28 марта в Майкопе состоялся 7-й чрезвычайный съезд Союза славян Адыгеи.
Причиной его созыва стала крайне тревожная ситуация, сложившаяся в связи с явным намерением властей республики руками правоохранительных структур прекратить деятельность одной из последних русских организаций на Северном Кавказе, в то время как сепаратистские тенденции, подогреваемые, в том числе, и на уровне руководства республики, в Адыгее так и не изжиты.
По итогам обсуждения на съезде принята Резолюция, адресованная Президенту РФ, Госдуме, прокурору РФ и Президенту РА.
В качестве средства воздействия на славян республики, был выбран председатель исполкома организации, редактор газеты «Закубанье», которую местные чиновники испытывали на прочность неоднократно и которая из-за этого длительное время была вынуждена печататься за пределами Адыгеи. Пытаясь прекратить работу единственного печатного органа славян, составляющих более 60% населения Адыгеи, власти «прицепились», а другого слова подобрать невозможно(!) к стихотворению Е. Скворешнева «Будь русским», опубликованному на страницах газеты 2 года назад. Почему оно было выбрано в качестве повода для «наезда» на редактора нормальному человеку понять сложно — до «Закубанья» это стихотворение неоднократно издавалось в различных печатных и электронных изданиях. В частности, газета «Знание-власть», распространявшаяся по всей России, помещала его дважды ещё в 2006 году, в Интернете оно достаточно широко представлено в целом ряде сайтов самой разной направленности. Автор стихотворения — известный алтайский и сибирский поэт, неоднократно издававшийся и продолжающий издаваться, работавший на радио и телевидении, написавший стихи к песне «Алтай», которую сейчас считают гимном края.
Сам автор благополучно живет и плодотворно трудится, стихотворение его никем и никогда экстремистским признано не было, в списке запрещенных не состояло и не состоит, к изданиям, его публиковавшим и публикующим, претензий никто не выдвигал. Но ничего из этого не волнует адыгейские власти, усиленно пытающихся подвести редактора газеты «Закубанье» под статью о разжигании национальной розни. Казалось бы, где здесь логика — стихотворение нормальное, к автору претензий нет, по всей России печатают, а тут вдруг редактора одного из многих и многих перепечатавших его изданий выдергивают и делают главным врагом мира и спокойствия на Кавказе, заводят на него уголовное дело объемом в 700 страниц, да ещё по ч.2 ст.282 УК РФ, по которой ему «светит» до 6 лет? Как это вообще возможно?
Возможно. В Адыгее это возможно. В Адыгее подо всем этим есть глубокая логика. И причина происходящего — совсем не в личности В.И. Каратаева, которого в этом вопросе поддерживает большинство русскоязычного, да и не только русскоязычного населения республики, а в стремлении властей задушить последний центр организованности и сплоченности русского и казачьего населения республики. Не секрет, что именно Союз Славян долгие годы являлся наиболее последовательным, а в действительности, практически единственным противовесом сепаратистским силам, работающим в республике. Именно по инициативе Союза славян, следовавшему заявлениям В. Путина об укрупнении регионов, проведена акция по сбору подписей «За объединение Адыгеи с Краснодарским краем», что нашло широчайшую поддержку в самых разных слоях общественности Адыгеи. Именно Союз славян постоянно говорил о негативной кадровой политике, ведущей к неуклонному снижению качества управления.
Корни проблемы уходят гораздо глубже простой перепечатки какого-то стихотворения, и это не имеет ничего общего с В.И. Каратаевым. Проблема — в этнически окрашенной внутренней политике, проводимой в республике, политике, которая вбивает клин между проживающими на одной, в действительности, очень небольшой земле, народами. При явном попустительстве федерального центра ситуация уже зашла довольно далеко. Жители Адыгеи недоумевают почему, например, Москва упорно молчит в ответ на активное раскачивание лодки со стороны ряда местных общественных организаций? На постоянно «подогреваемый» вопрос о создании «Великой Черкессии», в которую, по мысли новых этноконструкторов должна войти территория от Анапы и до Осетии, включая Сочи, Туапсе и Адлер? На постоянно муссируемый вопрос о якобы имевшем место геноциде черкесов в ходе Кавказской Войны? На заявления о невозможности проведения Олимпиады на земле геноцида — в Сочи — и протесты в международные организации по этому поводу? На выдвижение исторических претензий к русскому народу и к России в целом? На регулярное одурманивание простого народа разговорами о «государственном суверенитете» Адыгеи, хотя ни на законодательном, ни на любом другом уровнях такого суверенитета не существует?
