Вопросы науки.
Вступительная часть. Мысли, действия и страсти правят миром. В эволюционном измерении мысль материальна, бессмертна и действенна, но не всякая полезна. У человечества есть традиция передачи материальных ценностей, нравственных постулатов и знания жизни от отца к сыну и от матери к дочери, а также от учителя к ученику или ученикам. Но есть ещё более особенные общечеловеческие ценности, передаваемые от одного поколения к другому, от одной эпохи к другой эпохе и другим эпохам, от одних ученых и мудрецов к другим ученым и мудрецам. Это и есть Мысль невесомая по граммам и килограммам, но ценнее, зачастую, многих тонн золота и мегатонн урана.
Великий физиолог И.М. Сеченов справедливо отметил, что «в жизни человечества существует преемство мысли, тянущееся через века». И чем ценнее мысль, тем больше в ней генетического бессмертия. В этом много нужного и важного, сокровенного, и уникального. Мысль функциональна в человеке и в человеческом сообществе всегда и во все времена. Здесь я не рассматриваю фашизм, нацизм и прочие человеконенавистные идеологии, ибо они убийственные и гибельные.
Нахожу много общего между мыслями и тревогой И.П. Павлова и Н.А. Агаджаняна о человеке, экологии, нравственности и т.д. Они оба сочли нужным и важным также обратиться к молодежи, публично выразить тревогу в связи с социальными, экологическими и душевными проблемами человеческого бытия! Заслуги их перед отечеством, человечеством, наукой и моралью неоспоримы. Они не ограничили себя только исследованиями физиологии организма; их думы, волнения и размышления носят глобальный характер и космическую масштабность. Оба ученых стали нравственными столпами не только для своего времени и не только для своих учеников, но для многих, которые читали их публикации и биографии.
Обратимся к мыслям, выступлениям, письмам и заветам гениального физиолога И.П. Павлова, лауреата Нобелевской премии.
«…Мы все добрые товарищи, связанные между собой явными дружескими чувствами. Мы работаем… на рациональное окончательное объединение человечества. Но разразись война – и многие из нас станут во враждебное отношение друг к другу… как это бывало не раз… Нельзя отрицать, что война по существу есть звериный способ решения жизненных трудностей, способ, недостойный человеческого ума с его неизмеримыми ресурсами.
Сейчас видно почти всесветное желание и стремление избежать войн и, пожалуй, более верными средствами, чем это было до сих пор… Как искатели истины мы должны прибавить, что в международных отношениях… необходимо строго соблюдать справедливость. А это и есть главная реальная трудность…
…Наука соединяет людей через границы школ, через границы предубеждений и симпатий, через границы наций и государств. В эти дни, когда в воздухе носятся тревожные тени и события готовы назреть до сроков, при которых их нельзя уже будет остановить, международное единение ученых должно напрячь все силы, дабы оградить народы от бедствий.
Самое дорогое и исключительно важное, что есть в жизни человека – это общение с другими лицами. А трагизм в том, что человек сам активно подтверждает и укрепляет в других то, что ему в них кажется; а кажется в других то, что носишь в себе самом. Дурной заранее видит в других дурное и этим самым провоцирует в них и в самом деле дурное, роняет их до себя; так мы заражаем друг друга дурным и преграждаем сами себе дорогу к тому, чтобы вырасти до того прекрасного что в действительности может скрываться в другом. Заражение дурным идет само собою, очень легко. Заражение хорошим возможно лишь трудом и работой над собою, когда мы активно не даем себе видеть в других дурное и обращаем внимание только на хорошее… Первое дается пассивно, само собою, без труда; второе предполагает огромный труд воспитания доминанты на лицо другого…
…Плут и обманщик увидят плута и обманщика и тогда, когда перед ними пройдет Сократ или Христос: они не способны узнать Сократа или Христа и тогда, когда будут лицом к лицу с ними. Оттого так часто бесхитростные дети, юноши и простецы из народа узнают, различают и приветствуют то, что осмеяно, опозорено и унижено у «ученых и премудрых». Проходят мимо Красота и Чистота, а люди усматривают грязь, ибо носят грязь в себе. Вот – возмездие! И выход тут один: систематическое недоверие к себе, своим оценкам и своему пониманию, готовность преодолеть себя ради другого, готовность отбросить свое, себя ради другого. Конечно, такое принципиальное доверие другому может повести к горю и даже к смерти. Но и горе, и смерть будут здесь бодрящими, благородными для людей и человечества…» (Из выступления на ХV Международном конгрессе физиологов. Ленинград-Москва, 1935).
Сегодня и на все времена, для современников и будущих поколений, чрезвычайно весомыми, ориентирующими и значимыми есть и будут также письма И.П. Павлова к руководителям СССР в жестокие годы преследования, травли и уничтожения безвинных людей по доносам и надуманным статьям «враг народа». Письма Н.П. Павлова насыщены отвагой! Любые научные исследования со временем устаревают и дополняются новыми данными, но Слово в защиту Чести и Достоинства человека и людей – бессмертны.
“… Пусть расстреляют. Все равно, жизнь кончена, а я сделаю то, что требовало от меня мое достоинство. …Мне тяжело, по временам очень тяжело жить здесь, – и это есть причина моего письма…. Вы напрасно верите в мировую пролетарскую революцию. Я не могу без улыбки смотреть на плакаты: “Да здравствует мировая социалистическая революция, да здравствует мировой Октябрь”. Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было.…Вы – террор и насилие.
…Под Вашим косвенным влиянием фашизм постепенно охватит весь культурный мир… …Что делается у нас… грозит серьезною опасностью моей родине….Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия…Когда первая картина заполняет мое внимание, я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий.
….Пощадите же родину и нас”. Академик Иван Павлов, Ленинград 21 декабря 1934 г. (резолюция: “т. Сталину. Сегодня СНК получил новое чепуховое письмо академика Павлова»).
«…Простите за надоедливость, но не имею силы молчать. Сейчас около меня происходит что-то страшно несправедливое и невероятно жестокое. Ручаюсь моею головою, которая чего-нибудь да стоит, что масса людей честных, полезно работающих, сколько позволяют их силы, часто минимальные, вполне примирившиеся с их всевозможными лишениями без малейшего основания (да, да, я это утверждаю) караются беспощадно, не взирая ни на что как явные и опасные враги Правительства, теперешнего государственного строя и родины. Как понять это? Зачем это? В такой обстановке опускаются руки, почти нельзя работать, впадаешь в неодолимый стыд: «А я и при этом благоденствую». (И.П. Павлов В. Молотову, Ленинград, 12.03.1935 г.).
«Вместе с тем позвольте просить Вас заранее, чтобы теперешняя мера не коснулась моей научной семьи, моих научных сотрудников, я ручаюсь за них. Все это время я живу мучительно, временами не могу заниматься. Но зачем, например, такая поспешность в высылке — три, пять дней? Ведь это во многих случаях разорение, опасность нищеты и голодовки и часто с детьми и со стариками?» (И.П.Павлов — В. Молотову, Ленинград, 25.03.1935 г.).
«…Не могу умолчать о другой теперешней несправедливости, постоянно угнетающей мое настроение. Почему мое сословие (духовное, как оно называлось раньше), из которого я вышел, считается особенно преступным? Мало того, что сами служители церкви подвергаются незаслуженным наказаниям, их дети лишены общих прав, например, не допускаются в высшие учебные заведения. Прежнее духовное сословие, как среднее во всех отношениях — одно из здоровых и сильных. Разве оно мало работало на общую культуру родины? Разве наши первые учители жизненной правды и прогресса, Белинский, Добролюбов, Чернышевский и другие не были из духовного сословия? Разве наше врачебное сословие до революции не состояло, вероятно, на 50 процентов из бывших лиц духовного сословия? А разве их мало в области чистой науки и т.д. Почему же все они причислены к какому-то типически-эксплуататорскому классу? Я, во-первых, свободный мыслитель и рационалист чистой воды, а во-вторых никогда не был никаким эксплуататором – и, будучи продуктом моей первоначальной среды, я вспоминаю, однако, мою раннюю жизнь с чувством благодарности и за уроки детской жизни и за мое школьное образование. О нашем государственном атеизме я считаю моим долгом говорить моему Правительству и потом, принципиально и пространно». (И. Павлов В. Молотову 12.12.1935 г.).
Сложными были взаимоотношения И.П. Павлова с Советской властью. «Ему даже предлагали уехать за границу (один раз Горький). Оба раза он ответил: я хочу быть лояльным по отношению к Советской власти, между тем я за многое ее осуждаю. Если меня будут спрашивать за границей, я должен буду сказать правду, а поэтому предпочитаю не давать никаких обещаний о молчании…». (Из письма Луначарского Ленину. 21.v1.21 г.). Это не должно быть забыто, ибо гражданские позиции великих не менее значимы, весомы и важны для истории, нежели их научные достижения.
Бессрочными и вечными являются также пожелания И.П. Павлова, изложенные им в письме к молодежи незадолго до своей смерти. «К молодежи моей родины, посвятившей себя науке! Прежде всего – последовательности. …Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в пополнении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего …Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты …Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Пытайтесь проникнуть в тайны их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.
Второе – это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее утратите веру объективности.
Третье — это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и ваших исканиях”.
Н.А. Агаджанян. Ученые не молчали, не молчат и не будут молчать, ибо они острее других ощущают боль людскую и стоны земли. Мне дорого и волнительно вспомнить и другого великого физиолога, и великого гражданина незабвенного Николая Александровича Агаджаняна – академика АМН СССР, академика РАН, академика многих отраслевых, отечественных и иностранных академий, профессора, много лет возглавлявшего кафедру нормальной физиологии РУДН. «Он – патриарх космической биологии и медицины, светозарная личность, щедро одаренная Творцом, оптимист и новатор, глубоко встревоженный судьбой человечества, его заблуждением, которое может обречь на неизбежность «дороги в никуда (профессор Меерсон Е.А. об Агаджаняне Н.А.).
Из биографии. «В годы учебы в Дагестанском медицинском институте я мечтал стать хирургом и вместе с моим другом Рашидом Умахановым, Магомедом Хархаровым, Маликом Махачевым и другими сокурсниками, ставшими впоследствии выдающимся профессорами, частенько оставались на ночные дежурства, обрабатывали и зашивали раны, гипсовали пациентов с травмами, делали операции (аппендоэктомия, грыжосечение и т.д.). Мы были увлечены хирургией и волейболом. Я был капитаном сборной команды института по волейболу.
В 50-е годы прошлого столетия прошла совместная сессия АМН ССР и АН СССР, посвященная учению И.П. Павлова. Мне, студенту 5-го курса ДГМИ, было предложено подготовить доклад на тему: «И.П. Павлов и хирургия желудочно-кишечного тракта». Я настолько увлекся темой и трудами И.П. Павлова, что вскоре твердо решил изменить свои привязанности к хирургии в пользу физиологии». И после окончания института с отличием в 1951 г., я стал аспирантом прославленного Института физиологии и экспериментальной медицины АМН СССР.
Началась научная, педагогическая, общественная и просветительская жизнь Н.А. Агаджаняна, в судьбе которого были космические исследования, медицинская подготовка первых космонавтов и встреча с С.П. Королевым и другими легендарными личностями в истории человечества. Не останавливаясь на научных (более 1000 публикаций) исследованиях Н.А. Агаджаняна, приведу лишь несколько фрагментов богатейшего философского и нравственного наследия незабвенного Николая Александровича, который долгие годы блистательно возглавлял кафедру нормальной физиологии в РУДН. Прислушаемся к его Нагорной проповеди!
Природа. «Отравленная, ограбленная, изъязвленная и искалеченная Земля не может больше надеяться и ждать. Уже пора действовать». «С ростом могущества человек становится по отношению к природе все более прагматичным, хищным, бесстыдным и безнравственным». «Наш мир мчится к катастрофе… Я в тревоге, что люди могут уничтожить красоту Земли и Неба». «Человечество дошло до крайней черты разъединения, до края бездны». «Планету нужно рассматривать как организм, здоровье которого зависит от здоровья всех его частей». «От экологического стресса содрогается вся планета, и это проявляется в деградации почв и лесов, загрязнении атмосферы и нарушении водных режимов…». «В разграбленной и обедневшей стране взоры многих ученых устремлены на Запад, а оставшиеся здесь…жаждут получить моральную и материальную поддержку оттуда. Это бесперспективно и оскорбительно. Обидно и за себя, и за державу».
Человек и его ответственность. «Творящий добро возвышает и мир и самого себя». «Удержать его от падения могут только знания, культура, нравственность и добрые дела, идущие в согласии с природой». «Никто не должен быть унижен, обижен, презрен, подвержен пыткам или убит». «Единственный способ спасения человечества – это воспитание личности и прежде всего культуры и нравственности». «Главная причина наших бед – падение нравов». «Жизнь человека, также, как и жизнь всего человечества, имеет период своего рождения, развития, расцвета, увядания и смерти». «Выход один: единение всех народов на единой планете Земля, а также поиск и освоение новых миров». «Вся надежда в ХХI веке на коллективный разум и нашу нравственность, на энергию молодежи, опыт и мудрость пожилых». «Главный наш враг – равнодушие». «Человеческое сознание не согласно мириться с фактом смерти… Смерть побеждается вечностью». «Равнодушие и неблагодарность, постоянно убивающие в нас энтузиазм, – ужасные силы зла. И сегодня, когда жестокость и насилие, как никогда, царят в нашем мире, только правильное поведение человека – высокая нравственность, миролюбие, сострадание и доброта, способно смирить насилие и жестокость».
Невежество. «Астрология процветает тогда, когда страна и ее народ испытывает критическую ситуацию, кризис науки, медицины, экономики, культуры, кризис доверия к власти. Вакуум заполняется летающими тарелками, снежным человеком, суевериями, экстрасенсами, чумаками и чудаками». «Мы многое утеряли. Даже в Храм науки, образования проникают коррупция, коммерция, невежество, бездуховность… Если глубоко вдуматься, то изначально деградирует не природа, не биосфера, а духовная ценность – человек, который стоит на вершине этого мира». Всем нам, как никогда, нужна новая морально-нравственная перспектива. Она должна быть глобальной и носить планетарный характер». «Смыслом жизни не могут быть ни наслаждения, ни счастье. «Несвободный человек не может считаться полностью здоровым и счастливым».
«Сегодня призрак страха бродит по безграничным просторам стран и континентов, хотя мы и живем в эпоху интеграции и сотрудничества. Перед человечеством встали весьма серьезные судьбоносные, глубинные социально-политические и экологические проблемы». «Наркомания и терроризм представляют реальные угрозы для всего мирового сообщества в целом, а не только для отдельных стран». «Судьба цивилизации в ХХI веке будет зависеть от духовно-нравственного уровня человечества». «Большая наука держится на небольшой категории людей, одержимых страстью к науке». «Можно адаптироваться к любому природному фактору, но нельзя к невежеству и лжи». «Воспитайте в себе чувство времени и чувство будущего».
«Взлет науки и техники, автоматизация, информатизация, экстенсивная эксплуатация и выработка невозобновляемых природных ресурсов не осчастливили, существенно не улучшили благосостояние людей планеты, не усовершенствовали их внутренний мир, не способствовали росту благотворителей, подвижников, альтруистов, а напротив, привели к удивительному парадоксу – падению нравственности, эгоизму, чрезмерному потребительству, агрессивности, религиозной нетерпимости, терроризму, наркомании и росту других вредных привычек». «Даже если ядерное оружие никогда не будет использовано, сама гонка вооружений наносит огромный ущерб нашему здоровью и безопасности».
Дегуманизация. «Прогресс обернулся к человеку и природе не добродетелью, а техническим хищничеством… Крупные администраторы дегуманизировались и очерствели. Отсюда с такой легкостью уничтожаются земля, леса, отравляются реки, озера и моря; разрушаются материальные и духовные ценности, культура и нравственность». «Подвергать сомнению любые инициативы, если они наносят ущерб благополучию человека, невзирая на их влияние на экономический рост и политическую власть», воспитайте в себе чувство времени и чувство будущего». «Чтобы принести спасение человечеству и облегчить жизнь друг другу, люди всего мира должны научиться сотрудничеству, двигаться к добру и созиданию, а не к единому братству смерти – невежеству, злу и разрушению». «Мы – совесть планеты, на нас лежит ответственность за то, чтобы наши потомки имели возможность жить полноценной жизнью, чтобы они продолжили лучшие гуманистические традиции человеческой цивилизации». «Мудрость и зрелость общества во многом определяются уровнем его интеллектуального и нравственного потенциала. От этого зависит и прогресс общества». «Я всегда был открыт, искренен в своих отношениях, никогда никого не продал и не предал». «От безнравственности людей страдает не только человек, но и окружающая нас природа».
Время и жизнь. «Жизнь – это миг на часах Вселенной, причем миг между прошлым и будущим… И пусть всю вашу жизнь горит для вас, не угасая, путеводная звезда удачи». «Время – это ткань, из которой соткана наша жизнь. …Человеческая жизнь – миг на часах Вселенной. Изо всех вещей необъятного и многообразного пространства, в котором мы живем, менее всего принадлежит нам время и более всего нам недостает его».
Обращение к студентам. Среди студентов большой популярностью пользуется обращение Н.А. Агаджаняна к молодежи, которое он озвучил на Международном конгрессе «Здоровье и образование в ХХI веке» (2007г.). «По вине человека происходит интенсивное загрязнение окружающей нас природной среды. Человечество сползает в сферу своей гибели…Человек беспечен… Судьба человечества зависит от каждого из нас… С буйствующими в душе пожеланиями обращаюсь к Вам: научитесь жить в согласии и гармонии с окружающей средой обитания. Любить природу означает любить не только родину, детей, родных и близких, но и самого себя, человечество…. Прагматизм формирует эгоиста, иждивенца. Такой лукавый человек и в зрелости будет руководствоваться не профессионализмом, а корыстными интересами. Все наши беды от недостатка культуры, нравственности и воли. Основной целью жизни должно быть творчество, духовность и свобода. Научитесь жить по совести и беречь время, ибо любое дело делается во времени. Исповедуйте принцип: единая биосфера, единый космос, единое человечество! Другой альтернативы нет. Развитие науки на пороге нового столетия требует от нас все больше мудрости и добра».
Заключение. «Экстремисты приходят к власти тогда, когда из политики уходит мораль» (Н.А. Агаджанян). Физиологов почти не примечают и не награждают, их не слышат и не слушают. Физиологов не приглашают на партийные съезды и телевизионные дебаты. У них нет ни дворцов, ни яхт и миллиардных счетов за границей. Физиологам не представляют трибуну Генеральной Ассамблеи ООН. Не с ними советуются миллиардеры мира. Не с ними советуются властители и полководцы о малых и больших своих деяниях. Жаль, что не физиологи правили и правят странами и миром, ибо они зримо понимают. Жаль, что они не читали мудрости Конфуция: «Можно пожертвовать территорией, армией, но учеными, образованными людьми – никогда». Сомневаюсь, что политики читают серьёзные книги. Зато они в круглосуточном и круглогодичном режимах говорят и грозят, вещают и обещают безудержно и безответственно. Узаконить бы экспертизы физиологов при проектировании всех национальных и глобальных проектов, ибо они профессионально нацелены зреть всё с позиции здоровья человека.
Жаль, что в мире все чаще и громче слышны яростные крики политических психопатов, а не средоточие и раздумья мудрецов, ибо только так можно минимизировать или вовсе избежать бед, трагедий, техногенных катастроф и глупостей от решения безумцев. И когда правители допускают применение «чистого» и «не чистого» атомного и водородного оружия, уместны предупреждения физиолога Александра Коваленко: «…Неважно чей флаг будет развиваться над этой планетой, если в итоге она будет мертва». И будет ли кому установить флаг? Сегодня, когда боги заснули и мудрецов не слышно, то во имя спасения Жизни озлобленным политикам нужны не только лекции физиологов, но и консультации психиатров тоже.
Бернард Шоу призывал: «Глядя в прошлое – обнажите головы, а глядя в будущее – засучите рукава». Добавлю: прошлое человечество насыщено войнами и враждой, дубинками и топорами, и сегодня люди и государства во вражде и войне, и завтра не предвидится никакого разумения и отрезвления, просветления, прозрения и покаяния. Человечеству нравится убивать, а не исцелять. Человек – существо не божественное, в нем больше дьявольского.
Во сне я увидел атомный гриб на краю своего родного села Гаквари Цумадинского района Дагестана. Проснулся в жутком состоянии. Что я лично смогу сделать, чтобы уберечь мир от атомного апокалипсиса? Ничего, к сожалению. Правители не оставили за мной выбора на мою свободу, на судьбу моей родины и на жизнь человечества. В этом моя боль, моя беспомощность и грусть, моя депрессия и мой страх. Моя мольба к людям: не приводите во власть невежд и лжецов, воров и эгоистов, наркоманов и алкоголиков, лицемеров и подонков, людей без стыда и совести, без интеллекта и разумности, людей без физиологии чести и честности: иначе земля действительно станет безжизненной пустыней. Если сумеем из прогрессирующей патологии человеческого быта, страсти, эгоизма и безумия вернуться к физиологии обитания, гармонии, сбережения и созидания, то отдышится земля, очистится вода, освежится воздух, споют птицы и продолжится размеренная жизнь разумных людей на Земле! Всё остальное мрачно, темно и гибельно.
Список литературы.
Агаджанян Н.А. Экология души: культура, нравственность, альтруизм // М. Астраханская госмедакадемия. – 2002. – Стр.1-156.
«Агаджановские чтения». «Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва. 28-29 января 2016 г. Москва. РУДН.
Поповский А.Д. Павлов И.П. // Изд-во «ЖЗЛ». – Москва,1946 г.
Абдулхабиров Магомед Абдулхабирович, к.м.н., доцент кафедры травматологии и ортопедии Медицинского института ФГАОУ ВО Российский университет дружбы народов, abdulkhabirov@yandex.ru