Это был человек многосторонний, человек, который всё время находился в поиске.
Юрий Николаевич Жуков, замечательный человек и выдающийся историк, умер 3 марта. Я буквально дней 20 назад виделся с Юрием Николаевичем, был у него дома, где-то в течение часа мы пили кофе, разговаривали на разные актуальные и исторические темы. Он поделился своими планами по написанию новой книги. Весь последний год он работал над этой книгой. Она посвящена двум первым годам так называемой «хрущёвской оттепели», то есть 1953—1955 годам. Причём с акцентом на архивные документы, которые были связаны, прежде всего, с художественно-литературным творчеством наших крупных советских писателей. В частности, Твардовского, Фадеева и ряда других. Правда, он мне признался, что ему всё тяжелее и тяжелее работать над книгой, и он буквально заставляет себя садиться за письменный стол. Мы очень тепло попрощались. Он сказал: «Приезжайте обязательно ещё. Я живу один, дочка и внучка работают». Супруга, к сожалению, у него скончалась от ковида два года назад. Замечательная женщина, помощница ему во всём…
В конце января у него был день рождения, ему исполнилось 85 лет. Я его тепло и от всей души поздравил с юбилеем. Тем более, что в последние годы мы с ним активно сотрудничали. Плодом этого сотрудничества стал выход книги тюремных мемуаров Григория Евсеевича Зиновьева, одного из видных большевиков, соратника Ленина, который проиграл политическую битву Сталину и Бухарину. А затем, как известно, он был дважды приговорён – в 35-м к 10-летнему сроку, а в 36-м уже к расстрелу. Это была очень интересная работа. Я благодарен Юрию Николаевичу за то, что он пригласил вместе поработать над этой книгой.
Юрий Николаевич родился в январе 1938 года в ближнем Подмосковье, в семье кадрового офицера Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Отец его был комкором, по теперешнему «Табелю о рангах» это генерал-лейтенант. К сожалению, он погиб в 1941 году. Юрий Николаевич большую часть жизни прожил в самом центре Москвы. Это так называемый «дом Большого театра», где жили многие выдающиеся солисты оперы и балета Большого театра. Весь фасад этого дома увешан мемориальными досками. Я надеюсь, что там обязательно найдётся место и для мемориальной доски, посвящённой Юрию Николаевичу.
После школы он поступил в Историко-архивный институт и по его окончании поначалу пошёл работать журналистом в Агентство печати «Новости». Это было крупнейшее информагентство, которое активно работало, в том числе и на мировой арене. А затем он пошёл в науку, и в 1976 году защитил кандидатскую диссертацию, которая была посвящена проблемам становления советской культуры в довоенный период. Причём защищал эту диссертацию под руководством одного из крупнейших советских историков – Максима Павловича Кима, который воспитал целую плеяду выдающихся историков по советскому периоду. Тогда же он стал активно работать с издательством «Советская энциклопедия», где возглавил авторские коллективы двух фундаментальных энциклопедий – по истории Москвы и Гражданской войны, а также по иностранной интервенции. Работая руководителем этих коллективов, он приобрёл огромный опыт, в том числе и архивной работы. И уже в 1981 году он перешёл на работу в Институт истории СССР. Это теперь Институт российской истории (ИРИ), где он проработал до конца своих дней. Там в 1993 году он защитил докторскую диссертацию и вскоре стал ведущим, а затем и главным научным сотрудником ИРИ РАН.
Это был человек многосторонний, человек, который всё время находился в поиске, человек, который прекрасно знал архивы. И жил он неподалёку от того бывшего партийного архива, где, по сути дела, дневал и ночевал. То есть он утром выходил из своего подъезда и пешочком минут за 10-15 доходил до этого архива, который располагается за памятником Юрию Долгорукому. И многие часы просиживал там, изучая подробно огромное количество фондов. Работа в разных фондах архива дала возможность ему написать блестящий 6-томник по Истории советской России и Советского Союза, который охватил огромный период, с 1917 по 1954 годы включительно. Я рад, что помог издать ему этот фундаментальный труд. Ещё у него есть блестящие научные работы, хорошо известные нашему читателю, любителям истории и профессиональным историкам. Это такие книги как «Операция «Эрмитаж», «Иной Сталин», «Сталин. Тайны власти» и целый ряд других.
Завершив многолетнюю работу над 6-томником, на склоне лет он решил написать политическую биографию Зиновьева. Это тоже был своеобразный научный подвиг, поскольку никто до него политическую биографию Зиновьева не писал. Это, по сути дела, первая и пока ещё единственная монография, посвящённая этому известному персонажу нашей отечественной истории. А уже последним проектом, над которым мы вместе работали, стали те самые тюремные мемуары Зиновьева, о которых я уже сказал.
В личном плане это был очень приветливый и добропорядочный человек, совершенно лишённый каких-либо конъюнктурных или коммерческих интересов, человек, который имел твёрдую жизненную позицию, блестящий полемист. Человек, который иногда с жаром отстаивал свою точку зрения, но при этом не опускался до каких-либо личных оскорблений или унижений своих оппонентов. К Юрию Николаевичу всегда питали особую привязанность молодые люди – журналисты и историки, для которых он был действительно подлинным, не только научным руководителем, но и старшим товарищем. Я безмерно скорблю о кончине этого замечательного учёного и человека и хочу сказать ему последние слова огромной благодарности за то, что он встретился на моём жизненном пути. И выразить надежду, что память о Юрии Николаевиче, о его вкладе в историческую науку будет ещё долгие-долгие годы сохраняться и в памяти благодарных потомков, и в памяти многочисленных читателей, почитателей его творчества и, безусловно, в памяти его коллег – профессиональных историков. Можно с уверенностью сказать, что своё имя как профессионала-историка он уже давно вписал золотыми буквами в летопись нашей исторической науки, в летопись нашей историографии. Покойтесь с миром, дорогой Юрий Николаевич! Спасибо за то, что Вы были… Мы всегда будем помнить о Вас!
Евгений Спицын
Источник: Завтра