Олег Платонов: дело всей жизни

  • Post category:Статьи

О книге русского просветителя «Терновый мой венец».

С годами я все осторожнее отношусь к оценкам непрерывно появляющихся книг. Многое множество раз раздавались восторженные крики критиков: вот оно, это великое произведение, вот оно! А проходило время и где то великое? Ни пены, ни пузырей. Но об этом трехтомнике Олега Платонова «Терновый мой венец», положа руку на сердце, во всеуслышание скажу: этой книге суждена большая судьба. Почему? Потому что в ней главным несущим стержнем является любовь к России, содержится исследование радостных и горестных событий нашего Отечества, объясняются причины произошедшего и происходящего.

Диву даешься: один человек переворочал горы документов, предпринял сотни поездок, встречался с тысячами людей, и все с одной целью – понять сакраментальность русской судьбы, понять Божий замысел о судьбе России в мировой истории. Совершенно искренне я ставлю его труд на уровень трудов великих исследователей русской мысли: Словаря Владимира Даля, «Россия и Европа» Николая Данилевского, «Поэтические воззрения славян на природу» Александра Афанасьева, а из современников – «Лад» Василия Белова, «Сибирь, Сибирь…» Валентина Распутина.

Меня всегда огорчало (а я давно знаю труды Олега Платонова. – В.К.), что критики наши, литературоведы, особенно историки, как будто не замечали его труды. Еще бы, он фактически предлагал новые измерения истории России. Еще в конце 70-х молодой тогда ученый почти в одиночку встал на борьбу с искажением русской истории – что называется, замахивался на гигантов. Цитата из Платонова: «Критик Данилевского В. Соловьев писал свои сочинения о Софии, не зная ни древнерусской литературы, ни русской иконописи. Даже историк Ключевский утверждал, что древнерусская мысль не выходила за пределы “церковно-нравственной казуистики”. Еще тогда говорил о войне миров, о противостоянии России и Запада: «Общинность против индивидуализма… духовность против алчности и жестокости… даже холодная война меж коммунизмом и капитализмом в основе своей носила характер борьбы цивилизаций». И еще цитата о разнице мировоззрений: «Если западный человек говорит, что свобода есть деньги, то для русского свобода есть независимость от денег».

Создав в 90-е годы Институт русской цивилизации, издав множество нужнейших книг русских мыслителей, испытав самые настоящие гонения, вплоть до привлечения к суду с многолетними изнурительными следствиями, Олег Анатольевич, оглядываясь на прошедшие годы почти полувекового стояния на переднем крае борьбы за Отечество, решил, наконец, обобщить опыт этой борьбы, подвести итоги. И получилась книга «Терновый мой венец» с подзаголовком «Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам».

У настоящей науки нет запретных тем, иначе искажения правды не миновать. Какая у нас запретная тема? Конечно, упоминание о «Протоколах сионских мудрецов». Но они уже вошли в научный оборот, открыты в доступе. Что еще? О засилии ученых, писателей, историков, артистов, режиссеров еврейской национальности. Вот Олег Анатольевич после работы в ЦСУ (много, кстати, давшем ему в познании экономики СССР) ищет новую работу и обходит НИИ (научно-исследовательские институты). И видит одно и то же: людей титульной национальности почти нет, одни евреи. В другом НИИ – то же самое. Он так и пишет. Он что, этим обижает еврейскую нацию? Он пишет правду. Я могу подтвердить, имея опыт работы в издательствах и на телевидении, в 70–90-х – там одни евреи. И, скажем прямо, молодцы: тянут друг друга. Нам бы так. Экономика, культура, образование (особенно высшая школа) – все они. Но упоминаешь об этом – уже антисемит. Почему вдруг так? Весь Ближний Восток – семиты. Какие же мы антисемиты: Пушкин из эфиопов-семитов!

Платонов исправляет ошибки отношения в оценке исторических личностей, в частности масона Новикова, много перестрадавшего в екатерининские времена. Русский человек, много сделавший для России, много издавший нужных произведений. Поэтому именно его масоны отдали на заклание и довели до заключения. И о царице Екатерине новые факты я прочел у Платонова. Даже она, императрица (!), скрывалась под псевдонимом в своих разоблачениях масонства. Вот какую они имели силу и влияние! Уже и тогда, да и раньше, засевались семена ненависти к русским и России. Русские – это Митрофанушки. Калечили тогдашних русских два фактора: зависть к чужим бытовым вещам и чрезмерное доверие к иностранцам. Иностранец? Пусть хоть и необразованный, давай его в воспитатели детям князей и дворян! И платить ему будем больше, чем своим, образованным.

В трехтомнике и объяснение происходящего на Украине. Первая мировая война. Военнопленные украинцы отделяются и содержатся на усиленном питании. Из них формируется Украинский полк имени Тараса Шевченко. А Тарас Шевченко – редчайший ненавистник царского престола, России. А наши добрые деятели культуры вытаскивают его из заслуженного наказания, из ссылки в солдаты. И всегда так: мы отдаем последнюю рубашку, а нас ненавидят. И теперешние события – вина кукурузного руководителя, свершившего амнистию бандеровцам.