Почему Москва не видит, как из адыгейского общества было вытеснено все полемическое, дискуссионное и оппозиционное той этноцентристской доктрине, которая, без сомнения крайне опасна сама по себе, а в условиях Кавказа опасна вдвойне? Что мы должны сделать, чтобы федеральный центр увидел, как и какими путями выдавливается всё инакомыслящее и мешающее воцарению этих взглядов? Сколько человек для этого должны посадить республиканские правоохранительные органы? За перепечатку каких стихов?
К сожалению это не сгущение красок и не проделки каких-то адыгских общественных организаций. Это и официальная политика, проводимая самым высоким руководством республики, которую иначе чем политикой двойных стандартов не назовешь. Так, недавно из печати вышла книга «Земля Адыгов», представляющая собой обширный труд по истории адыгского народа. В нем, помимо описания событий прошлого и многих добрых слов в адрес адыгов (которых они, без сомнения, заслуживают), авторы дают свою версию Кавказской войны и вносят всех российских императоров, генералов, адмиралов и атаманов того времени в «перечень палачей адыгского народа» Там же дан список и «предателей» — тех адыгов, что служили России в этот период, а дети и внуки которых живут здесь и поныне. Одним из соавторов этой книги является никто иной, как нынешний президент Адыгеи Асланчерий Китович Тхакушинов. При этом он же выступает главным организатором массовых торжественных мероприятий по празднованию 450-летия «Добровольного вхождения Адыгеи в состав России» (события, которое значительная часть адыгского населения не признает.) В то же время такие книги как «Земля Адыгов», наряду с книгой «Геноцид адыгов» — включают в список рекомендуемой в школах и ВУЗах Адыгеи литературы, по факту же они становятся настольными, «политически правильными» пособиями для многих учителей истории в Адыгее!
Фактически, независимо от того, какая из версий истории подлинная, молодое поколение Адыгеи воспитывается в обстановке двуличия. И это двуличие, за которым стоят конъюнктурные соображения (одно лицо для Москвы, другое для своего народа!) отнюдь не служит ни укреплению России, ни дружбе народов. Но даже не это прискорбнее всего! По мысли наших чиновников, объявление всех российских деятелей, хоть как-то связанных в XIX веке с делами на Кавказе, «палачами адыгского народа» служит исключительно укреплению дружеских отношений между адыгами и русскими, и достойно Государственной премии Республики Адыгея, полученной авторами книги, в то время как перепечатка стихотворения редактором газеты «Закубанье» наносит этой самой дружбе страшный вред, а сам редактор должен за такое ужасное преступление сесть в тюрьму!
Простые граждане, живущие в Адыгее, недоумевают, неужели абсурдность всего этого, презрение к здравому смыслу, беззаконие, чинимое в республике, видны только им? Почему этого не видит Москва, все чаще предстающая для них не матерью, но мачехой? Почему, говоря о равенстве прав граждан, Москва постоянно подыгрывает сторонникам этнической монополии на власть в Адыгее, хотя такой подход каждый раз ухудшает ситуацию в ней?
Газета «Закубанье» неоднократно писала об этих фактах, требуя большей открытости общества, ставя, например, вопросы о возмутительном подходе к преподаванию истории в школах и ВУЗах, говоря о произволе властей и чиновников Адыгеи, да и просто давая людям альтернативную, «не одобренную свыше» и не «единственно правильную» точку зрения. Именно это, на наш взгляд, является основной причиной происходящих событий вокруг газеты «Закубанье» и её редактора. И именно поэтому власти вот уже который год создают для газеты невыносимые условия, донимая её и активистов организации обысками, изъятиями имущества, допросами и фабрикацией различных, с позволения сказать «дел», явно желая ликвидации Союза славян и закрытия его газеты. И мы рассматриваем нападки на Каратаева В.И. именно с такой точки зрения.
А стихотворение «Будь русским» — всего лишь повод. Причем, повод абсолютно возмутительный, и беспочвенный. Не найдя других возможностей повлиять на Союз славян, наши «антитеррористы» решили сделать из В.И. Каратаева записного антисемита. Сложно поверить, но абсурдность всего этого в том, что все 700 страниц обвинения сводятся к маленькому четверостишью из достаточно длинного стихотворения «Будь русским». А звучит оно так:
«Быть русским — это должность , долг и доля
Оберегать святую честь земли ,
От пришлецов, что свой Талмуд мусоля
Две тыщи лет нас к пропасти вели».
В нем судебный эксперт Института криминалистики ФСБ РФ Л. А. Ерохина увидела призыв к русским людям защищать землю от евреев, а следствие, не интересуясь мнениями иных специалистов, признало В.И. Каратаева ужасным антисемитом, которого следует немедленно изолировать от здорового адыгейского общества.
Вряд ли стоит говорить, что призыв автора стихотворения «Оберегать святую честь земли» не равнозначен призыву защищать землю от евреев. Скорее, автор говорит здесь о сохранении традиционных для русских морально-нравственных ценностей православия. Впрочем, в отличие от тех, кто при слове «Русские», хватается за Уголовный Кодекс, нормальным людям абсурдность ситуации видна невооруженным взглядом. Именно поэтому независимые эксперты — профессора и доктора наук дали абсолютно иную характеристику стихотворению, не усмотрев в нем ни антисемитизма, ни призывов к каким-либо незаконным действиям, но, в то же время, обратив внимание на крайний непрофессионализм и отсутствие элементарных, базовых профессиональных знаний у эксперта ФСБ Ерохиной.
Однако стоит сказать о титанических усилиях следователя Юдаева, который, зная, что согласно закону о СМИ за дословную перепечатку незапрещенного материала редакция ответственности не несет, озаботился поисками пострадавших от действий редактора. И, явившись на собрание еврейской общины, (через два года после публикации !) представил явно надуманную трактовку стихотворения Ерохиной как истину в последней инстанции. После чего предложил лидеру общины выступить в суде в качестве пострадавшей ( не от автора стихотворения, а от В. Каратаева) стороны. Разобравшись в ситуации, еврейская община таки отозвала свое заявление из прокуратуры. Но какой импульс росту дружбы между народами в республике дал господин Юдаев!!!
Вот так одно беззаконие накладывается на другое. Ответы по жалобам на действия местных силовиков, отправленные депутатами фракций «Справедливая Россия и КПРФ Госсовета РА Президенту и Прокурору РФ, приходят от тех, на кого они жаловались. И, судя по всему, уже ничто не может остановить запущенный механизм удушения оппозиционной организации.
Но дело не только в Союзе Славян. Политическая подоплека расследования, его абсурдность и противоречие элементарной логике еще больше парализуют и без того придавленное «гражданское общество» Адыгеи, понимающее, что всякая инициатива наказуема, что «плетью обуха не перешибешь», что в конфликте с чиновником правды не добьёшься. Так, в частности, пишущая общественность Адыгеи полностью дезориентирована — она не понимает, как, в свете событий вокруг «Закубанья», действовать дальше. Получается, что если теперь типография перепечатает гоголевского «Тараса Бульбу», где несколько десятков раз употребляется слово «жид» или мемуары А.П. Ермолова с его оценками кавказских народов как «злейших из разбойников» — то местные «антитеррористы», при наличии «политической целесообразности», спокойно заведут дело на директора типографии и посадят его в тюрьму? Тогда давайте запретим Пушкина с его «Ты раб, ты трус, ты армянин» или Тараса Шевченко с его фразой «Кохайтеся чорнобриві, та не з москалями…» или объявим Молдавии войну за стихотворение поэта Виеру, в котором он пишет: «Если русский попросит у тебя кусок хлеба, дай ему кусок динамита». А может выкопаем из могилы Николая Рубцова с его широко известной фразой «Россия — Русь, храни себя, храни», по которой добрая четверть школьников страны писала в классе сочинения, ведь в этом стихотворении он нелицеприятно отзывается о дружественных русскому народу татарах и монголах?
