Его незаслуженно вычеркнули из истории русской мысли

  • Post category:Статьи

Будущим поколениям еще только предстоит дать объективную оценку наследию Н.Г. Чернышевского.

Чернышевский Николай Гаврилович (12(24).7.1828 – 17(29).10.1889) – видный русский мыслитель, литературный критик, теоретик эстетики, философ, писатель. Один из главных создателей идеологии русского общинного социализма. Несмотря на то что его художественные произведения откровенно слабы с литературной точки зрения, а философия в значительной степени неоригинальна, Чернышевский оказал колоссальное влияние на духовные искания нескольких поколений русских людей. Не участвуя ни в каких подпольных революционных организациях, Чернышевский стал главным врагом существующего в России политического устройства.

Н.Г. Чернышевский родился в семье саратовского священника, т. е. принадлежал к духовному сословию. Несколько поколений его предков были священниками в селе Чернышево Тамбовской губернии, благодаря чему и получили свою фамилию. Его отец, вопреки распространенному тогда среди «просвещенной публики» представлению о невежестве попов, был человеком очень образованным. Он с детства страдал сильной близорукостью, но одновременно был очень любознательным. Выучившись читать в четыре года, он превратился в «библиофага» – пожирателя книг. До 14 лет воспитывался дома под руководством своего отца. В 1842 году поступил в духовную семинарию, и сразу в старший класс. Впрочем, поскольку весь курс он успел изучить дома под руководством отца, молодой Чернышевский занимался тем, что было ему интересно. Например, он самостоятельно выучил девять древних и новых языков. Понимая, что семинария ничего уже не может ему дать, Николай, с согласия отца, поступил, не окончив семинарию, на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Следует заметить, что к 20 годам он пережил внутренний духовный кризис, разочаровавшись в религии и обратившись к материализму. В столице Чернышевский сблизился с группами таких же, как он, молодых провинциалов, стремившихся получить знания и переустроить этот несправедливый мир. В различных кружках и собраниях Чернышевский быстро выдвинулся в роли неформального лидера. Его товарищей поражали его трудоспособность, любовь к самообразованию. Интересно, что молодой Чернышевский серьезно занимался попытками создать вечный двигатель.

При этом он оставался старательным студентом. Профессор И.И. Срезневский, знаменитый славист, обратил внимание на способного студента и привлек Чернышевского к составлению словаря к Ипатьевской летописи, которая была позднее, в 1853 году, напечатана. Но в основном в университете Чернышевский продолжал заниматься самообразованием. Он изучал труды по истории (Ф. Гизо и Ж. Мишле), философии (Г. Гегель и Л. Фейербах), социологии (Д. Рикардо, А. Сен-Симон, Ш. Фурье). Активное воздействие на формирование его мировоззрения оказала русская литература. Таким образом в основном сложилось мировоззрение Чернышевского – он стал сторонником социалистического переустройства российского общества, что автоматически сделало его противником существующего государственного порядка.

В 1850 году Чернышевский окончил Петербургский университет со степенью кандидата словесности. Это давало ему возможность остаться в университете и продолжать заниматься научной деятельностью. Но Чернышевский предпочел вскоре занять место учителя словесности в самарской гимназии. Он не только преподавал, но и вел весьма оппозиционные речи среди гимназистов. В своем дневнике Н.Г. Чернышевский признавал: «Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою, – я такие вещи говорю в классе. <…> у нас будет скоро бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нем» (Полн. собр. соч. Т. 1. 1939. С. 418). Однако в эту эпоху подобные крамольные речи не вызывали отторжения: дискредитация прежней правительственной системы в период Крымской войны поставили в оппозицию власти многих вполне благонамеренных людей. При этом Чернышевский не оставлял научной деятельности. По-прежнему особый интерес для него представляла славянская словесность. Так, он опубликовал положительную рецензию на труд известного славянофила А.Ф. Гильфердинга «О родстве славянского языка с санскритским» (Отечественные Записки. 1853. № 7).

В Саратове молодой учитель познакомился с дочерью местного врача Ольгой Сократовной Васильевой, на которой в 1853 году женился. Вскоре после женитьбы молодая семья приехала в Петербург. Чернышевский занял место преподавателя во 2-м кадетском корпусе. Одновременно он начал сотрудничать в журнале «Оте­чественные записки», познакомился с Н.А. Некрасовым и в 1854 году перешел в его журнал «Современник», унаследовав место и дело Белинского. Тогда же произошло знакомство Чернышевского со студентом, также выходцем из духовного сословия и бывшим семинаристом Н.А. Добролюбовым, который стал его ближайшим соратником и единомышленником.

Из-за конфликта с офицером Чернышевский вынужден был оставить место преподавателя в кадетском корпусе, но зато он целиком отдался публицистике. Он не только писал статьи и рецензии, но и в условиях постоянной текучки журнальной деятельности подготовил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности».

Защита этой диссертации оказала глубокое воздействие на всю русскую культуру второй половины XIX века. На процедуру защиты 10 мая 1855 года собрался весь Петербург. Для поддержания порядка пришлось вызвать конную полицию. Чернышевский рассматривал один из центральных вопросов эстетики – о сущности прекрасного, предназначении искусства и, что было в диссертации самым главным, о соотношении прекрасного в искусстве и в жизни. Резко выступая против концепции «Искусство для искусства», Чернышевский считал, что действительность сама должна являться источником прекрасного в искусстве. Истинное назначение искусства – служить народу. Используя слова Платона «прекрасное есть жизнь», Чернышевский дал такое основное положение своего взгляда на искусство: «Из определения “прекрасное есть жизнь” будет следовать, что истинная величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством». По словам Чернышевского, «…“прекрасное есть жизнь”; “прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям…”» (Полн. собр. соч. Т. 2. 1949. С. 10). Надо изображать жизнь такой, какая она есть, со всеми ее пороками и недостатками. Искусство должно побуждать людей становиться лучше и чище. Чернышевский стремился дать новое определение искусству, которое не ограничивается только признанием того, что искусство воспроизводит действительность, но заключает в себе, по крайней мере, три элемента: воспроизведение действительности, объяснение ее и вынесение приговора тяжелым и вредным сторонам жизни с тем, чтобы их устранить.

Впечатление от диссертации Чернышевского было огромным. Именно на основании его эстетических взглядов возникло творчество передвижников и русское реалистическое искусство в целом.

Сам Н.Г. Чернышевский продолжал активную публицистическую и литературно-критическую деятельность. В конце 1855 года начал публиковать в «Современнике» «Очерки гоголевского периода русской литературы». Эти «Очерки…» также сыграли огромную роль в развитии русской мысли той эпохи.

Под руководством Н.Г. Чернышевского журнал «Современник» фактически превращается в пропагандистский рупор революционных идей. Под влиянием «Современника» стали возникать нелегальные объединения и подпольные кружки радикально настроенной молодежи. В условиях цензуры Чернышевский не мог вести прямую пропаганду. Но свои идеи он излагал под видом научно-популярных статей и литературной критики.

В области философии Н.Г. Чернышевский был материалистом. Он считал материалистическую философию обобщением данных естественных наук, единство мира доказывал наличием общих закономерностей, имеющих универсальное значение для природы в целом или для отдельных рядов явлений. В области философской антропологии («антропологический принцип в философии») он считал индивида первичной реальностью, а общество – множеством отдельных людей, взаимодействующих друг с другом. При этом законы функционирования общества являются производными от законов частной жизни людей. Н.Г. Чернышевский рассматривал человека не только с биологической, но и с социальной точки зрения. Он считал, что отношения между людьми должны быть устроены таким образом, чтобы способствовать потребностям человеческой натуры.

В области этики Н.Г. Чернышевский придерживался принципа «разумного эгоизма», согласно которому поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями и склонностями. Личное счастье должно согласовываться с общим благополучием, поскольку, писал философ, «одинокого счастья нет».

Н.Г. Чернышевский отрицательно относился к капитализму как к системе и надеялся, что Россия сможет перейти к обществу социального равенства, основанному на общине, минуя капиталистическую стадию развития. К критике капитализма он подошел как экономист, принимая во внимание не столько политический строй, сколько экономические отношения. В  работе «Июльская монархия» Н.Г. Чернышевский описал противоречия капитализма, в котором можно увидеть борьбу «производителей между собой за сбыт товара», «работников между собою за получение работы», «фабриканта с работником за размер платы», «бедняка против машины, отнимающей у него прежнюю работу и прежний кусок хлеба».

Будущее социалистическое общество Чернышевский изображал в виде федерации производственных товариществ, которые связаны друг с другом экономически. В общинном владении, считал мыслитель, присутствует «высшая форма отношений человека к земле», а общинное земле­владение является нужным не только для благосостояния крестьян, но и для успехов самого земледелия: оно оказывается единственно разумным средством соединить выгоду земледельца с улучшением земли, а методы производства с добросовестным исполнением работы.

