Сейчас полностью очевидным стал тот факт, что русскоязычное население Украины продолжает оставаться самой неструктурированной и неорганизованной общностью в стране. Это позволяет нынешней политической элите фактически полностью его игнорировать.
Причём столь не блестящее положение у русских не только на Украине, но и в других державах бывшего Советского Союза. В чём же причина такой ситуации и есть ли из неё выход?
Первая и самая главная проблема – это национальный менталитет, который, как известно, является совокупностью навыков определённой нации, приобретённых за период её исторического существования. И здесь у русских возникают кое-какие трудности. Более чем за тысячелетний период существования русских как этноса они никогда компактно и сколь-нибудь долго не находились под властью иностранных государств. Так уж случилось, что русские всегда побеждали своих внешних врагов.
Подобная ситуация в прошлом вырабатывала довольно своеобразный тип национального поведения: уверенность в том, что никто и никогда не сможет покуситься на языковые и национальные права русских, корректность по отношению к другим нациям, искренняя заинтересованность в развитии культуры рядом живущих народов. Доходило до абсурда: в СССР именно русские создали письменность значительной части так называемых «порабощённых» народов империи, создавали им словари, делали переводы, открывали этнографические музеи, национальные школы, куда чуть ли не силой загоняли представителей этой самой национальности.
Ясно, что русские, никогда не проявлявшие никакой нетерпимости по отношению к рядом живущим народам, считали, что и те к ним относятся так же, и были шокированы тем наскоком национализма, который многие «братские народы» проявили к русским. И это несмотря на то, что для многих этносов именно период совместного сосуществования с русскими стал своеобразным «золотым веком» их культур – в том числе и украинской культуры.
Такое положение, безусловно, деморализовало русских. Полились нескончаемым потоком претензии и обвинения, которые доводятся до широких слоёв населения всеми возможными способами: через радио, телевидение, газеты. Поскольку до сих пор в России и на Украине вышло очень мало работ, посвящённых критике национализма и русофобии, значительной частью населения националистическая пропаганда стала восприниматься как истинная. По принципу: раз не опровергают – значит, правда. А поскольку защитной реакции на национальные оскорбления в русском менталитете не выработано, то многие стали униженно оправдываться или, что ещё хуже, отказываться от своей национальности.
Другая ментальная проблема русских Украины – это чрезмерная надежда на Российскую Федерацию. Кстати, именно полный провал работы с русской диаспорой на Украине сейчас выдвигают как главное обвинение против действий уже бывшего посла России на Украине Виктора Черномырдина.
Ни в коей мере не отрицая вину лично Виктора Степановича в далеко не блестящих делах русского движения на Украине, необходимо отметить, что и сами организации «соотечественников» (за исключением Крыма) так и не смогли стать действительно многочисленными и влиятельными. В подавляющем большинстве подобного рода организации представляют собой небольшой кружок завсегдатаев, которые, как правило, находятся в смертельной вражде с другими организациями российских соотечественников. И вроде организаций с громкими названиями и приставками «всеукраинская» много, но на политическом ландшафте всей Украины они малозаметны. Недавно громко заявила о себе одесская организация «Родина», но пока её деятельность носит локальный характер. А пока нет действительно единой структуры российских соотечественников на Украине – от Севастополя до Киева и от Ужгорода до Луганска, – достаточно наивно надеяться на какую-либо действенную и широкомасштабную помощь со стороны России.
И последняя ментальная причина русских неудач на Украине состоит в том, что многие русские мыслят некими глобальными абстрактными величинами. Мы можем до хрипоты кричать о втором государственном, но защитить школу за углом от украинизации у нас уже нет сил. О том, что нужно не только раз в год выходить на пикет в поддержку русского языка и раз в пять лет голосовать за кандидата, которого называют «пророссийским», но и изо дня в день на местах бороться за расширение прав русского языка: в школах, судах, театрах, кинотеатрах – везде, где только можно и как только можно. Бороться против бытовой и санкционированной местными властями русофобии, против переписывания истории и глупых переименований.
В конце концов, одно большое дело состоит из сотни маленьких.
Алексей Иванов