Русская история породила очень точную, хотя и грустную пословицу: «Не вспоивши, не вскормивши, врага не наживешь». Платонов исследует эту непонятную многим загадку. Почему нас не любят? Да потому, что мы со Христом. А остальной мир отошел от Него, и теперь осознает, что утратил самое главное, и от этого злобствует еще больше.

Усиление русофобии вскрывает Олег Анатольевич. Люди, обычные граждане, даже живущие в России, ненавидели не только Россию, а вообще русских людей. И, опять же, почему? Потому что русские могли терпеть жизненные трудности во имя высшей цели – жизни души, понимания конечности земной жизни, но продолжения жизни души.

Мысли о нашем несходстве с западными людьми приходят в голову автору во время его поездок в Европу и США. Он ищет прежнюю Европу, полную красоты, ума, искусства, Европу Данте и Леонардо, Гете и Шиллера, а видит одинаково серую массу потребителей: «Италия поражает величием своего древнего искусства и одновременно пошлостью и ничтожеством современной жизни». Делает общий вывод: «Повреждение Европы началось с отпадения западной церкви от православного организма…» Олег Анатольевич вспоминает свое выступление на съезде итальянской партии «Новая сила»: «Сегодня, – говорил я, – мировая христианская цивилизация стоит на краю пропасти. Произошло то, о чем уже давно предупреждали мир великие русские мыслители-славянофилы: “Начиная с эпохи Ренессанса, вся культура Запада постепенно отходит от духовных ценностей Нового Завета и заменяет их ценностями Талмуда”. Меняются менталитет и психология европейца».

Наше главное счастье, и это утверждается всем общим настроем трехтомника, – быть православными. И это понимают наши враги. В книге Платонова самое трагическое место – исследование покушений, убийств православных священнослужителей, разорение и сожжение православных храмов.

А вообще разорение, ограбление России тоже исследует автор. Меня поразило совершенно гигантское воровство урана, которое было продано за один процент стоимости от подлинной цены. Один процент. А урана было продано столько, что на его производство ушло 40 лет и труд сотен тысяч людей, теряющих здоровье. И потерявших жизни Илюхина, Рохлина, которые пытались возбудить расследование.

Везде в книге четко прослеживаются гражданственность автора и поддержка тех людей-личностей, которыми держится Россия даже в такие времена власти преступников и предателей Горбачева, семейки Ельцина, их окружения, которые воровали без передышки. Все было захвачено прихвостнями нового режима. Но выстояли же Игорь Шафаревич, Фатей Шипунов, писатели Василий Белов и Валентин Распутин, поэт Юрий Кузнецов. Выстояла Татьяна Доронина, о которой в книге подробно рассказано. В центре Москвы она создала Русский театр с русским репертуаром для русских зрителей.

И все годы своей деятельности ученого, публициста, издателя Олег Анатольевич подвергался непрерывным нападкам и на себя, и на свой Институт русской цивилизации. В институте происходили унизительные обыски, опечатывания, труды самого Платонова объявлялись антисемитскими, юдофобскими, ему клеили ярлыки шовиниста, разжигателя национальной розни. И хотя на его труды были положительные отзывы серьезнейших авторитетов, говоривших, что в трудах директора института нет никаких даже следов недостойного отношения ни к какой национальности, преследования продолжались, и судебные расследования тянулись чуть ли не годами. А Нагатинский межмуниципальный суд вообще пришел к выводу, что все высказывания Олега Платонова об угрозах захвата власти масонами «не соответствует действительности». Вроде того, что масонов вообще нет. А масоны праздновали победу в прямом эфире масонского «Эха Москвы», проводя там пресс-конференцию. И сообщая всему миру, что «Московский суд отклонил все обвинения в адрес масонства».

Платонова обвиняли даже в покушении на государственную власть. Этого, конечно, не было. Но он публиковал неоспоримые документы, в которых показывал, что такое «демократия» в России, что дали «демократические» реформы: безграмотность, рост болезней, снижение рождаемости, повышение смертности, рост проституции, падение уровня культуры, падение по вертикали уровня образования… Разве это свержение власти? Нет! Это воззвание к ней, тревожные сигналы о том, что надо что-то немедленно делать, чтобы место России в мире вернулось на одно из первых, какое занимала и царская Россия, и Советский Союз.

Да, всегдашняя миссия России помогать всем обернулась против нее. Вспомним Гоголя: «К чести нашей народной гордости надобно заметить, что в русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетенного». Так и было до революции. Но когда и большевики, и коммунисты стали навязывать свои взгляды другим странам, получилось плохо. Получилось, что никому это было не надо. Себя надо было спасать, а не страны Европы. Спасли кого? Теперешних врагов?

«Терновый мой венец» – это и наш общий венец. Только Олег Платонов пошел дальше любого из нас: изучил все явные и тайные пружины движения русской истории, снабдил своими знаниями тех, кому дорога судьба многострадальной России.

Сайт «Русская народная линия» свершил очень доброе дело – публикацию всего трехтомника. Так что он доступен для чтения. Очень душеполезного.

Владимир Крупин

Источник: Русский Вестник

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments