусульманского экстремизма, фундаментализма и терроризма. Материалы третьей международной научно-практической конференции «Правовое обеспечение сохранности культурных ценностей». – М., 2008. – 192 с.

[4] Петраш Ю.Г. Идеологические основы мусульманского экстремизма, фундаментализма и терроризма. Материалы третьей международной научно-практической конференции «Правовое обеспечение сохранности культурных ценностей». – М., 2008. – 192 с.

[5] Петраш Ю.Г. Идеологические основы мусульманского экстремизма, фундаментализма и терроризма. Материалы третьей международной научно-практической конференции «Правовое обеспечение сохранности культурных ценностей». – М., 2008. – 192 с.

[6] Петраш Ю.Г., Человек в исламе, «Свет разума», Обнинск, 2006.

[7] Петраш Ю.Г. Идеологические основы мусульманского экстремизма, фундаментализма и терроризма. Материалы третьей международной научно-практической конференции «Правовое обеспечение сохранности культурных ценностей». – М., 2008. – 192 с.