Самой страшной нашей войной была всё же Гражданская.
Даже война с немцами захватила лишь часть страны, и народ в большинстве своём был единодушен, зная, на чьей он стороне. А тогда, с 17-го года по 22-й, бывший единый российский народ разделился на лагеря непримиримых врагов, со смертельной ненавистью истребляя целые группы, целые сословия таких же, как он, сограждан, грабя и разоряя всё, построенное предками. Нет ужаснее войны, чем та, где тебя убивают вчерашние свои.
И правы в той войне были лишь те, кто хотел мира для всех. Кто хотел возродить единое отечество, его национальный дух и государственность, кто хотел построить новый русский мир, основанный не на классовой вражде и всемирном интернационале, а на российском национальном единстве, на соборности и уважении к правам личности. Их звали добровольцами. Им, воевавшим на Юге России и в Сибири, посвящён сборник, изданный в нынешнем году «Добровольцы»: сб/ сост. прим. Р.Г. Гагкуев, В.Ж. Цветков, предисл. В.Ж. Цветков.- М.: НП «Посев», Информационное агентство «Белые воины», 2022. 410 с.
Сборник содержит биографии 12 офицеров, ветеранов Первой Великой войны, кавалеров боевых орденов, в том числе ордена Святого Георгия и Георгиевского оружия. Сухие строчки архивных материалов перемежаются рассказами очевидцев: «В числе ротных командиров полка был поручик с ампутированной выше щиколотки ногой… и просил меня оставить его в полку, доказывая, что при позиционной войне, благодаря протезу и палке, служить может… был ещё другой офицер, прапорщик из вольноопределяющихся, с отнятой кистью правой руки. Также нёс отлично службу».
Несколько имён из сборника… Генерал-майор Тимановский, участвовавший ещё в Русско-Японской войне добровольцем, сбежав из 6-го класса гимназии, получивший два солдатских креста и пулю в спинной хребет, сумевший восстановить здоровье так, что отвоевал и всю Первую Мировую, получив два ранения, офицерские ордена Свв. Георгия, Владимира, Станислава и Георгиевское оружие, дослужился до полковника! Уже не ходивший без палки, он «отломал» ещё и два года Гражданской, став генерал-майором и возглавив 1-ю пехотную дивизию. Дружил с генералом Кутеповым. Неизменно заступался за крестьян в их спорах с помещиками. Заболел тифом во время отступления от Курска, умер в санитарном эшелоне.
Что ни персонаж сборника – то готовый герой для приключенческого романа! «Я был пойман и приговорён к расстрелу, — вспоминает полковник Михаил Левитов, …поздно вечером погнали без ботинок за полотно, куда-то на свалку. Но здесь Бог был милостив, молодость и озлобление взяли своё — и на свалке очутился не я, а мои конвоиры». Отвоевал всю Гражданскую. Пять пулевых ранений, одно – кинжалом. В Болгарии работал в шахте, во Франции мыл машины в гараже. Написал историю Корниловского ударного полка (переиздана в России). Дожил до 1982 года.
Иннокентий Муттерпер, сибирский крещёный караим, боевую службу начал на маньчжурских полях, получив за отвагу в бою Георгиевское знамя, а Великую войну встретил штабс-капитаном. Был ранен, контужен, получил 5 орденов и Георгиевское оружие. В 17-м году безуспешно пытался спасти главкома армии, генерала Духонина. Уехал на Урал, под псевдонимом Смолин вступил в офицерскую подпольную организацию. Командовал партизанским отрядом в тылу Красной Армии, захватив три бронепоезда, стал полковником, начальником 4-й Сибирской стрелковой дивизии, кавалером ордена Св. Георгия 4-й степени и французского Военного креста с пальмовой ветвью. Великую междоусобицу он окончил командиром 2-го стрелкового корпуса и генерал-лейтенантом, в боях под Спасском. В Китае Муттерпер-Смолин служил сторожем, домоуправом, затем переехал в США, а закончил свою необычную жизнь в 1973 г., в городе Папаэ-Тэ на острове Таити Французской Полинезии.
Из таких биографий состоит вся книга… Кроме того, она содержит 71 портрет русских генералов, офицеров и юнкеров, кисти Ивана Мясоедова, сына художника-передвижника и Евгения Агафонова, портретиста Серебряного века. Породистые лица выразительно смотрят на нас, как бы заклиная: «Потомки, не допускайте больше в России того безумия, от которого мы пытались излечить её…»
Василий Антонов
Источник: Слово