Крестьянскую реформу 1861 года Н.Г. Чернышевский сравнивал с заплаткой, наложенной на ветхую одежду. Как заплатка не может предотвратить разрушения сгнившей ткани, так и реформа не спасет отживший самодержавно-помещичий строй.

Власти с тревогой наблюдали за деятельностью Н.Г. Чернышевского, который стал духовным лидером сразу нескольких складывающихся тайных обществ. В служебных донесениях полицейских чинов его называли «врагом Российской империи номер один». Но никаких законных оснований избавиться от него не было, ведь Н.Г. Чернышевский не нарушал законы, а его статьи пропускались цензурой. В распоряжении следственной комиссии не нашлось никаких веских юридических улик. Наконец, в качестве повода избавиться от опасного публициста власти воспользовались таким предлогом: было перехвачено письмо от Герцена, в котором якобы содержались доказательства контактов Н.Г. Чернышевского с русскими эмигрантскими кругами в Лондоне. В июле 1862 года Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Однако никаких инкриминирующих бумаг при аресте найдено не было, и надежды на то, что тюрьма сломит Чернышевского, не оправдались. По этому обвинению пришлось построить дело на косвенных свидетельствах и выдуманных документах и показаниях. Все это нарушало законы России, и поэтому дело Н.Г. Чернышевского произвело тягостное впечатление на все общество, включая Православно-монархическое большинство. В тюрьме он провел два года, – там и написал роман «Что делать?».

В этом не отличающемся литературными достоинствами произведении изображены крайне приукрашенные портреты русских радикалов, представителей новой морали, так же как и нового рационалистического и материалистического мировоззрения. Герои романа стоят выше общественных условностей и руководствуются не религией, не долгом верноподданного, а разумно понятой собственной выгодой, «разумным эгоизмом». Никакие революционные прокламации не могли нанести столь продуманный удар всем общепринятым устоям России (самодержавие, Православная вера и мораль, сословное государство, собственность, семья и т.п.), какой содержался в неудобочитаемой книге Чернышевского. Этот роман стал Библией нескольких поколений русских радикалов и экстремистов.

18 мая 1864 года состоялась публичная «гражданская казнь»: Н.Г. Чернышевскому на эшафоте объявили приговор: семь лет каторжных работ и вечное поселение в Сибири, его приковали к позорному столбу, палач сломал над его головой шпагу. Это было нелепо, ведь Чернышевский не был дворянином. Но зато теперь он стал мучеником за народ. Восторженная барышня кинула Чернышевскому букет цветов. Так российские власти своими руками сотворили кумира для всех недовольных существующими социальными порядками.

Свыше двух десятилетий провел Чернышевский в тюрьме, в вилюйской ссылке, работал на Нерчинских рудниках. Он и в Сибири продолжал литературную работу (наиболее известен роман «Пролог», 1870–71; изд. 1877, Лондон). Но каких-либо прорывов в области философской, экономической и социологической мысли Чернышевский не осуществил. В 34 года этот могучий ум был вырван из интеллектуальной и научной жизни. Только в 1883 году Чернышевский получил разрешение поселиться в Астрахани. Он страдал от ряда болезней. Чтобы заработать на жизнь, он занимался переводами. В частности, за четыре года он перевел 11 томов огромной «Всемирной истории» Г. Вебера. В июне 1889-го был переведен в родной Саратов, где вскоре скончался от кровоизлияния в мозг.

При жизни Чернышевский был широко известен не только своими произведениями, но в большей степени своим мученичеством во благо идеи русского общинного социализма. В советское время существовал настоящий культ Н.Г. Чернышевского. Его именем назывались улицы и площади, ему устанавливали памятники. Роман «Что делать?» входил в обязательную школьную программу по литературе. В постсоветскую эпоху Н.Г. Чернышевского как бы вычеркнули из истории русской мысли, что совершенно несправедливо. При всех своих качествах личности и идейных взглядах Чернышевский отличался характером первохристианских мучеников (сказалось его происхождение и образование!), проявившимся в готовности пойти на каторгу, но не изменить своим убеждениям. Будущим поколениям еще только предстоит дать объективную оценку личности Николая Гавриловича Чернышевского.

С.В. Лебедев

Источник: Русский Вестник

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments