Иногда представляется случай взглянуть на историю нашей страны под каким-либо необычным углом… Не все представляют, сколько информации о наших предках, об исторических событиях содержится в обычных потёртых медных монетах… Понять это мне помогло интервью с В.В. Узденниковым, главным научным сотрудником Государственного Исторического музея.
— Василий Васильевич, расскажите о нумизматике, как о науке…
— Нумизматика, прежде всего, для пытливого ума — безграничное поле деятельности. Во главе всего стоит история. Но я буду говорить только о периоде с Петра Первого до Николая Второго, допетровская нумизматика, особенно удельный период — просто невспаханное поле.
Есть в нумизматике и специальные дисциплины. Монеты следует рассматривать в совокупности с письменными источниками и архивными материалами. В кругу этих вопросов стоят: метрология (различные веса монет), металлургия (состав сплавов), техника чеканки, гурчения (оформления ребра монеты), техника изготовления штемпелей, к чему примыкает искусство граверное…
Иконография императоров – монеты здесь также дают большой материал. И, конечно, геральдика, тоже широко представленная на монетах. Монета даёт настолько большой материал для изучения, что одному человеку его просто не поднять.
По монетам можно изучать интереснейшие вещи! Возьмите, например, дворцовые интриги. Чего стоит история константиновского рубля! Было изготовлено шесть экземпляров, а штемпелями, хранящимися в Эрмитаже, ещё делались «новоделы». Министр финансов Канкрин не знал об отречении великого князя Константина, а главный медальер двора Рейхель мечтал о возвращении к портретным монетам, чего не было при Павле и Александре I. Монеты этого периода были безымянными, только на меди младшего номинала стояли вензеля, так было до правления Александра III! Рейхель набросал эскиз портретного рубля с Константином и посадил троих резчиков резать штемпеля, закончил лишь один. Этой парой штемпелей было отчеканено несколько монет. До сих пор идут споры, знал ли об этом рубле Николай I, или нет.
Когда Иоанн Антонович вступил на престол в возрасте… трёх месяцев, монеты уже должны были иметь его портрет! Были различные проекты, например, просто с вензелем, но продолжали чеканить монету с портретом Анны Иоанновны, пока не создали гипотетический портрет: приблизительно семилетнего мальчика в венке и тоге, со странным, устремленным в пространство, взглядом… Художник будто предчувствовал страшную участь младенца…
Сперва Елизавета издала указ, что монеты с Иоанном принимаются на обмен по номиналу, потом меняли всё дешевле и дешевле, а затем обмен уже стал обязательным под страхом уголовного наказания. Но монет с портретом несчастного отрока сохранилось довольно много…
— Хранят ли монеты следы исторических тайн и загадок?
— Сколько угодно и в любом столетии. Известно ли вам, что Меншиков пытался поставить себя на один уровень с императрицей Екатериной I? Был проект медного гривенника, где вензель Меншикова был вплетён в вензель императрицы. Меншиков очень интересовался монетным делом и внёс такие «изменения» в содержание разменной монеты, что Анна Иоанновна изымала его гривенники, как фальшивые… И, если бы вовремя расшифровали вплетенный вензель, сравнив его с фамильным на решетке его дворца, ссылкой в Березов он бы не отделался…
Так что нумизматика — интереснейшая, разносторонняя наука. Какие только темы она не затрагивает!
— Занимаетесь ли Вы фальшивыми монетами?
Конечно! Фальшивые монеты — сложнейшая проблема, увлекательная для изучения! Существует четыре вида фальшивок, резко отличающихся друг от друга. Самая весомая категория «фальшаков» – государственные фальшивки. На протяжении 100 лет, с 1762 по 1862 годы Россия чеканила фальшивые нидерландские дукаты! Качество подделки было очень высокое. Та же проба, тот же вес. Зачем же это делалось?
Дело в эксплуатации монетной регалии. Цена изготовления монеты всегда ниже её номинальной стоимости, и эта разница — одна из главных статей дохода государства. Нидерландский дукат ходил по всей Европе, и, позарившись на эту возможность дохода, русское правительство чеканило фальшивые дукаты целое столетие!
