Его генералиссимус

  • Post category:Статьи

Вестник эпохи.

28 июля исполняется 100 лет со дня рождения Владимира Васильевича Карпова – писателя-фронтовика, публициста, общественного деятеля, главного редактора журнала «Новый мир», первого секретаря правления Союза Писателей СССР.

Его биография могла бы стать сюжетом военно-приключенческого романа о парне, прошедшем дорогами войны от «штрафника» до командира полковой разведки, отмеченного высшими наградами Советского Союза. Или одной из ярких книг в линейке знаменитой «молодогвардейской» серии «Жизнь замечательных людей».

Но ни первого, ни второго не случилось. Больше того, полкового разведчика яйцеголовые литературные критики каким-то странным образом отстранили от «лейтенантской прозы», поскольку, по их мнению, Карпов проходил по разряду «литературных генералов». Но оставим в стороне этих литературоведов с их «писательским табелем о рангах».

Владимир Карпов отнюдь не стремился, подобно некоторым ретивым «лейтенантам-прозаикам», развенчивать подвиг народа в Великой Отечественной войне, хотя и мог бы много рассказать на основе своего штрафбатовского опыта. Да и о восхождении на литературный Олимп он тогда не думал.

В 1947 году Владимир Карпов окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе, затем работал в Генштабе (ГРУ), служил в Краснознамённом Туркестанском военном округе.

Первые книжные публикации Карпова относятся к 60—70-м годам: «Двадцать четыре часа из жизни разведчика», «Командиры седеют рано», «Маршальский жезл», «Взять живым!».

Пик же его литературного творчества относится к 80—90-м годам. В 1986 году Владимир Карпов удостоен Государственной премии СССР за повесть «Полководец» (документальная повесть о генерале Петрове).

В эти годы Карпов обращается к личности маршала Победы Георгия Константиновича Жукова («Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира», в 2 томах (1989); «Маршал Жуков. Опала» (1994); «Жуков на фронтах Великой войны» (1996).

90-е годы — окаянное время для русского народа и русской культуры. Время бесов и бесенят. Время лже-кумиров и лже-пророков. Время растерянности, как среди иных «лейтенантов-прозаиков», так и среди «развенчанных» бойкими и наглыми «перестройщиками от культурки», «советских литературных генералов», одни из которых встали на колени покаяния (по Тенгизу Абуладзе), а другие ушли в сторону.

Карпов же остался тем, кем был всегда. Выпускал статьи, обличал бесенят новой власти, писал книги про маршала Жукова. Даже выпустил за свой счет двухтомник о Сталине «Генералиссимус». О своей жизни в последние годы Карпов говорил так: «Я получаю пенсию, и этого мне вполне хватает на жизнь. А вот чтобы издать эту книгу, я продал машину, ковры с дачи и даже украшения жены. Ни одно демократическое издательство не захотело печатать объективное произведение о Сталине».

Как отмечал критик Александр Щербаков, «это предельно эмоционально написанная, конечно же, идеологически перегруженная» книга. Которая, по мнению критика «на историческое исследование никак не тянула. Но при этом была очень точным документом эпохи, артефактом, сохранившим эмоциональное состояние военного поколения в 90-е годы».

Не стану вступать в полемику с уважаемым критиком, тем более при сегодняшней радикально изменившейся парадигме общественного восприятия политических реалий.

Сегодня мы всё чаще обращаемся к памяти о Великой Отечественной войне, когда наши деды и прадеды одержали Великую Победу над гитлеровской коалицией. И нужно по-новому прочитать историко-биографическую прозу Владимира Карпова о генералиссимусе Сталине и маршале Жукове. О тех, кто привёл наш народ к Великой Победе.

Тем более, что книги писателя, переизданные неоднократно издательством «Вече», по-прежнему востребованы новыми поколениями читателей.

Иван Туляков

Источник: Слово

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments