Наш современник: Гражданин, Педагог, Исследователь

В тугой закрутке современной жизни случилось так, что в центре внимания поставлены проблемы человеческих сообществ. За ними, к сожалению, нередко в тени остается тот, кто является движителем современной цивилизации, это – Человек. А ведь именно он, гражданин и деятель, является субъектом истории, интеллектом и деятельностью которого созидаются бесценные материальные и духовные богатства. Именно об одном из таких субъектов современной истории я и хотел бы поведать нашим читателям.

Прием по случаю Дня Независимости Кыргызской Республики, состоявшийся 23 сентября 2009 г. в Культурном центре ГлавУпДК при МИД РФ

На фото: третий справа – Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в РФ Раимкул Аттакуров, второй справа – Петраш Ю.Г., первый справа – Иванеев С.В.

Живет он теперь в первом наукограде России, является Почетным гражданином города Обнинска, в котором его знает большинство населения, а имя его широко известно в отечественном и мировом исламоведении. Зовут его Юрий Григорьевич, фамилия Петраш. За этим именем и фамилией – большая и многотрудная жизнь, ценный вклад в науку и педагогику.

Охватить краткой статьей характеристику гражданина и личности, сына России, невозможно. И поэтому приходится остановиться лишь на основных вехах творческой деятельности героя наших заметок.

Трудные жизненные версты.

Редко кто из современников нашего героя знал счастливое детство. В тридцатые годы оно было голодным и босоногим. В сороковые годы детство опалено Великой Отечественной войной и как-то незаметно переросло в многотрудную юность. Лихолетье Гражданской войны и преступное расказачивание большевистского террора занесло героя Первой Мировой войны, донского казака Петраша Калины Антоновича, в далекую станицу семиреченских казаков Самсоновку. Там и родился его внук Юра (1930г.). Но и сюда дотянулось пресловутое расказачивание. Дед по материнской линии, семиреченский казачий офицер сгинул в безвестности. Председатель казачьей станицы Калина Антонович был репрессирован. Потянулись голодные тридцатые годы. Но и они вселяли некую уверенность в лучшие времена. Казаки гордились своей великой страной Советов. Им было не занимать патриотизма и воинской чести. В ряды Красной Армии провожали хлопцев всей станицей. Мальчишки с завистью глядели на остриженных новобранцев и долго бежали за быстрыми дрогами, уносившими их братьев в любимую Красную Армию. Мальчишки знали и пели с упоением бравурные песни тех лет. Их сознание и сердца наливались духом советского патриотизма. И это стало их сутью на всю жизнь.

Грянула Великая Отечественная война. Ее патриотическим гимном стала песня « Священная песня»:

Вставай, страна огромная,

Вставай, на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

И встала страна огромная! И с нею мальчишки, ушедшие на фронт вслед за своими отцами. Там оказался и туго сбитый шустрый подросток Юра. В группе советского сопротивления врагу, оказавшийся в окружении под Ржевом, юный разведчик добывал ценные сведения, благодаря которым группа была грозой фашистов и их лазутчиков. Он был представлен к медали «За отвагу». Потом Южный фронт. Сын полка теперь боролся за жизнь раненых во фронтовом санбате. Контузия в Донбассе. Глубокий тыл. Работа на всепродуваемых ветрах колхозных станах Казахстана. И неуемная страсть к учебе. Заветная цель сбылась: философский факультет университета (Алма–Ата). Вырванные войной неполученные знания пришлось усиленно наверстывать. Библиотеки стали вторым домом. И вместе с этим большой спорт, активная общественная работа и наконец диплом всего лишь с несколькими оценками «хорошо». Комсомольская путевка на юг Киргизии – в Ошский пединститут.

Молодой преподаватель философии снискал к себе уважение коллектива института и горожан областного центра. Им создана школа бокса, развернута во всю ширь деятельность комсомольской организации города и области. Создана целая программа наступления на засилье ислама и бытовой отсталости местного населения. Педагог умело воспитывает студенчество и ведет за собой молодежь в борьбе за научное мировоззрение и культурный рост населения. Но чтобы бороться, надо знать ислам, и тогда педагог изучает восточные языки, вникает в практику ислама, смело и принципиально выступает перед коренным населением. Лицом к лицу пришлось столкнуться с мусульманскими фанатиками, пережить три покушения. Но это не оставило благородного порыва борьбы за цивилизованность мусульманского населения. Опубликованы десятки статей в местной печати, подготовлены сотни своих мировоззренческих союзников.

Так, от практики борьбы за культурно-духовное восхождение местного населения начался путь в большую науку.

Творческие искания.

Большой путь начинается с первого шага. И он был сделан, шагая по тропам Тянь-Шаня, Памира-Алая, от кишлака к кишлаку. Задушевные беседы с горным и долинным населением края. Изучение истории ислама и особенность исламизации народов Средней Азии. Дирекция Института философии АНСССР обратила пристальное внимание на представленную разработку проблемы ислама в Ферганской долине. Зачисление в аспирантуру. И снова горы проработанных книг и дни напролет в Ленинской библиотеке Москвы. Поиск и поиск ответов на многочисленные проблемы, оказавшиеся еще незатронутыми исследователями духовной культуры народов Средней Азии. Активное участие во Всесоюзных конференциях, выступления в дискуссиях и обсуждениях. И вновь поездки в регионы мусульманского Востока. Исследователь обратил на себя внимание ученых кругов, предоставивших ему возможность опубликовывать результаты своей работы в солидных монографиях и журнале « Вопросы философии».

Автор устных и печатных выступлений не повторяет азы почтенных ученых-исламоведов Запада и России. Руководствуясь основным положениями научного исламоведения, он ищет «белые пятна» в науке и успешно заполняет их оригинальными идеями. Их смысл сводится к тому, что ислам представляет собой сложный социально-духовный феномен, возникновение, распространение и существование которого в современных условиях обусловлено особенностями исторического развития этноса и народов, занимающих широкую географическую зону от Северной Африки до Индонезии. При этом ислам более или менее соответствовал и соответствует особенностям социально-культурного развития народов, втянутых в орбиту так называемого мусульманского мира.

Защищенная кандидатская диссертация (Москва 1962 г.) была посвящена анализу специфики распространения, становления и утверждения ислама в конкретно-исторических условиях у киргизов. Это была первая научная работа, обратившая на себя внимание со стороны ученой общественности бывших Советских республик Средней Азии. Основные ее идеи стали достоянием десятков исследователей местных академий наук. Многие из них стали кандидатами и докторами наук. Этим самым была заполнена важная страница истории культурно-духовной жизни народов Средней Азии.

Однако наш исследователь не остановился на достигнутом. Выводя своих учеников и последователей на широкую дорогу творческих поисков, он был одержим идеей отыскания оптимальных методов дальнейших, более углубленных методов, форм и средств изучения теории и практики ислама. Это привело его к защите докторской диссертации (Киев, 1989г.). В центр внимания научного исламоведения была поставлена идея культа святостей в исламе. Впервые была обоснована именно идея святости, которая является основой пиетета мусульманской догматики.

И снова поиски и поиски. Более ста шестидесяти научных публикаций. Доклад Советской делегации на XIV Всемирном философском Конгрессе в Вене (1967г.), десятки опубликованных книг.

Кредо исследования.

Каждый ученый, вращается в орбите своих научных поисков, вырабатывает некий свой конструкт идей, составляющий кредо его концептуальной позиции. Верно, не всегда такое кредо ученого четко представляется им самим. Сошлемся хотя бы на один пример.

Выше мы говорили о создании Юрием Григорьевичем научной школы по исследованию среднеазиатского ислама. Защищаются десятки диссертаций местными исследователями. Где теперь они, эти исследователи? Куда подевались? Почему изменили принципам ученого – никогда и ни при каких условиях не поступаться истиной? Они дружно дали заткнуть себе рты оголтелой мусульманской теологии, как только обрушился Советский Союз, и республики широко открыли двери сноровистой мусульманской идеологии. И что же в итоге? А то, что туда, равно как и в регионы Северного Кавказа и Татарии, ринулись из-за рубежа мусульманского Востока массы всевозможных фальшивых радетелей «духовного возрождения братьев-мусульман», – от респектабельных ваххабитов, истых знатоков «правильной веры пророка» до откровенных притязателей на создание «мусульманских эмиратов» (ханств, султанатов и пр.) и откровенных террористов. Уже размечена и соответственно перекроена карта России. И подняли голову мусульманские радикалы Татарстана. Первым, пожалуй, спохватилось правительство Кыргызстана, решив оградить республику от аннексии миссионеров и мусульманских радикалов, приняв соответствующий закон.

А что же те, которые позащищали диссертации и являются учеными-исламоведами? Да ничего! Нет их, ни единого… Где уж тут до их совести ученого и научного кредо. Предали они, проще говоря, интересы духовно-культурного прогресса своих народов – азербайджанцев, дагестанцев, чеченцев, ингушей, татар, узбеков, таджиков, киргизов и других, которые теперь отбрасываются в мировоззренческие отношения на уровне печального Средневековья.

Бытие контрастно в своей сущности. Социальное бытие в особенности, поскольку здесь место природной стихии уступает фактор деятельности людей, социально-духовные интересы которых могут не совпадать, и действительно не совпадают. До тех пор, пока человечество не придет к обществу социальной однородности, она будет контрастировать в идейном и мировоззренческом отношении. Поэтому в современных сообществах, какими бы претензиями они ни руководствовались, нет и не может быть единства идейно-мировоззренческих концепций. Другое дело, что последователи таковых не должны беспринципно менять свои взгляды подобно людям-флюгерам. Это плохо во всех отношениях. И прежде всего – противно. Так и с этими перевертышами, которые еще вчера с чувством высокомерия и снобизма именовали себя исламоведами, а как только мусульманская община надавила, они трусливо изменили принципам науки и попрятались в кусты. В лучшем случае кое-кто из них теперь угодливо подвизается к кормушкам и милостыням сановитых мусульманских лидеров. Противно.

Не таков наш исследователь Петраш Ю.Г.

Почитаешь его статьи и десятки книг и поймешь его кредо:

1. Как и все религии, ислам не упал с неба, он возник как идеологическое средство феодализированных кругов мекканско-мединской части, заинтересованный в главенстве над родоплеменными арабами. В силу господствующего уровня обыденного сознания идеологическим средствам объединения арабов стали религиозное знамя под эгидой веры в единого «бога арабов» – Аллаха.

2. Становление монотеистического ислама было долговременным процессом синкретизации традиционных политеистических культов, в результате которого образовалась система религиозных воззрений во главе с верховным абсолютом – Аллахом.

3. Выработанная догматика ислама (акида) вобрала в свое содержание ряд элементов соседних религиозных систем – иудаизма и христианства. И остались в стороне и древние арабские божества, не обойдены вниманием ряды мусульманских источников, в том числе и Коран.

4. Пиетет перед «пророком» Мухаммедом образован по примеру библейских «пророков», более 20 из которых вошли в Коран. Из них особым почтением окружены иудейский Моисей (Мусса) и христианский Иисус Христос (Иса). Как и они, историческая личность Мухаммеда окружена ореолом святости и представлена главным «пророком Аллаха», и составили, вместе с Аллахом, главный символ догматики ислама (аш-ша-хада)

5. Формировавшаяся идеология феодализировавшейся арабской знати нуждалась в письменном оформлении «религии Аллаха». Результатом этой потребности стал Коран, Сунна, Шариат и масса других богословских источников. Таким образом в VII-XII веках возник и оформился ислам как сложившаяся социально-мировоззренческая монотеистическая религиозная система, занявшая место третьей мировой религии после буддизма и христианства.

6. Четырнадцать веков господства ислама среди многих народов Востока, активизацию его деятельности и претензии на вытеснение остальных религий и мировые господства можно объяснить пятью основными факторами:

1) Особенностями исторического развития народа Востока, социально-культурному и духовно-мировоззренческому уровню которых более или менее соответствует учение ислама.

2) Превращение его в обязательную государственно-общественную систему закрепило выработанные и освященные именем Аллаха нормы в обязательные для народов, втянутых в орбиту мусульманского мира, а так же закрепило позиции ислама в качестве «закона» и атрибута данного этноса, народа, нации.

3) Разноуровневое социально-историческое развитие современной цивилизации и сравнительно слабое ее влияние на мусульманский мир создает возможность консервации ислама.

4) Недостатки международной демократии, попустительства религии в любых ее формах, в том числе и ислама, мешает разглядеть в нем архаическое содержание, несовместимые с уровнем и принципами прогресса.

5) Непонимание истинной сущности и целей современного модернизма ислама сбивает с толку не только массы верующих, но и светскую общественность, наивно полагающую, будто «вера пророка» безвинна в своем содержанием и если существует мусульманский терроризм, то за это самое вероучение не в ответе.

7. Европейская цивилизация, свободная от жесткой религиозной детерминированности, которую и оставила позади вместе со Средневековьем, постаралась позабыть весь кошмар, порожденный религиозным фанатизмом. И еле пульсирующее сегодняшнее исламоведение в Европе и США недостаточно разобралось в возможностях того агрессивного потенциала ислама, которым он заряжен и удерживается как возможное средство сохранения влияния на массы своих последователей в современных условиях. Все это, несомненно, ослабляет бдительность и способствует натиску исламского радикализма на немусульманский мир.

8. Усилия последнего небезрезультатны. Ислам всемерно усиливает свое влияние не только на мусульманский мир, но и внедряется в немусульманские страны всеми доступными и недопустимыми методами: шумной саморекламой, угрозами и шантажом, ловкими миссионерами и подпольными организациями, мусульманскими партиями и проникновением в государственно-финансовые структуры, клерикализацией социального бытия и разбойным терроризмом. И т.д. и т.п. Это очевидно. Тогда закономерен вопрос: не пора ли мировому сообществу обратить внимание на необходимость умерения непомерных претензий ислама на роль некоего лидера в развитии современной цивилизации под флагом идей Корана и Шариата?

9. Сегодня в ходу понятие «исламская цивилизация». Его содержание не соответствует доподлинному понятию «цивилизация». Всякие претензии религии на цивилизованность несостоятельны. Цивилизации определяются не по принципу господства той или иной религии, а по социально-экономическим и культурным основаниям, по тем морально-духовным ценностям, которые соответствуют прогрессивным потребностям людей во благо их счастливой жизни. Религия лишена таких критериев. Ее принципы жить во имя иллюзорного вечного счастья «за гробом» пессимистичны и противоречат нормальным жизненным идеалам людей. Поэтому понятие «исламская цивилизация» – натяжка, способ подменить подлинный смысл цивилизации или придать привлекательный вид тому анахронизму, принаряженному в восточную экзотику, который изжил себя исторически, нарядиться в тогу «прогрессивной религии».

10. Если новое развивается, оно отвергает устаревшее содержанием положительных его элементов. Это – объективный закон бытия. Но из ислама, равно как и из других религий, современная развивающаяся цивилизация ничего взять не может по той причине, что его сущность составляет вера в сверхъестественные силы, что противоречит истине и напрочь отвергнута наукой. Высокая духовность и мораль – непроизводная ислама, но включенная в его вероучение и эксплуатируемая в качестве «доказательства» его ценности. Социальные и морально-мировоззренческие нормы Корана и Шариата безнадежно устарели как производное феодальных времен и условий. Всяческие потуги реанимировать или модернизировать в качестве «вечных» ценностей – бесславная и архивредная тщета. Она лишь консервирует давно отжившее свой век и мешает развитию нового, передового. Это хорошо знали лучшие умы народов Востока, ратуя за преодоление мусульманского анахронизма, – аль-Кинди, аль-Фараби, Авиценна, Омар Хайям, Хамза Хакимзаде Ниязи и многие другие. Именно у них надо учиться прозорливости и принципиальному отношению к исламу в его различных формах и проявлениях.

Процесс современной секуляризации накопил богатый опыт деисламизации населения. Особенными успехами в этом направлении отмечен опыт Советской власти. К сожалению, в СССР он оказался во многом утраченным. Однако объективный процесс движения народов Востока по пути цивилизации неизбежно обратится к этому опыту, который станет важным фактором прогрессивной деисламизации народов, втянутых в свое время в русло господства этой религии.

Конечно же, представленное нами кредо творческих наработок Петраша Ю. Г. не исчерпывает всего богатства его работ. И теперь впору сказать об этом.

Жизнь в учениях и книгах.

Учитель вечен в свои учениках и тех книгах, которыми он увековечил свое имя. Эту истину Юрий Григорьевич усвоил от своих учителей с мировым именем в науке. И сам в ранге вузовского профессора и исследователя дал широкую дорогу многим своим единомышленникам и ученикам. К сожалению, некоторые из них, получив ученые степени по исламоведению сошли с дистанции как только распался Советский Союз и на них нажала мусульманская община. Такие ученики вызывают у учителя только грусть и недоумение. Зато он гордится таким принципиальными исламоведами-атеистами, как Хамиджан Артыков, с которым учителю пришлось пережить и покушение фанатиков и наветы, и издевки со стороны мусульманских адептов.

Многочисленные отзывы тех, кому пришлось учиться у нашего мэтра, и искренняя благодарность за науку понимать жизнь, является главным критерием признания того, что жизнь прожита не даром, не в сытости и самодовольстве, а в тяжелом труде на благо высокодуховного поколения. Именно об этом написаны десятки статей учеников своего учителя.

Замечательно и то, что учитель и исследователь не замкнулся в орбите своей дидактики и научных поисков ради интереса. Свой жизненный опыт, наблюдения и поистине выстраданные знания он воплотил в свои письменные труды. Их много. Более 160-ти статей, брошюр и публикаций в научных изданиях. Но еще большее восхищение вызывают 34 опубликованных книги. Диапазон их широк: Педагогическое и научно-мировоззренческое воспитание молодежи, анализ социально-духовных причин распространения ислама, его синкретизация с традиционными культами многих народов, характеристика особенностей ответвлений от ислама и суфизма, в частности, социальные основы мусульманской нетолерантности, содержание мусульманского культа святых и святынь, закономерности становления и развития терроризма под флагом ислама и другие. Книги «Священный» обман (Ташкент, 1965г.), «Тень Средневековья» (Алма-Ата, 1981г.), «Ислам: происхождение, вероучение, современность» (Москва 2005г.), «Ислам в вопросах и ответах» (Обнинск 2006г.), «Мировые религии» (Обнинск 2007г.), «Религия. Свободомыслие. Атеизм» (Обнинск 2008г.) и другие известны науке и пользуются большим интересом у читателей. Наряду с ними большой популярностью у вузовской и аспирантской молодежи пользуется учебник по философии «Бытие и философия» (Обнинск 2007г.).

Исламоведение и право.

Занимаясь юридическими проблемами ислама, я знаком с большим кругом литературы по исламу, изданной в СССР и РФ, а также в государствах с традиционным распространением ислама. Возможно, что-то прошло мимо моего внимания, но я смело утверждаю, что книги учителя убеждают в справедливости материалистического мировоззрения, формируют научные взгляды и убеждения, освобождают сознание от суеверий и предрассудков и показывают несовместимость ислама с прогрессом.

Мне, как правоведу, импонирует сам стиль содержания его книг. Он выдержан в спокойной и дружелюбной форме. Читатель сразу чувствует, что Петраш Ю.Г. не имеет ничего общего с хулиганствующим разоблачительством ислама. Читателю честно говорится, что он не услышит из проповедей духовенства. Но делается это с исключительным тактом, не ковыряя пальцем в душах верующих, уважая их религиозные чувства. Он как бы говорит читателю: вы, конечно, имеете юридическое право верить в сверхъестественные силы, но между правом и целесообразностью часто бывает дистанция огромного размера. Он апеллирует к праву и разуму самих мусульман: по Конституции РФ вы имеете полное право определять свое отношение к исламу, но посмотрите на учение и практику этой религии и удостоверьтесь, что истинный прогресс народов, традиционно исповедующих ислам, несовместим со средневековыми взглядами и культурно-бытовыми традициями ислама.

В настоящее время мною в соавторстве с Юрием Григорьевичем впервые в Вооруженных Силах Российской Федерации издана монография, в которой авторы подробно рассмотрели истоки, сущность, идеологические основы и социальные факторы мусульманского экстремизма, фундаментализма и терроризма, которая будет являться своего рода практической энциклопедией для военных, представителей спецслужб и специалистов, занимающихся проблемами мусульманского экстремизма, фундаментализма и терроризма.

Завидная работоспособность и стремление передать свои богатые знания народу не останавливают Петраша Ю.Г. на достигнутых научно-педагогических рубежах. Он полон творческих замыслов и в ближайшее время выйдут его две подготовленные монографии, посвященные историческим и социально-духовным аспектам православия и ислама

Заканчивая краткий очерк о моём близком и дорогом друге, земляке и учителе, хочется от имени его многотысячных учеников выразить благодарность за переданные им знания и пожелать ему долгих лет творческой и счастливой жизни.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры Военного учебно-научного

центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ»,

профессор Академии военных наук,

член Президиума СРН, Подполковник юстиции,

Сергей Иванеев