В 1841 году Нидерланды прекратили чеканку у себя. А Россия ещё до 1862 года чеканила дукаты 1841 года! Прекратилось это лишь после голландской официальной ноты и большого скандала… На дукатах изображался воин в доспехах, с пучком стрел, поэтому их называли «пучковики» или «лобанчики», но происхождение второго названия непонятно. Чеканили турецкие куруши во время русско-турецкой войны, более качественные, чем у турок… Шведы перед войной с Екатериной II наладили производство наших пятаков, но с королевскими коронами над орлом вместо императорских.
Второй вид «фальшаков» — русские умельцы изготовляли их с целью наживы. Пятаки, чеканившиеся с 1723 по 1730 год, были, как писал Татищев, «самые вредительные для России монеты». Почему? Отец Петра Первого, Алексей Михайлович, платил служилым людям медными деньгами, а налоги требовал серебром. Медь не принимали ни на одном базаре.
В результате грянул кровавый Медный бунт. Пётр поступил иначе. Он принимал во все платежи медные монеты. Первая петровская монетная стопа была — 12 рублей 80 копеек из пуда меди. Через год стопу повысили, стало — 15 рублей. С 1704 года — 20! После Северной войны казна истощилась, из пуда меди стали с 1718 года чеканить 40 рублей! Пуд же меди стоил 6 рублей. Раздолье для фальшивомонетчиков!
Выход нашёл генерал-прокурор Ягужинский, уже при Елизавете: не предупреждая население, снизить номинал пятаков сперва до четырех копеек, после — до трех, до двух, до копейки, а затем перечеканить. И умельцам стало невыгодно рисковать жизнью из-за двух рублей с пуда… Полтора года ещё принимали в казну по две копейки за пятак, но на руках осталось их очень много.
Третья категория фальшивок — участие в их создании Монетного двора. Их называют «новодельными» монетами. Бывает, что старыми штемпелями чеканят монету более позднего периода. Бывает, что заново вырезаются похожие на старые штемпеля. Бывало, что чеканили совершенно невероятные, никогда не существовавшие, монеты, по заказам любителей. Брали два штемпеля от совершенно разных монет и соединяли в одну. Была мода у купцов, ничего в нумизматике не понимавших, но выхвалявшихся друг перед другом: вон у меня какая штука!
Заказывали их и торговцы монетами, и коллекционеры, была такая практика на Монетном дворе, пока директор его, Армстронг, не доложил Николаю Первому, что это надо прекращать… И были уничтожены все заново вырезанные штемпеля и штемпеля устаревших монет. Но уничтожили не всё. И позднее, при советской власти, продолжали это делать. СФА, советская филателистическая ассоциация, торговала фальшивками за границей… Чеканили рубль в честь победы при Гангуте и медные монеты 1916 года.
Четвёртый вид фальшивок, самый непрезентабельный — для обмана коллекционеров. Сперва делали грубо, но затем представители советского военно-промышленного комплекса, обладавшие великолепным оборудованием, начали делать фальшивки гораздо лучше подлинников.
— И как же Вы об этом узнали?
— Представляете, мы вначале вроде как помогали! Я писал экспертизу: фальшивка, вот, вот и вот почему. Они уходили и… учились на ошибках! Например, семейный полуторарублёвик к десятилетию царствования Николая I, портрет царя работы Уткина, а на оборотной стороне — портрет царицы и семерых детей. В Эрмитаже лежит золотая монета. Уникальная, в единственном экземпляре! А мне на экспертизу приносят такую же, в золоте, но толщиной в серебряный рубль! Я измучился, пробу определил, вес, размеры — всё сделано так, что не придерёшься! А потом нашёл… На щеке императрицы — выпуклая точка, а на подлинных штемпелях ничего подобного нет, значит, на новом штемпеле осталась отметинка после разметки. Борьба с фальшаками стала настолько трудной, что приходится давать заключения типа: «Монета на 70% подлинная, на 30% — есть сомнения…»
Государству от нашей науки прибыли нет. Нумизматику в производство не включишь. Варимся в собственном соку. Как государство помогает? Наш музей и Эрмитаж проводят нумизматические конференции, приглашаются музейные работники со всей страны, приезжают и из-за границы, помогает и Фонд Культуры. Наши нумизматы за рубежом очень ценятся… А так — заработки у нас нищенские. Хорошо, я хоть отставной военный, пенсия большая…
Я сумел издать 13 книг, из них четыре — в соавторстве. Главная моя работа-каталог «Монеты России», второе издание пошло в русско-английском виде за границу, и три книги очерков по нумизматике.
— Вы не только учёный, но и коллекционер. Как вы начали собирать свою коллекцию?
— Как начинал? Сначала «очертил круг», потому что просто собирать мир и его скрытности невозможно, даже русские монеты просто собирать по штемпелям немыслимо. Я составил список, он расширялся и, наконец, перерос в каталог, который выпустил Институт культуры на Берсеневской набережной. Составили его Нонна Дмитриевна Мец, сотрудница Исторического музея и нумизмат-коллекционер Фартинский, по договору с Институтом культуры, который дал деньги на издание, а рукопись разгромили в пух и прах.
И тут мне говорят: «хотите, издадим бесплатно?» И я согласился… Издал я свой каталог вместе с сотрудником музея Дьячковым, который написал исторический очерк о советских монетах, а я представил монеты Императорской России. И так моя первая книга вышла тиражом 5000 экземпляров.
Меня пригласили сюда, в музей, а я по образованию — авиационный инженер, полковник, собственно, дилетант, без гуманитарного образования. Коллекция у меня была неплохо подобрана, но не из самых больших, в средствах я был ограничен. Я подбирал и систематизировал коллекцию так, чтобы в ней было представлено всё, что надо. Я не увлекался всякими диковинами, типа рубля Петра II с надписью «Пёрт». Или Екатерины I с надписью «Самодерица», считая их браком.
В мою коллекцию заложен определенный принцип. Видите, двенадцать томов каталога Великого Князя Георгия Михайловича, который задался целью описать всё, что чеканилось, поштемпельно? Он не касался зарубежных монет, но он и с русскими не справился, издал эти тома и бросил всю затею! А ведь захватил только период с Петра I до Александра III… Потому что все штемпеля описать невозможно.
И я свою коллекцию построил так: я собираю только те вещи, которые несут полезную информацию. Ведь один резчик может вырезать четыре пера в хвосте у орла, а другой — шесть. Каждый штемпель — разновидность монеты, и соратники великого князя, Толстой, Ильин, Гиль и Домини попытались описать все…
Я всегда привожу пример: рубль Анны Иоанновны 1832 года. У Великого Князя описано 36 разновидностей. В нашем музее — более 80! Полуйко из Нижнего Нвогорода, специализировавшийся на них, описал их свыше сотни! Так что бессмысленно искать все разновидности. Они все подлинные, но описать их невозможно, никто не знает, сколько было вариантов этого рубля. Только одного рубля!
Итак, я собирал только те монеты, которые несли полезную информацию. Я исключал производственный брак. Надо ограничиваться… Это музей должен подбирать всё, что возможно, но собиратели, если так пойдут, из-за деревьев леса не увидят…
Я ввёл нумерацию всех описанных монет, так что искать по моей системе очень легко. И зарубежные каталоги на меня ссылаются.
— Что бы Вы посоветовали молодым коллекционерам? Как начинать коллекционировать?
— Всякая коллекция зависит от вкуса. Что захотите, то и будете собирать. Полуйко собирал рубли Анны Иоанновны. Некоторые собирают только памятные монеты. Другие — только серебро, или только медь. Каждый по-своему с ума сходит… Читайте мою книгу, она даёт ориентацию, что собирать, на что обращать внимание, а что пропускать. Последуете моим советам — соберёте толковую коллекцию.
Только — не разбрасываться! Взял императорский период — тяни его. Либо всех императоров, либо одного, либо только медь, некоторые собирают только рубли. О рублях издал книгу мой американский друг Зандер. Вот такие советы могу дать молодым любителям нумизматики…
Беседовал Антон Васильев
Источник: Слово