Нет более с нами Патимат Геличовой. Трудно это понять и принять. Да, краток временной отрезок пребывания человека на Земле. Чрезмерно краток. Этому нет внятного объяснения и смиренного восприятия. Уходя, человек оставляет Имя и Боль. И чем более яркой и цельной была Жизнь усопшей (усопшего), тем сильнее Боль и славнее её (его) Имя в наших сердцах.
С Патимат у меня была всего одна встреча – в июле 2020 года, в связи с изданием ею замечательной книги энциклопедического формата «Русские учителя в Дагестане». Встречу организовал выдающийся общественный деятель Дагестана Омар Гаджиев. Патимат Геличова подписала и подарила мне огромных масштабов книгу, в основе которой колоссальный и многолетний материал о великих учителях из России, служивших образованию и просвещению дагестанцев. Утешением для меня стал тот факт, что в течение месяца я успел прочитать эту Большую Книгу и отправить автору книги статью-рецензию.
Патимат Муртазалиевна одобрила рецензию, и в сокращенном варианте она была опубликована в газете «Дагестанская правда». Спасибо за это редакции главной газеты Дагестана.
Было намерение у Омара Гаджиева организовать презентацию книги в День Учителя. Эту же мысль высказал мне и судья КС РФ, профессор Гадис Гаджиев. Не успели… Не успели, но просьба ко всем организовать эту презентацию, но уже без автора.
Мои искренние соболезнования дочерям, родственникам, знакомым и коллегам, всем дагестанцам в связи с безвременным уходом Патимат Геличовой. Её добровольная поездка в воюющий Афганистан вместе с мужем, реально помогая раненым, не уступает подвигу жён декабристов.
У дагестанцев есть основания гордиться боевым, трудовым, общественным, благотворительным, писательским, супружеским и материнским подвигом Патимат Геличовой! Склоняем головы перед её Именем и Подвигом!
«Русские учителя в Дагестане» – так называется 800-страничная книга учителя, публициста и общественного деятеля Дагестана Патимат Геличовой, прошедшей вместе с супругом через афганский ад, оказывая помощь раненым по своей первой специальности медика. Книга нужная и важная; в ней документально, живописно и в запоминающихся деталях описаны судьбы многих и многих из 3000 юных учителей, которые приехали работать со всей России в дагестанские города и сёла. Книга многогранная, её недостаточно прочитать или перечитать, в неё нужно вчитаться, задумываясь о Жизни, Дагестане и России.
Русские учителя в Дагестане! Это был десант просвещения и образования и вдохновенного понимания своего профессионального долга! Иным из них было всего 17 лет! Слишком мало о них сказано и написано. Кто сегодня из дагестанских родителей разрешит после окончания училища или университета работать своим дочерям в другом районе, в другом селении или в другом регионе?
Абсолютно права Патимат Муртузалиевна, когда с тревогой пишет о том, что «сегодня российской государственности, обществу, россиянину, гражданину Российской Федерации брошен вызов в виде жесткого этнонационализма и этнополитического экстремизма. Этот вызов есть отражение острейшей борьбы между культурой и невежеством и борьбы за культурную идентичность россиян и культурный суверенитет России. Национализм, фанатизм, экстремизм как проявление невежества и есть сегодня главный внутренний враг, который может разрушить нашу культурную и политическую целостность, единство и безопасность Российского государства, угрожая благополучию правам и свободам российских граждан всех национальностей. И в этих условиях нам важно обеспечить истинно народное единство нашего Отечества во имя защиты государства, целостности страны, безопасности и стабильности жизни россиян».
Я бы добавил ещё, что фундаментальными угрозами для современной России являются невежество, узость мышления, экстремизм, коррупция, бездарность, ненасытность, бессовестность и безответственность власти. Многие в Дагестане этим летом рассказывали мне, что «с них вымогали по 65 тысяч рублей для получения аттестата зрелости с золотой медалью». Можно поступать бесплатно в исламские институты и платно (нередко) в светские университеты. Это есть позор и извращение; это есть дорога унижения и разрушения Российского государства в Дагестане. Проверить бы всё это! На такую пошлость и низость никогда не могли пойти русские учителя и преподаватели, работавшие в Дагестане. Никогда! Русский тогда ассоциировался с абсолютной чистотой, честностью и профессионализмом. В постсоветские десятилетия из Москвы по всей Руси, к сожалению, стали простираться беззаконие, болтология, безнравственность, хамство, презрение к Отечеству и высокому образованию, узколобие, кумовство, равнодушие и взяточничество. Пишу об этом с болью. Этот поток грязи и бесстыдства уже некому остановить даже после странных конституционных поправок. Большая Правда должна была бы быть в сердцах, а не в фальшивых отчетах и не в телевизионной трескотне. Российские и дагестанские телеканалы не выполняют образовательные и просветительные функции. На федеральных телеканалах в рейтинге кто с кем переспал и кто дочка или сын у развратной женщины. Ныне чрезмерно увлеклись религией, а не образованием. Было и в Дагестане тоже постыдное выдавливание русских криминальными группировками ради их дешевого жилья. Это позорище творилось при молчаливом согласии и даже соучастии руководителей городов и республики. Русских дагестанцев защитить оказалось некому в Дагестане. Стыдно до сих пор. Вместо упрека Москва даже званиями и премиями награждает иных авторов этой вакханалии. Не покидает ощущение, что на федеральных вершинах работают временщики и блатные от политики.
Сегодня и дагестанцы тоже от своего бессилия свыклись с чиновничьей продажностью во всех сферах жизни республики и страны. Я страстно люблю Россию и Дагестан и поэтому всё гнусное в Отечестве меня сильно тревожит, ибо в стране воров не может быть достойного образования, науки, медицины и технологичного прогресса. На днях узнал, что даже уретральные катетеры в России иностранные. Как же так можно, господа миллиардеры и государственные мужья? Вам не стыдно за ограбленную, отсталую, уничтоженную Россию?
Где качественное импортозамещение или экспорт технологии и лекарств, о которых вещается по телевидению и в докладах чиновников В.В.Путину? Где? Мы издревле экспортируем то, что нужно было бы оставлять и потомкам тоже: газ, лес, нефть, бриллианты, зерно, оружие и красавиц. А что ещё? Одаренные ученые России ищут работу в лучших научных центрах и университетах мира. Кто из богатеев Дагестана вкладывает средства в светское образование и в научные разработки?
Нельзя же так долго жить с примитивным пониманием развития Дагестана и России. Многое во многих сферах делается не созидая, а грабя, оскорбляя и унижая Россию и Дагестан. Нам бы избежать печальной судьбы СССР и Содружества социалистических стран из-за трусости, болтливости, бездарности и безответственности руководителей и руководящей партии. И сегодня у меня лично колоссальные претензии к правящей партии и высшему руководству России и Дагестана. Есть ощущение непонимания ими нашего пути к катастрофе. У них есть куда уехать. А у народа лишь одна Родина.
Это я немного отвлекся, ибо только на учителей сегодня надежда на воспитание поколения Чести, Высоких Профессионалов, Любви к Родине и думы о тревожной Судьбе Отечества. Умоляю каждого Учителя и каждого Преподавателя идти в класс и в аудиторию, как на Молитву и как Моисей на гору Синай, для того, чтобы зажечь всякий раз в юных сердцах учащихся и студентов Священное пламя Знаний. Не надо идти на уроки без Вдохновения, Образованности и Просветленности! Учителям и преподавателям выпала сегодня Высокая Миссия – спасти Россию и Дагестан! Книга П. Геличовой глубокая, основательная и многогранная; книга пробуждает к серьезным, глубоким и стратегическим размышлениям о прошлом, настоящем и будущем Дагестана и России. Эту книгу нужно читать каждому дагестанцу, способного на видение, анализ, размышление и ответственность!
Вернемся к русским учителям. Недавно смотрел репортаж «Здрасьте, учительница!» о судьбе Гнездиловой В.Н., испытавшей голод, разруху, бомбежки и немецкую оккупацию в деревне Макаровка Курской области с 1941 по 1943 год. После смерти матери и гибели отца на фронте Валентина окончила Фатежское педагогическое училище и была направлена на работу в Курахский район Дагестана, где нашла своё семейное счастье вместе с педагогом Магомедэмином Курбановым, воспитала пятерых детей (Вячеслав, Светлана, Ирина, Сабир, Рамиз). Все они стали дипломированными специалистами. Блистательный ученый и блогер Руслан Курбанов – внук этой замечательной бабушки.
«В Дагестане я нашла свое счастье в семье и труде. В горах встретила трудолюбивых, мудрых и доброжелательных людей» (Валентина Кузнецова из Ботлиха, родом она из Тамбова). Оказывается, в Ахвахе учительницей работала Путина Галина Алексеевна – тётя Владимира Путина. Интересны судьбы каждой учительницы и учителя, которые не убоялись трудностей: незнания местного языка, отсутствия электрического света, автомобильных дорог, радио, телевидения, комфортных условий в быту и в школе. Даже воду летом и зимой таскали за полкилометра из-за аула в ведрах и в кувшинах.
«До Цуриба ехали на быках. Арба тащилась по крутым поворотам узкой дороги между высоченных скал над обрывами и пропастями, а внизу бесилась река. Было страшно. Я попросила нашего проводника, парня 15-16 лет из аула Чарода, остановиться. Километра 2-3 шла пешком. Проводник, коверкая русские слова, говорил: «Бык умный, не бойся. Он дорогу знает. К ночи прибыли в Цуриб» (она родом из Воронежа).
Другая её землячка Татьяна Алиахмедова писала: «Выехали из Воронежа. Страх ожидания чего-то нового, непредвиденного был в душе каждой из девочек. На память пришел рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник» – настораживало отношение горцев к русским, Жилину и Костылину» (она работала в Хиве).
Нелегкая русским учителям в Дагестане досталась доля, но они с высочайшим достоинством служили Дагестану, образованию и просвещению дагестанцев. Они организовали в школах кружки юных натуралистов, химиков, математиков, физиков, краеведов, астрономов, литераторов и секции юных техников, шахматистов, спорта, музыкантов, театралов. Сам я, не будучи певцом, в школьных концертах исполнял песни из популярного тогда индийского фильма «Бродяга».
Помню красивую учительницу Агвалинской средней школы Ирину Карповну Шелкунову (Земцову) из Волгограда, с которой я был в долгой переписке. Её уроки по литературе были театрализованными представлениями. Она искренне любила нас, и мы отвечали ей тем же. Позднее её сына я пригласил в Москву из Волгограда, оперировал и он уехал в полном здравии. К огромному сожалению, не сложилась её личная жизнь с преподавателем физкультуры этой же школы из-за возражения его матери и, тем не менее, она с восторгом вспоминала годы своей работы в Цумадинском районе.
«Я испытываю чувство гордости за своих учеников: 1642 выпускников; из них 12 медалистов, 16 докторов и 22 кандидата наук, множество врачей, учителей, спортсменов, людей искусства, сельского хозяйства и других отраслей. А главное – школа воспитала личности (Валентина Кузнецова-Залевская, стаж работы 47 лет, почетный гражданин селения Тлярош Чародинского района).
Нам бы сегодня и в будущем помнить о вдохновенной просветительской миссии и педагогическом подвиге русских учителей в Дагестане! Кстати, в нашей республике также работали учителя, медики, строители, инженеры, рабочие и руководители также из Украины, Белоруссии, Армении, Грузии, Азербайджана, Осетии, Татарской АССР и других республик. Не забудем и об этом тоже. Замечательно, что многие школы благодарно сохраняют имена и фамилии учителей, работавшие ранее в школе, ибо нельзя стать манкуртами – людьми без памяти и благодарности. Неблагодарность и зависть – худшие из человеческих качеств. Вообще-то, хорошо бы иметь в каждой школе свой музей памяти и истории!
«Я помню всех своих учеников… Дагестан навсегда остался в моем сердце. Удивительный край, удивительные люди. Теперь понимаю, почему полюбили Дагестан А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Бестужев-Марлинский, Л. Толстой. Я благодарна судьбе за годы, проведенные в Дагестане» (из письма Любови Точилиной, родом она из Липецка).
Межнациональных браков было много в Дагестане, но не все и не всегда их приветствовали. «В Кванадинской школе Валентина Билалова из Белоруссии встретила человека, с которым связала свою жизнь. Это её коллега-учитель географии и биологии. Его семья и все родные были против брака с русской девушкой, и молодым людям приходилось выслушивать постоянные упреки со стороны окружающих. Поскольку неприязненное отношение продолжалось довольно долго, Валя, не выдержав постоянных упреков и оскорблений, собрала вещи и ушла, не поставив мужа в известность, так как считала не вправе просить его покинуть свою родину. Она шла пешком в сторону Ботлиха, неся на себе ребенка и вещи. Шедший по дороге незнакомый старик не смог пройти мимо бедной женщины, взял мальчика, посадил на своего ослика и помог им дойти до ближайшего автобуса. Там их догнал муж Валентины Константиновны, который ушел из села за своей семьей. Несмотря на все перипетии, они остались вместе, вместе живут и сейчас. Некоторое время они жили на кутане, затем, накопив денег, купили дом в Махачкале. Валентина Константиновна работала сначала воспитателем в детском саду, а затем они с мужем устроились преподавателями в профессионально-техническое училище №14. В 1988 году она перевелась в школу №9, где проработала много лет учителем русского языка и литературы».
«Свёкор сам совершил нужный обряд. Одновременно с мусульманским бракосочетанием Елена Васильевна Пугач (Рамазанова) приняла новую веру. Это решение ей, внучке православного старосты, далось на удивление легко: «В нашем селе церковь разрушили и танцевали на её камнях. А в горах, несмотря на революцию, веру отцов сохранили». «Учительницы и медики часто выходили замуж, за местных. Но лишь немногие смогли назвать Дагестан своей второй родиной. Не скрою, были тяжелые времена, когда мне хотелось спрыгнуть со скалы от обид и усталости, но ни разу не думала я покинуть этот гостеприимный край, где нашла счастье и покой» (Елена Рамазанова). На Украину она повезла тяжелые дагестанские камни, чтобы установить их в родном селе как памятник всем погибшим в лихолетье. «Перед глазами у меня Украина и Хиндах. – Вы скучаете по родине (Дагестану-М.А.)»? «Очень, – прошептала дагестанская учительница и горько заплакала». Талантливый скульптор Алигаджи Сайгитов (уже нет его с нами), создавая макет памятника русской учительнице в Редукторном поселке Махачкалы, взял за основу фотографию Елены Васильевны Рамазановой.
Прочитал статью незабвенной и мудрой Хаписат Гамзатовой ( она в этой же книге на стр. 354) о Нуцаловой Ольге Николаевне, которая работала в Казбековском районе и после смерти сестры мужа (Камильбега Нуцалова) взяла на себя заботы об осиротевших племянницах. Я знаком с Хасайбат Нуцаловой – выдающимся врачом Дагестана и России. «Когда умерла мама Ольги Николаевны, родственники решили хоронить её в Хасавюрте на христианском кладбище, но старейшины села, придя выразить соболезнование, обратились к Ольге Николаевне со словами: «Вы столько лет живете рядом с нами, делите нашу радость и наше горе. Неужели на нашей земле не хватит место для Вашей матери?». Какая высота Мудрости!
Вспомнил об этом в связи с тем, что в Дылымской школе учился и Сахрудин Сафаров, профессор, ученик великого хирурга и ученого Рашида Аскерханова. Когда Сахрудин был у меня в гостях в Москве, то вспомнил и Валентину Иванееву – его школьную учительницу. Она оказалась классным руководителем и учительницей моей дочери – Фатимы (ныне завотделом Эндокринологического центра России). Я заметил, что в первый же день Валентина Михайловна очень четко произнесла сложное имя Абдулхабирова. Удивленно спросил её об этом. Оказалось, что она работала учительницей в Казбековском районе. И под Новый год до утра мы с Сахрудином посидели у неё, вспоминая былое, и она без запинки произносила имена и фамилии многих казбековцев. Вспомнила она, как её на арбе везли в Хасавюрт из-за приступа аппендицита. Операция прошла благополучно… «Я и во сне часто вижу Дагестан». Спасибо тебе, милейшая Валентина, которая уехала в Дагестан, хотя родители и подруги пугали её опасными дагестанцами.
Поклон тебе низкий за яркий тот свет,
Который зажгла ты в горах Дагестана».
Сабигат Магомедова «Русской учительнице»
В знак своей искренней благодарности своим школьным учителям и институтским преподавателям из России при распределении по окончании Дагмединститута я изъявил желание поехать на работу в Сибирь, хотя и была возможность остаться в Дагестане. Помню, как мы все гаквринцы вышли за село провожать Таисию Иларионовну и Евдокию Ивановну, которые работали в Гакваринской школе в течение 9 лет! В Сибири не оказалось вакансии, и меня распределили в Гусь-Хрустальный Владимирской области. Я в восхищении от владимирцев и старинного русского города Владимира. Не жалею! За всю жизнь я не имел ни одного конфликта на межнациональном уровне в России. И, работая всю жизнь среди русских, заверяю, что более терпеливого, отзывчивого, отважного, талантливого, бескорыстного и дружелюбного народа трудно отыскать на Земле. А ничтожные типажи, готовые продать родную мать, есть в любом народе.
Спасибо Патимат Геличовой за этот большой и ценный труд. Есть небольшие уточнения. Автор пишет о том, что «в начале ХХ века Дагестан представлял собой одну из экономически отсталых аграрных окраин Российской империи с всеобщей безграмотностью. Редко в каком селении мог встретиться с человеком, который бы владел русским языком». По поводу экономического развития и сегодня Дагестан, к сожалению, не может особенно хвастаться. Скорее наоборот, ибо наша республика в доминанте в стране по нищете и безработице населения. В этом повинны наши родные воры, которые вместе с московскими братками десятилетиями безнаказанно кромсают бюджет. За 30 лет постсоветской воровской эпохи ни один министр, ни один депутат, ни один глава не посетил ни одного урока ни в одной школе и ни в одном университете Дагестана. Зато все они демонстративно посещают мечети в рабочее время и даже выступают там. У них же ума не хватает для понимания значимости светского образования и просвещения для Дагестана. Это и есть убожество современной так называемой элиты Дагестана. Да, и что они, эти невежды, понимают в образовании и науке? Скверно и беспросветно в душе.
Ещё одно уточнение. Дагестанцы в веках обходились без русского языка, ибо не было села, где бы ни функционировало медресе, и грамотность была значительной среди мужского населения. Одни рукописные Кораны чего стоят! Многие горцы хорошо знали кумыкский, чеченский, турецкий, персидский и даже арабский языки. Неверно считать умение читать и писать справа налево безграмотностью, а справа налево – грамотностью.
Говоря о грамотности дооктябрьского Дагестана, академик М.Н. Покровский писал: «Эта груда голых скал была едва ли не самым грамотным местом на Кавказе». Такого же мнения придерживается и выдающийся академик И. Крачковский: «Дагестан – это уголок просвещения и науки на Востоке». Вспомним, что автором классической «Грамматики арабского языка» был этнический дагестанец, а первым деканом и заведующим кафедрой Востоковедения Санкт-Петербургского университета был профессор А. К. Казембек, чл-корр. Петербургской АН. И сегодня президентом Института Востоковедения РАН является выдающийся философ современности, академик РАН А.А. Гусейнов. У них и многих других выдающихся дагестанцев учителями были тоже русские. Спасибо и поклон им!
Очевидно то, что приобщение к русскому языку и народу, русской литературе и культуре кардинально возвысили политические, экономические, культурологические и образовательные высоты Дагестана. Ныне не отыскать города России, где бы ни учились и ни работали дагестанцы. Но есть у меня тревога в связи с низкой образованностью иных наших юношей и девушек. Особенно тревожная ситуация в связи с плохим знанием грамматики русского языка. В ординатуру и аспирантуру Российского университета Дружбы Народов иной раз из Дагестана поступают врачи, не умеющие грамотно написать истории болезни пациентов. Стыдно бывает за них. И частенько после первого же семестра отличников- выпускников дагестанских школ исключают из РУДН за неуспеваемость. Над этим нужно серьезно подумать Министерству образования и науки Дагестана! Не надо слабым «отличникам» приезжать в московские университеты, ибо это становится драмой и даже трагедией для молодых в самом начале их жизни. А настоящие отличники из Дагестана в РУДН получают по 15 тысяч рублей стипендию ежемесячно. Если мы хотим мировой уровень образования в Дагестане, то нужно экспертно экзаменовать каждого учителя по русскому и английскому языкам. При этом наш долг и в сохранении родных языков тоже, ибо с исчезновением языка исчезает и нация вместе с её культурой.
К этим значимым размышлениям меня побудила полиграфически красиво изданная, бесценная книга Патимат Геличовой! Советую всем учителям, школьникам, студентам и преподавателям прочитать эту уникальную книгу, которая должна быть продолжена и переиздана. Этот скрупулёзный, фундаментальный труд нужен политикам, научным работникам, государственным деятелям и специалистам по межнациональным отношениям. Эта монографическая книга должна быть во всех школьных и университетских библиотеках!
Эта книга поможет нам понять и помнить подвиг русских учителей и медиков в Дагестане. Вместе с Россией Дагестан приобрел планетарные перспективы и великие возможности. А как мы сами используем эти возможности? Это уже вопрос к нам самим. Скверно, что постсоветский Дагестан стал просителем, а не созидателем. Мощные заводы союзного уровня приватизированы и превращены в рынки. В этом нравственная и даже уголовная вина руководителей Дагестана, которые грабили республику, а не возвеличивали её. Не этому учили русские учителя дагестанцев. Этому мы научились и ещё продолжаем учиться у «новых» русских и «новых» дагестанцев, у которых есть серьезные проблемы не только с образованием, но и с совестью тоже. Они чаще стали пробираться во власть. Перебор в этом может привести к нравственному отравлению России и Дагестана.
Большая книга П.М.Геличовой «Русские учителя в Дагестане» (Махачкала, 2020 г.) непременно должна быть замечена и отмечена государством на региональном и федеральном уровнях!
P.S. Сразу же я получил отклик на свою рецензию (размышления) от выдающегося ученого М.И. Магомедова – профессора, к которому я отношусь с огромным почтением. Для меня Магомед Ибрагимович – эталон Чести, Совести и Порядочности!
«…У меня тоже была русская учительница Лариса Алексеевна, которая приехала в наше село. Мы в большом долгу перед этими Учителями. Наши односельчане до сих пор вспоминают Ларису Алексеевну с благодарностью. В Дагестане учителя во все времена были в почете. К сожалению, современная реформа образования не увенчалась успехом. Более того, подорваны педагогические основы, заложенные предшествующими поколениями педагогов. В последние годы уровень образованию в школах и вузах Дагестана заметно снизился по сравнению с советским периодом. Это очень огорчает. Ведь будущее страны во многом зависит от качества преподавания и от самоотверженности самих учителей. Нищенские зарплаты учителей не стимулирует их к активной творческой деятельности. Государство отвернулось от образования и от учителей. Будем надеяться, что чиновники поймут наконец, что без качественного образования мы обречены на провал во всех областях. Хорошо, что у нас есть Учителя (в том числе и русские Учителя, работавшие в Дагестане), на которых можно равняться и память о которых для нас священна…».
Магомед Абдулхабиров