Глядя на разбитое корыто, которым является нынешняя СНГовия, представляется необходимым выяснить причину настолько плачевного завершения попытки построить общество всеобщей справедливости.
Можно предположить, что крайне низкая эффективность бывшей советской системы хозяйствования была обусловлена скачкообразным переходом после Октября 1917 года к еще более некачественным экономическим отношениям. Причиной тому могут быть два обстоятельства: либо экономическая теория Маркса является искаженным отражением основных закономерностей общественного бытия, либо имеет место неправильное ее толкование и соответственное практическое применение.
Прежде, чем приступить к решающему испытанию догматов коммунистической веры, обратимся к социалистической идее, являющейся одним из множественных проявлений гуманизма, который, в свою очередь, представляет собой течение человеческой мысли, возникшее на основе длительного наблюдения издавна утвердившейся в человеческом обществе несправедливости. Социалистическая идея получила свое обоснование и развитие в теоретических трудах и практических социальных экспериментах основоположников и последователей утопического социализма. Но и до социалистов были люди, которые считали необходимым, чтобы члены общества, имеющие слишком много, поделились частью своего непомерного богатства с теми, которые и вовсе ничего не имеют. Однако, такое перераспределение материальных благ, пусть и в далеко не достаточной мере, уже осуществлялось отдельными членами общества подачей милостыни сидящим на церковной паперти, например, и в виде других индивидуальных актов благотворительности.
Первым достижением в процессе развития социалистической идеи стало требование обязательности участия в благотворительности всем, достаточно для того имущим.
Следующий шаг в этом направлении сделали социалисты-утописты, потребовавшие, уже от капиталистов, не только обязательность участия, но и необходимость обеспечить, уже рабочим, некоторые допустимые условия существования. Если обязательность вместе с необходимостью выражались социалистами-утопистами в сослагательном наклонении, то социал-демократы придали им категорическую форму, твердо и недвусмысленно заявив, что выполнение выдвигаемых ими требований не должно зависеть от желания и настроения капиталистов.
То есть, теоретическое и практическое развитие социалистической идеи в направлении построения справедливого человеческого общества происходило путем организационного совершенствования, самопроизвольно возникшей на определенном этапе имущественного расслоения людей, добровольной благотворительности.
С момента выдвижения социалистической идеи против справедливости и братства, в виду полной неопределенности этих понятий, особых возражений не возникало. Что касается всеобщего равенства, то оно, экономическое, прежде всего, явно не устраивало наиболее могущественную часть общества. Капиталисты не шибко торопились следовать настойчивым призывам социалистов, имея собственное, более соответствующее их корыстным интересам, представление о допустимых условиях существования рабочих. Не испытывая никаких иллюзий относительно возможности получить в обозримом будущем добровольное согласие капиталистов на выполнение выдвигаемых ими требований, наиболее настойчивые из социалистов выдвинули коммунистическую идею, которая представляла собой попытку преодолеть заметную уже тогда ограниченность идеи социалистической. Эта ограниченность озадачила некогда одного из известнейших социалистов-утопистов своего времени, которым являлся Оуэн. Проведя очередной социальный эксперимент, он, к своему величайшему огорчению, обнаружил, что участвовавшие в эксперименте рабочие, несмотря ни на что, оставались его рабами.
Выдвижение коммунистической идеи свидетельствовало о том, что на этот раз социалисты одними благостными увещеваниями не ограничатся, что и было подтверждено дальнейшим ходом событий. Такой, заведомо неприемлемый для капиталистов крутой оборот обусловил перерастание глухого неприятия ими социалистической идеи и нескрываемой неприязни к социал-демократии в открытую ненависть к идее коммунистической и в неизбывную вражду ко всем ее последователям, которые не замедлили ответить со своей стороны полной взаимностью.
Согласно коммунистической идее эксплуатируемые и угнетенные, избавившись неведомым, правда, образом от своих угнетателей, самостоятельно построят общество всеобщего благоденствия. Несмотря ни на что, для всех предшественников Маркса устранение капиталистов оказалось неразрешимой задачей. Большей частью носители коммунистической идеи ограничивались гневными обличениями многочисленных пороков капиталистического общества или описаниями умозрительных построений свободных от эксплуатации и угнетения человеческих общностей: «Солнечный город» – Кампанелла, «Утопия» Т. Мор. Однако сам Маркс, решимость которого была безграничной, тотчас предложил использовать для избавления одной части общества от другой набор весьма жестких способов – от экспроприации до физической ликвидации. С целью обоснования правомерности подобных действий и в качестве доказательства достижимости общественного устройства без частной собственности на средства производства Маркс разработал соответствующую революционную теорию, которая оказалась неоценимым практическим пособием для будущих экспроприаторов и ликвидаторов. Вот этой теорией, но в ее более развитом виде, мы имели несчастье воспользоваться после Октября 1917 года.
Между тем полная ликвидация капиталистов в отдельно взятой стране исключила возможность использования в советском обществе социалистического принципа распределения. Действительно, в результате сплошного обобществления и поголовной коллективизации оказалось, что давать надо всем, тем более, что обещано было немеряно, а вот тех, у которых для этого можно было бы хоть что-нибудь взять, в порыве революционного энтузиазма искоренили вчистую. Социалистическая идея, следовательно, не получила в советском обществе никакого практического применения. Утвердившиеся в СССР общественно-экономические отношения явились результатом практической материализации неприкаянно бродившего до тех пор по Европе призрака. В экономических отношениях коммунистическая идея была реализована в виде системы тотального централизованного распределения совокупного результата общественного производства, а в отношениях общественных – в виде всеобъемлющей тоталитарной власти.
То есть, практическое решение коммунистической идеи в виде крайне некачественных общественно-экономических отношений, которыми являются тоталитарная диктатура и тотальное централизованное распределение, оказалось полностью несостоятельным, превратив заманчивую идею коммунистического общежития в загаженную советскую коммуналку. Социалистическая идея, возвестив о своем зачатии звоном первого, брошенного в качестве подаяния медного пятака, превратилась со временем в основной вопрос внутренней политики капиталистического государства в виде всеобъемлющей социальной защиты. Будучи доведенной до наиболее высокоорганизованной формы регулируемой благотворительности, социалистическая идея уже давно и полностью себя исчерпала, превратившись в социал-демократический тупик.
Достигнутый предел организационного совершенствования благотворительности исключает для социал-демократии возможность дальнейшего теоретического и практического развития социалистической идеи. Энергичная и достаточно результативная некогда деятельность социал-демократии по переустройству человеческого общества превратилась со временем в вялотекущую и совершенно непродуктивную составляющую мирового общественно-исторического процесса.
Таким образом, для выяснения возможности достижения более качественной общественной и экономической организации независимых человеческих общностей необходимо преодолеть ограниченность социалистической идеи, благоразумно воздержавшись от попыток достижения заманчивой химеры идеи коммунистической в виде общества всеобщего благоденствия.
Мач Валентин Яковлевич