Светская культура для предотвращения конфликтов

Статья «Светское мировоззрение как цель процесса правового воспитания военнослужащих для предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве».

Аннотация: статья посвящена формированию светского мировоззрения военнослужащих, способствующего гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, профилактики экстремизма и предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве в военной организации государства.

Авторы приходят к выводу, что проведение специальной военной операции актуализирует острую необходимость формирования светской культуры военнослужащих как идеологической составляющей укрепления обороны и безопасности.

Ключевые слова: светская мораль, мировоззрение, правовая культура, глобализация, религия, право, специальная военная операция

Тема гармонизации межнациональных отношений в России остается в числе неизменных приоритетов. Об этом 16 ноября 2022 года заявил Президент РФ Владимир Путин. По его словам, традиции добрососедства и взаимоуважения, исторический опыт межкультурного взаимодействия — гордость и общее достояние народа России.

«И потому вопросы обеспечения межнационального и межрелигиозного согласия, упрочения единства, сохранения многообразия обычаев, языков и самобытных культур в числе неизменных, значимых, ключевых приоритетов», — приводятся на сайте Кремля слова главы государства, обращенные к участникам Всероссийской научно-практической конференции «Россия: единство и многообразие», приуроченной к десятилетию деятельности Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям.

Проблема формирования культуры межнационального общения у военнослужащих в условиях проведения специальной военной операции сегодня особенно актуальна, т.к. от ее решения, в том числе, зависит будущее нашей Родины и процветание России.

Необходимо признать, что военнослужащие по призыву и по контракту, действующие в зоне СВО, демонстрируют подлинное бесстрашие, реальный гуманизм, исключительную отвагу и ратную доблесть.

Важным фактором гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, профилактики экстремизма и предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве в военной организации государства является решение национального вопроса, которое должно установить братские отношения между военнослужащими по призыву и по контракту различных национальностей.

Самой действенной и эффективной по заявленной теме является позиция В.В. Путина в статье «Россия: национальный вопрос»: «Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром…. Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию…. Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности»[1]

Сегодня происходят постоянно конфликты и столкновения всевозможных интересов современных международно-правовых субъектов.

Мир, безусловно, воспринимается как уязвимый, а значит, рискогенный. Формирование информационной субстанции, которые некоторые даже называют ноосферой, происходит в непростых условиях террористической «сейсмоопасности», где и хорошее, и плохое на основе Интернета быстро пересекает национально-государственные границы, моментально подвергает неустойчивости каждого субъекта, переводя его в различные негативные трансформации.

Такой программой своего возвышения глобализация программирует новое пространство интеграции и связи субъектов, где трансформация движения идет от целого к его частям (субъектам/регионам). Приведенная схема движения глобализации объясняет, что любое общество любой правовой семьи должно приспособиться к идущему тектоническому и механическому ритму прогресса цивилизации, чтобы взаимодействие любого субъекта/региона происходило не только со своим ближайшим окружением, но и со всем ядром мирового целого.

Все страны должны меняться, чтобы не остаться в стороне от объективного сегодняшнего бытия современности, где начинает превалировать планетарная этика. Одной из самых сложных проблем в XXI веке, которая стоит перед научно-экспертным сообществом, это конфликтогенный потенциал в мировоззренческой сфере, который ярко проявляется в связи с проблемами реализации свободы совести во всем мире[2]. Ситуация в России[3] также сигнализирует о необходимости увеличения исследований значения свободы совести и светскости государства[4].

Воспитание светской культуры у военнослужащих по призыву и по контракту с целью формирования гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, профилактики экстремизма и предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве в военной организации государства должно быть альфой и омегой их воспитания и образования.

Следует согласиться с мнением А.В. Кувакина о прогрессивной роли свободомыслия и гуманизма в современном обществе[5].

Сегодня необходимо рассматривать светское мировоззрение военнослужащих в качестве предмета и цели процесса правового воспитания военнослужащих[6].

 Если мы обратимся к религиоведению как науке о религии, то придется вспомнить, что ее создавали и свободомыслящие, и верующие ученые. Никто не будет отрицать, что, например, либеральные теологи XIX вв., опиравшиеся на светские философские системы И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля, внесли свою лепту в дело развития научного – исторического подхода к сакральным книгам. 

Но что соединяет верующих и неверующих религиоведов?

Их соединяет наука о религии, реальные знания о религии, о чем не лишне напоминать в наши дни, когда теология как неотъемлемый элемент монотеистических религий была российской верховной религиозной властью провозглашена наукой, призванной внедряться в обучение наравне с настоящими науками. Но может ли теология соединить верующего и неверующего религиоведов? Да, может, но только в том случае, если теология для обоих является предметом научного анализа[7].

Возможно ли в наши дни ставить вопрос о консолидации людей разных мировоззренческих и политических ориентаций, разной степени материальной обеспеченности, уровня образования и т.д. – в пределах мирового сообщества?

Нам представляется, что возможно через разумное согласование и введение в рамки общих гуманных и разумных норм человеческих отношений.

Рассмотрение проблем светской культуры закономерно включает вопрос о воспитании подрастающего поколения. Часто от пропагандистов и защитников религии в армии можно слышать об эффективности с помощью теологического сознания нормализовать межнациональные отношения, что, конечно же, не может являться истиной.

Религиозные нормы зачастую имеют авторитарный характер, формулируются как повеления, которые необходимо выполнять вопреки требованиям любых иных норм вплоть до прямого запрета следовать последним. Каждая религия для своих адептов, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, требует для своих последователей слепой дисциплины, неукоснительного соблюдения своих предписаний. Религиозные нормы должны исполняться, несмотря на несоответствие их указаний взглядам, желаниям верующего[8].

Основа современного развития Вооруженных Сил Российской Федерации по опыту проведения специальной военной операции (СВО) – формирование будущего, которое оказывается выше и сложнее настоящего именно благодаря тому, что средством порождения будущего становится именно развитие.

Конечно, развитие не существует без своего содержания, однако оно выделяет в себе некоторую абстрактную «форму» или «причину», которая не позволяет содержанию сохраняться или деградировать.

Сегодня существует научная картина мира, основанная на принципе «радикального эволюционизма»: любое существование в микро-, макро- и мегамире необратимо во времени и предполагает развитие, усложнение. Деградация связана только с состоянием хаоса – отсутствием структурных уровней данного конгломерата. Но, как показывает синергетика, хаос переходит в систему с определенными уровнями упорядоченности, которая снова разрушается и становится хаосом.

Здесь «причиной» развития является принцип неравновесности и необратимости существующих процессов, которые лишь ограниченное время могут сохраняться как состояния. 

Однако, в социальной системе, включающей систему (сферу) образования, причиной и условием перехода к новому, носителем этого нового является субъекткачество человека или группы (нации, этноса, государства и др.), которое всегда «выталкивает» человека из его включенности в данную среду, возвышает над ней, формирует бесконечное множество отношений со средой, включая и целевые отношения будущего с настоящим.

Цель в философии определяется как «субъективно положенный результат», или достижение организмом, системой им т.п. некоторого конечного результата – продукта его развития, деятельности или мышления.

Субъект военного образования и воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации как проявление будущего в настоящем, выступает в статусе цели. Но здесь речь идет не о результате, а о направлении, стремлении, постоянном переходе к иному. Здесь цель – это некоторый «мотор» или источник развития: цель выступает как стремление, тенденция, сила, которая выходит за пределы тождества вещи или системы и образует диалектические противоречивое отношение. Здесь развитие отношений в направлении усложнения, развития определяется целевой функцией, которая встроена в содержание данного настоящего (системы). Для воспроизводственной функции образования целевая направленность – быть условием развития и самим развитием – определяется именно образованием как субъектом.

Итак, субъективность – коренное, устойчивое свойство человека, которое остается постоянным на протяжении истории, хотя и выражается в конкретно исторических формах, ибо оно «входит в состав реальных жизненных процессов человека», выступает как «отношение в самой действительности». Субъективность античного грека отличается от субъективности христианина средних веков, как и от субъективности наших современников. Но, как свойство человека-субъекта, субъективность вне исторична: она оказывается постоянным свойством человека. Это свойство в историческом процессе   проявляется как постоянное расширения человека, усложнение пространства его бытия. Начиная с эпохи устной культуры, когда общение осуществлялось в физическом пространстве, затем – этап письменной культуры, в которой артефакты выводятся в особый символический мир языка, символов, жанров и стилей, затем – книгопечатание, впервые показавшее опыт производственного информационного расширения мира книги. Все эти этапы расширения пространства человека становились этапами проникновения в мир человеческой субъективности.

Таким образом, сегодня крайне необходимо формирование светской культуры военнослужащих как идеологической составляющей укрепления обороны и безопасности.

Библиографический список:

  1. Путин В.В. Россия и национальный вопрос. https://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html“>URL:https://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html
  2. Проблема реализации свободы совести и тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями в России. Информ.- аналит. отчет Ин-та свободы совести (вторая половина 2001 г. – конец 2004 г.) / С. А. Бурьянов, С. А. Мозговой ; Ин-т свободы совести. Москва, 2005. ([Науч. изд. 2-е, доп. и испр.]). 526 с.
  3. Бурьянов С.А. Свобода совести и светскость государства в России. Историко-правовой аспект // Юридический мир. 2003. № 1. С. 14-25.
  4. Бурьянов С.А. Государственно-конфессиональные отношения и тенденции трансформации законодательства о свободе совести // Юридический мир. 2001. № 12. С. 4-13.
  5. Кувакин В.А. Гуманизм – основа гражданского согласия и прогресса России // Здравый смысл, № 2 (23), 2002, с. 2.
  6. Иванеев С.В. Современный конституционализм и его значение в решении задач правового воспитания военнослужащих-мусульман;
  7. Иванеев С.В. Моральные поучения ислама и их влияние на формирование правовой культуры военнослужащих-мусульман. // Научно-практический журнал «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение» № 6, 2019 г.;
  8. Иванеев С.В. Правовая культура в обеспечении инновационной направленности образования (на примере правового обучения военнослужащих — мусульман). // ЭНИ «Военное право» № 3 (43) 2017;
  9. Иванеев С.В. Рационально-этические ориентиры в правовом воспитании военнослужащих. // ЭНИ «Военное право». Выпуск № 5, 2017.
  10. Иванеев С.В., Тажуризина З.А. Свободомыслие и атеизм: идеи и лица / Иванеев С.В., Тажуризина З.А. – Москва: Академический Проект, 2018. – 270 с. (Философские технологии: Избранные философские труды).

[1]Путин В.В. Россия и национальный вопрос. URL:https://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html

[2] Проблема реализации свободы совести и тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями в России. Информ.- аналит. отчет Ин-та свободы совести (вторая половина 2001 г. – конец 2004 г.) / С. А. Бурьянов, С. А. Мозговой ; Ин-т свободы совести. Москва, 2005. ([Науч. изд. 2-е, доп. и испр.]). 526 с.

[3] Бурьянов С.А. Свобода совести и светскость государства в России. Историко-правовой аспект // Юридический мир. 2003. № 1. С. 14-25.

[4] Бурьянов С.А. Государственно-конфессиональные отношения и тенденции трансформации законодательства о свободе совести // Юридический мир. 2001. № 12. С. 4-13.

[5] Кувакин В.А. Гуманизм – основа гражданского согласия и прогресса России // Здравый смысл, № 2 (23), 2002, с. 2.

[6] Иванеев С.В. Современный конституционализм и его значение в решении задач правового воспитания военнослужащих-мусульман; Иванеев С.В. Моральные поучения ислама и их влияние на формирование правовой культуры военнослужащих-мусульман. // Научно-практический журнал «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение» № 6, 2019 г.; Иванеев С.В. Правовая культура в обеспечении инновационной направленности образования (на примере правового обучения военнослужащих — мусульман). // ЭНИ «Военное право» № 3 (43) 2017; Иванеев С.В. Рационально-этические ориентиры в правовом воспитании военнослужащих. // ЭНИ «Военное право». Выпуск № 5, 2017.

[7] Иванеев С.В., Тажуризина З.А. Свободомыслие и атеизм: идеи и лица / Иванеев С.В., Тажуризина З.А. – Москва: Академический Проект, 2018. – 270 с. (Философские технологии: Избранные философские труды).

[8] В Коране, например, сказано: «Предписано вам сражение, а оно ненавистно для вас. И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, — поистине, Аллах знает, а вы не знаете!» (2: 212-213).

Сергей Иванеев – старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Института права и управления Московского городского педагогического университета, президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма», член Общественного совета при Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН России), кандидат юридических наук, подполковник юстиции запаса

Сергей Леншин (в соавторстве) – директор Института заочного образования Государственного университета управления, кандидат юридических наук, доцент, член-корреспондент Академии военных наук, полковник юстиции запаса

Источник: Клуб Здравомыслие

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments