Российский ответ Вуосаари и Гамбургу

  • Post category:Статьи

Проект порта «Бронка» в городе Ломоносов стал два года назад российским ответом на строительство нового морского порта Вуосаари (Vuosaari) неподалеку от финской столицы. Финский проект с инвестициями порядка миллиард евро стал одним из крупнейших портов Балтийского моря. Общая площадь порта, построенного на месте старой судостроительной верфи, составляет 150 га, из них 90 га – это намывные территории. Общая длина причальной стенки составила 3,6 км: два 750-метровых причала для контейнерных судов, а также 15 причалов для приема ро-ро грузов. Порт способен перерабатывать 10 миллион тонн грузов в год, мощности по перевалке контейнеров составят 1 миллион TEU. Порт Вуосаари предназначен для обработки только «упакованных» грузов: в контейнерах, грузовиках и трейлерах. Большое внимание при строительстве порта было уделено созданию транспортных подходов к порту -строительству автотрассы, железнодорожной ветки и морского подходного канала. Практически транспортную инфраструктуру пришлось создавать с нуля. Кстати, Бронка в этом отношении имеет преимущество – существуют и железнодорожные пути, в непосредственной близости кольцевая автодорога.

Не секрет, что большая часть принимаемых грузов предназначается для России. Для импортеров транспортная доступность портов Хельсинки и Усть-Луги, как ни странно, находится на одном уровне. Экономическая рентабельность тоже на одном уровне, и пока иностранные компании выбирают более понятные и привычные схемы транспортировки через соседнюю Финляндию. Тем самым обустраивая финансовое благополучие нашего северного соседа и, обеспечивая для него новые рабочие места.

Именно для исправления ситуации был задуман порт Бронка. После ввода его в эксплуатацию, Россия сможет вернуть себе 31% контейнерных и 73% накатных грузов, которые сейчас проходят через страны Балтии и Финляндию. Стадии развития финского проекта порта Вуосаари настолько схожи с задуманными российскими этапами, что Бронку специалисты даже окрестили «русским Вуосаари». Как и в Санкт-Петербурге, Хельсинки имели старинный порт в буквально центре города, который перестал справляться с потоком грузов. Как и Бронка финны приняли решение о создании своего рода аванпорта в непосредственной близости от города. Предполагаемый участок под порт оказался природными нетронутыми угодьями с пригородными дачами. По соседству с портом оказалась резиденция владельца шоколадной империи Fazer. Моментально поднялась волна общественного мнения против строительства нового порта. Однако хладнокровные финны, взвесив все «за» и «против» решились на реализацию проекта. Экологический урон от существования порта, а значит и автомобильных грузовых потоков, в центре Хельсинки оказался существенно выше, чем ущерб от строительства порта в пригороде. Даже пресловутый намыв, вокруг которого сломано столько копий в последнее время в Санкт-Петербурге, получил согласование от финских властей. Использование щадящих технологий, разумный подход к охране окружающей среды и процессу строительства обеспечил должную защиту природе. Даже загородная резиденция шоколадного магната осталась на месте и мирно соседствует с новым морским портом. Финский залив, несмотря на строительные работы, также избежал экологической катастрофы, которую предрекают сейчас некоторые экологи Бронке. На береговой же зоне бывшего порта теперь планируется строительство городского района с парком. Здесь появится новая станция метро, предприятия услуг и офисные здания. Стоит отметить, что это самые крупные изменения в городе за последние сто лет, и консервативным и бережным по отношению к природе финнам потребовалось немало решимости для его реализации.

Вокруг строительства Бронки полемика пока лишь разворачивается. Часть экологов рисует безрадостные перспективы, но некоторые верят в реализацию проекта по финскому сценарию и даже дополнили наш будущий аванпорт чертами уже роднящих его с гамбургским грузовым терминалом.

Считается, что Гамбург – приморский город. Однако от Северного моря его отделяют почти 100 км по Эльбе. Ежегодно этот путь проходят примерно 12 тысяч морских судов. В гамбургской гавани находится самый большой в мире складской комплекс, который тянется в длину более чем на километр. Но настоящей визитной карточкой для Гамбурга стали альстерские лебеди. Тесная связь ганзейского города со своими лебедями имеет давнюю традицию. Еще в 1591 году в исторических документах есть упоминания о заготовке корма для пернатых. В 17 веке городской совет постановил считать птиц ручными и обеспечить им строжайшую защиту. А с 1818 о животных заботится специальный, стоящий на жаловании у города «Schwanenvater» – «отец лебедей». Он обеспечивает птиц кормом, заботится о раненных животных, доставляет их в зимнее время на специально освобожденные ото льда пруды. А грузовые суда мирно покачиваются на волнах рядом с гамбургскими лебедями. Соседство крупнейшего в мире морского порта и грациозных пернатых – лучшее доказательство эколого-направленной организации работы гамбургского порта.

Теперь и порт Бронка может стать русским Гамбургом. В июне директор ГУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» Татьяна Васильевна Ковалева представила на круглом столе смелый проект создания ООПТ «Плавни Кронколонии». Своей западной границей заказник будет граничить с портовыми сооружениями Бронки. Уникальность плавней Южного берега Невской губы в том, что эти территории замерзают существенно позже, чем остальное побережье залива. Свыше 40 видов перелетных птиц (в том числе и занесенные в Красную книгу), останавливаются здесь, чтобы накопить силы и подкормиться перед дальним перелетом. Уникальная прогреваемая территория плавней богата кормом, планктоном, ракообразными. Кстати, сами плавни возникли во многом благодаря дамбе, которая ускорила этот процесс. Сохранение этих территорий одна из важнейших задач для орнитологов.

О своих требованиях-пожеланиях к строителям порта рассказывает непосредственный автор проекта ООПТ Дмитрий Николаевич Ковалев: «Сроки проведения работ по строительству должны быть достаточно ограниченными. Выбор наиболее приемлемых технологий, минимизация замутненности воды. Нужно использовать самую современную технику. Выброс струи замутнения должен производиться в сторону дамбы. Создание нескольких искусственных островов по северной границе участка заказника. Обязательная организация мониторинга всей экологии и птиц в частности». Специализация порта – контейнерные и накатные грузы – также на руку экологии края. Ведь отсутствие в порту сыпучих грузов и нефтеналивных танкеров исключают фактор существенных техногенных катастроф. Наибольшее беспокойство вызывает сооружение судопроводящего канала в заливе. Но и тут экологи видят повод для совместной работы. Птицам нужны песчаные и галечные пляжи. И создавать их можно из отработанных грунтов. Возможно, что порт подарит пернатым удобные места для стоянок, как дамба в свое время поспособствовала возникновению плавней.

Успешный опыт реализации с нуля финского проекта говорит о том, что шанс увидеть лебедей и других водоплавающих в российском порту есть. Удастся ли его реализовать, покажет время. Возможно, что в 2017 году в Бронке помимо современного морского порта появится и свой «Schwanenvater» – «отец» уже для наших отечественных лебедей.

Сергей Лисовский,

главный редактор газета “Общество и экология”

№ 5 (94) Август 2009