Естественно, для любого здравомыслящего человека — это бред, но проблема в том, что в условиях Адыгеи, этот виртуальный бред превращается во вполне реальное толстое уголовное дело, а на организацию, которую представляет В.И. Каратаев, на этой почве оказывается немалое и тоже вполне реальное давление.
Союз Славян Адыгеи всегда честно говорил властям о неприятии и непонимании их приоритетов. Экономическая ситуация в Адыгее крайне плачевна. В ходе периодической смены «правящих семей», некогда цветущий край, прочно и безальтернативно «прописался» в списке наиболее отстающих регионов России. Превратившись из цветущей автономной области в составе Краснодарского края в, как считают её власти, независимую Адыгейскую республику, маленькая Адыгея села на иглу федеральных дотаций. В разные годы от 60% до 80% бюджета республики получается из Центра. Закрыты многие заводы, разрушены колхозы, животноводческие фермы разбираются на корню и продаются «за речку» — в соседний Краснодарский край, о разнице кубанских и адыгейских полей в народе сложили грустную шутку — «где появляются бурьяны, там начинается Адыгея». В экономическом отношении не видно заметных улучшений, что полностью диссонирует с Краснодарским краем и является причиной желания большинства жителей Адыгеи вернуться в его состав. Конечно экономическая ситуация в Адыгее во многом объясняется общероссийскими проблемами. Но тот, кто знаком с нею поближе знает, что немало откровенных промахов допущено по вине конкретных чиновников, при решении вопросов ставивших во главу угла личные интересы. Но в официальных СМИ республики вы об этом не прочитаете. И вот, вместо того, чтобы заботиться о подъеме экономики, о борьбе с коррупцией, которая, не скрываясь, глядит из окон дворцов и «крутых» автомобилей наших чиновников, они заняты совсем другим — ставится цель искоренить инакомыслие, преследуются оппозиционные взгляды, руками «домашних» правоохранительных органов устраняются их носители.
К сожалению, у нас складывается впечатление, что федеральная власть практически оставила население республик на откуп местным правящим элитам. Но, как сказал герой Отечественной войны адыг Хусен Андрухаев, «Русские не сдаются!» Поэтому и Союз славян Адыгеи не собирается сдаваться и обращается к российской общественности за поддержкой. Мы не добиваемся особых прав, но требуем равноправия и свободы слова, гарантированных нам Конституцией России.
По итогам съезда, Союза славян Адыгеи, представляющего интересы более 60% населения республики принято решение обратиться к Президенту России, к министру внутренних дел Российской федерации и председателю следственного комитета при прокуратуре РФ с просьбой о проведении служебного расследования незаконных действий сотрудников УБОП МВД по РА и Следственного управления при прокуратуре РФ по РА по фактам фабрикации уголовных дел. Направить Президенту РФ и в Государственную Думу РФ письмо в поддержку инициативы В. В. Жириновского по отмене так называемой «русской» 282 статьи Уголовного кодекса РФ, ставшей механизмом для расправы с людьми, имеющими мнение, отличное от мнения чиновников. Потребовать от прокурора Республики Адыгея и руководителя Следственного управления прекращения уголовного преследования главного редактора газеты «Закубанье» Владимира Каратаева по ЯВНО НАДУМАННОМУ ПОВОДУ и возвращения незаконно изъятого имущества Союза славян Адыгеи.
Кроме этого, Союз Славян начал сбор подписей в защиту честного журналиста и гражданина, председателя исполкома Союза славян Адыгеи Каратаева Владимира Ивановича.
Председатель Правления Союза славян Адыгеи,
депутат Госсовета РА
Нина Коновалова