Писатели на войне

  • Post category:Статьи

Книги.

Этот обзор хочу начать с трех, только что вышедших в издательстве «Вече», книг о Великой Отечественной войне. Книги эти уже давно стали классикой советской военной прозы, которая сегодня, как никогда необходима поколению читателей, чьи прадеды прошли огненными дорогами войны.

Авторы в военной прозе отражали фактические события, опирались на свой и других, боевой опыт. В их произведениях отражены крепкая солдатская дружба, фронтовое братство, товарищество, тяготы и лишения фронтового быта. Драматизм войны в произведениях писателей-фронтовиков разительно отличается от мемуаров военачальников, написанных под их диктовку литературными секретарями. В своих воспоминаниях генералы и маршалы многозначительно и без ложной скромности напоминали о своих стратегических заслугах. Однако «генералам генералово», а мы вернемся  в окопы, на передовую.

Повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» можно считать главной книгой в творчестве писателя. В начале Великой Отечественной войны Александр Бек добровольцем ушёл на фронт, воевал в составе Краснопресненской стрелковой дивизии народного ополчения Москвы. Позже стал военным корреспондентом. Первые месяцы войны писатель провёл под Москвой, готовящейся к обороне, а затем — в войсках, оборонявших столицу. В начале 1942 года он поехал в дивизию имени Панфилова, уже отбросившую немецкие войска от подмосковных рубежей почти до Старой Руссы. Во время пребывания в дивизии писатель накапливал материал в долгих беседах с бойцами Красной Армии. В этих беседах стал слагаться образ погибшего под Москвой генерала Панфилова, с его суворовской заботой о солдатах и его характерными выражениями: «Не торопись умирать — учись воевать», «Солдат умом должен воевать», «Солдат идет в бой не умирать, а жить», «Победа куётся до боя».

«Среди правд, написанных всеми нами о войне, одной из самых важных и дорогих правд была правда книги Бека «Волоколамское шоссе» <…> это вообще одна из самых лучших книг о войне в нашей литературе», — писал Константин Симонов.

Главный герой повести — командир батальона старший лейтенант Баурджан Момыш-Улы, как бы открывает галерею образов «лейтенантской прозы».

У истоков литературы фронтового поколения, которую потом назвали «лейтенантской прозой», признанным её лидером был Виктор Некрасов. Его повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя», была одной из первых правдивых книг о войне.

Литературный критик Лазарь Лазарев в воспоминаниях писал о книге своего друга: «Когда на рубеже 1950-х и 1960-х годов столь заметно заявила о себе литература фронтового поколения, или, как её ещё называли, «лейтенантская литература», сразу же обнаружилось, что у истоков её — повесть «В окопах Сталинграда». Это засвидетельствовали многие прозаики этого призыва — Василь Быков и Григорий Бакланов, Владимир Богомолов и Алесь Адамович, Булат Окуджава и Вячеслав Кондратьев, поддержанные поэтами того же поколения Сергеем Наровчатовым и Константином Ваншенкиным, Григорием Поженяном и Юлией Друниной. Стоит добавить, что исключительное значение этой книги признавали и писатели старшего поколения — Александр Твардовский и Илья Эренбург, Константин Симонов и Александр Бек, Василий Гроссман и Александр Крон».

«В окопах Сталинграда» — настольная книга, где была вся война с её бесчеловечностью и жестокостью, была «наша война, которую мы прошли», говорил писатель-фронтовик В. Кондратьев. Литературный критик В. Лакшин считал: «Из «Окопов» Некрасова, как из «Шинели» Гоголя, вышла вся наша честная военная проза».

Книга о Сталинградской битве принесла Некрасову подлинную славу, выдержала множество переизданий общим тиражом более четырёх миллионов экземпляров и была переведена на 36 языков. Творческое наследие Виктора Некрасова не велико. Но в литературные анналы он вошёл, как создатель одной из главных книг о войне.

Что побудило фронтовика Виктор Астафьева взяться за столь сложный, пропитанный христианской философией и при этом запредельно натуралистичный роман «Прокляты и убиты», который автор замыслил как эпическое повествование? Но так и не завершил его.

Некоторые критики полагают, что во второй половине 90-х Астафьев «надорвался». Время было смятенное. Либеральной критикой писатель был обласкан. За «Проклятых и убитых» автор получил премию «Триумф», за которой стоял Березовский, и был номинирован на «Русский Букер», учредителем этой сомнительной премии был Британский совет в России. Говорить о том, что один из самых ярких «деревенщиков» сменил нравственные ориентиры – абсурдно. Однако Валентин Распутин, который высоко чтил талант Астафьева и во многом был его единомышленником, не во всём согласился с автором романа «Прокляты и убиты», написанного Виктором Астафьевым уже в новейшие времена. Уж очень коробили сцены зэковских порядков и правил, которые будто бы увидел в воинской части призывник первых дней Отечественной войны — герой этого романа. В статье «Мой манифест» Распутин без обиняков высказал своё мнение: «Теперь нашлись баталисты, которые и ратную службу в Великую Отечественную описывают как службу рабскую. Люди прекрасно понимали, что за Россию, за свою Россию, можно заплатить и чрезмерную цену…».

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина — обезличенного Ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

Незаконченный эпический роман Астафьева «Прокляты и убиты» литературный критик Валентин Курбатов назвал «самой мучительной в русской литературе книгой».

В отличие от повестей В. Некрасова и А. Бека, роман «Прокляты и убиты» не стал главной книгой Виктора Астафьева, хотя каждый писатель-фронтовик имеет право на свой взгляд на войну. Пусть даже «самый мучительный» из окопной правды.

*   *   *

Участие литераторов и журналистов в Гражданской войне в России — одна из граней раскола русского общества и русской культуры. В своём прошлом обзоре я писал: «Революция и последовавшая вслед за нею Гражданская война раскололи российское общество на два непримиримых лагеря. Сильнее всего этот тектонический разлом отразился на русской культуре. Одни её деятели восторженно приветствовали «звезду пленительного счастья», другие потерянно бродили среди «обломков самовластья», а потом, потеряв Россию, оказались в европейском изгнании, чуждом русской душе».

Так в эмиграции оказались Иван Бунин, Александр Куприн, Иван Шмелёв, другие писатели, поэты и целая когорта русских мыслителей с «философского парохода». Но были и такие случаи, когда будущие советские «писательские генералы», участвовавшие в Гражданской войне на стороне Белого движения сумели не только скрыть эти фрагменты своей биографии, но и вписать свои имена на скрижали классиков советской литературы.

В книге «Белый был — красным стал» историк Б. Соколов рассказывает о метаморфозах, случившихся с Николаем Тихоновым, Валентином Катаевым и Всеволодом Ивановым, которые сумели не только утаить страницы своей деятельности в Белой гвардии, но и достичь командных высот в Союзе советских писателей. Хотя удавалось это далеко не всем. И если Михаилу Булгакову и Самуилу Маршаку удалось пройти сквозь чекистских струй, то в судьбе «журналистского генерала» Михаила Кольцова точку поставила расстрельная пуля с Лубянки.

*   *   *

Среди других мартовских новинок издательства «Вече» хотел бы остановиться на исследовании историка прошлого столетия Василия Веретенникова «История Тайной канцелярии Петровского времени».

Книга архивиста, доктора исторических наук, специалиста по истории России XVIII века Василия Веретенникова, впервые вышедшая в 1910 году, — основополагающее исследование по истории Тайной канцелярии Петра I.

«Восемнадцатый век — один из наиболее интересных и полных содержания моментов в истории России. В этот век совершился тот перелом в строе государственном (и, конечно, не только в государственном), который поставил в итоге на иной путь все дальнейшее движение русского исторического процесса. Однако до последнего времени история XVIII столетия оставалась почти не разработанной даже в отдельных ее частях; и только в последние пятнадцать — двадцать лет произведено было несколько крупных исследований. Обилие материала, недостаточная его выясненность и разработанность, трудность доступа ко многим очень важным частям его — вот некоторые главнейшие причины, тормозившие у нас изучение истории» — считал Веретенников. С привлечением богатейшего архивного материала историк рассказывает о том, что предшествовало Тайной канцелярии и как она возникла, чем она занималась и каково было её внутреннее устройство, кто ею руководил, как принимались решения, откуда появлялись рядовые исполнители, какое участие во всём этом принимал царь и почему упраздненная, по сути, ещё при жизни Петра Тайная канцелярия тем не менее вскоре возродилась и сыграла важнейшую роль в становлении государственного строя Российской империи. В. Веретенников повествует не только о деятельности Тайной службы Петра Великого, которая занималась сыском, и прежде всего сыском политическим, — книга позволяет понять многие события русской истории.

*   *   *

Свой знаменитый труд «История великих путешествий», состоящий из трёх книг: «Открытие Земли», «Мореплаватели XVIII века» и «Путешественники XIX века», Жюль Верн писал на протяжении шестнадцати лет. В нём ярко и занимательно описаны наиболее значительные путешествия, открытия, изменявшие представление людей о географии мира, стиравшие белые пятна на картах, сулившие богатства и становившиеся причинами войн. Автор охватил период от глубокой древности до 40-х годов XIX века.

Первая книга «Открытие Земли» (в издательстве «Вече» она вышла под  названием «Знаменитые исследователи и путешественники») посвящена истории великих географических открытий с VI века до нашей эры до конца XVII века. Жюль Верн рассказывает о путешественниках Древней Греции и Рима, Средневековья и эпохе великих путешествий по освоению новых земель. Особенно подробно описаны путешествия Марко Поло, Христофора Колумба и других первооткрывателей.

Теперь остается с нетерпением ожидать выхода остальных томов «Истории великих путешествий».

В заключение этого обзора не могу пройти мимо очередного тома иллюстрированного собрания сочинений Александра Дюма. Кроме заглавной повести «Катрин Блюм» в книгу вошли несколько рассказов мэтра, которые он называл короткими историями. «Катрин Блюм» — мелодраматическая история о любви и предательстве, в которой прослеживаются детективные отголоски «Графа Монте-Кристо». Что же до остальных историй, то, написанные в разные периоды вулканического творчества Дюма, они позволяют проследить эволюцию сочинителя, больше которого, кажется, никто не написал.

Виктор Притула

Источник: Слово

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments