Спасительная книга.
Живёт в нашем городе замечательный и талантливейший человек – Николай Николаевич Китаев. В народе его называют «следователь от Бога», потому что за 30 лет работы в органах прокуратуры следователем по особо важным делам он раскрыл немало изощрённых и запутанных преступлений, или, как иногда принято говорить, «висяков».
Заслуженный юрист России, почётный работник прокуратуры, кандидат юридических наук и журналист, Николай Николаевич за свою жизнь написал немало книг по криминалистике, которые теперь служат в качестве учебных пособий студентам юридических факультетов и юристам разных рангов. Книги, такие как «Неправосудные приговоры к смертной казни», «Экспертные психологические исследования в уголовном процессе» и другие труды в области юриспруденции, раскрывали не только студентам, но и уже работающим специалистам в криминалистике методы раскрытия особо запутанных изощрённых преступлений.
Первая книга «Проблемы расследования отдельных видов умышленных убийств» вышла в 1993 году.
Именно с этой книгой и произошла история, которую хочу поведать.
Николай Китаев частенько давал консультации работникам прокуратуры, милиции и простым гражданам, да и не только в области криминалистики, но и в области искусства и истории, поэтому люди тянулись к нему за советом, за помощью в разрешении каких-либо проблем, как по работе, так и в житейском плане.
Однажды глубокой осенью 1993 года один бывший первоклассный опер Кировского РОВД Виталий И. пришёл к нему в транспортную прокуратуру, где тот тогда работал, с целью получить консультацию по поводу проблем, возникшим на работе, а также поздравить с выходом первой книги. После продолжительной беседы Николай Николаевич достал с книжной полки у себя в кабинете ту самую книгу и великодушно подарил её Виталию, занеся предварительно на первой странице дарственную надпись: «На добрую память». Книга была размером 20 на 13 сантиметров и толщиною всего лишь в 1 сантиметр. Виталий положил бесценный дар в левый внутренний карман своей кожаной куртки и, попрощавшись с Николаем, пошёл на стадион «Труд», чтобы увидеть знаменитого тренера по греко-римской борьбе Константина Вырупаева, показать ему книгу, но его там не встретил.
Время было уже к вечеру, и Виталию надо было ехать домой в микрорайон «Солнечный». Поскольку настроение у Виталия было радостное, он решил немного пройтись через Иерусалимское кладбище, переименованное в 1933-м в ЦПКиО, то есть в Центральный парк культуры и отдыха. Маршрут его проходил по главной аллее к кинотеатру «Мир», к автобусной остановке.
Проходя мимо «Чёртова колеса» и парашютной вышки, Виталий увидел сидевших на скамейке по правую сторону аллеи троих крепких парней, энергично распивающих водку и смачно закусывающих выпитые «стопари» хрустящими огурцами. Когда он поравнялся с ними, один из парней попросил закурить, на что Виталий ответил, что не курит и не имеет ни папирос, ни сигарет. Этот ответ не понравился разгорячённым спиртным собутыльникам, а один из них, узнав Виталия, небрежно бросил дружкам: « Да это же ментяра»! После чего все трое сразу же кинулись на него, нанося многочисленные удары в лицо и грудь, но он не растерялся и стал им достойно отвечать. Узнавший его парень изловчился и нанёс ему сильный удар в левую часть груди, то есть бил прямо в сердце. Виталий в суматохе даже ничего и не почувствовал. Неизвестно чем бы всё кончилось, если бы внезапно не появились два милиционера, чудом оказавшиеся поблизости. Они, услышав шум и увидев драку, побежали на помощь отбивавшемуся от нападавших.
Парни, увидев милиционеров, тут же бросились врассыпную, энергично унося ноги, да так, что и догонять их было уже бесполезно, а Виталий, поблагодарив за помощь коллег, пошёл по аллее дальше. Пройдя несколько шагов, он стал осматривать свою кожаную куртку и обнаружил, что она проткнута ножом аккурат напротив сердца. Когда же он расстегнул куртку, то увидел, что книга, положенная во внутренний карман слева, с дырой от ножа. Книга была почти полностью пробита лезвием, оставались всего лишь четыре непробитых листочка и обложка. Тогда он полностью осознал случившееся: если б не книга, ставшая на время бронежилетом, бандитский нож проткнул бы его сердце намертво.
Выходит, что книга по расследованию убийств спасла Виталия от смерти. Это судьба, от которой, как говорится в народе, не уйдёшь. Спасительная книга защитила человека. Николай Китаев весьма своевременно подарил ему свою книгу.
Такая же книга с дарственной надписью «Г.Р. Красовскому – сибирскому коллекционеру – на добрую память, 25 марта 1993 г., Н. Китаев», хранится и у меня в книжном шкафу на видном месте. Глядя на неё, я иногда вспоминаю об этом случае с Виталием, который также, у себя дома, поглядывая на свою подаренную книгу, ставшую бесценной реликвией, вспоминает о своём втором рождении.
Григорий Красовский, Иркутск