Сообщение о том, что самолеты «Руслан» снова будут производить и закупать для армии – очень подняло настроение. Как бы ни старалось телевидение нас уверить, будто сдвинуть российские самолеты с места способны уже только бодибилдеры, которым не жалко собственных мышц – авиационная промышленность в России и Украине пока не умерла. Ее продукция не только охраняет мир, но еще и неплохо экспортируется.
Новый пассажирский самолет Ан-148, разработанный на Украине, начали собирать не только на Воронежском авиастроительном заводе, но по украинской лицензии еще и в Иране, где уже успешно собираются самолеты Ан-140.
Политическая риторика порой заставляет нервничать, но объединение потенциалов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных предприятий все же не стоит на месте.
В 90-е годы было не легче, чем сегодня. Но и тогда Россия и Украина смогли создать прорывной продукт в классе средних военно-транспортных самолетов – Ан-70, потребность в котором оценивается в несколько сот штук. До настоящего времени объединенными усилиями авиационные фирмы Европы не смогли повторить ни этот самолет, ни его двигатель в проекте А-400М.
Осталось сделать всего несколько шагов для завершения испытаний Ан-70.
Россия и Украина имеют хороший шанс войти на рынок с Ан-70 раньше европейского А-400М и очень неплохо заработать. У наших предприятий современное оборудование, передовые технологии мирового уровня и кадры, какие мало где есть. Мы выпускаем авиадвигатели, лучшие среди аналогов в своем классе.
Это Д-436Т1/ТП для самолетов Ту-334 и Бе-200, Д-436-148 для самолетов
Ан-148, АИ-225-25 для учебно-боевых самолетов Як-130, Д-27 для военно-транспортного самолета Ан-70 и современный промышленный газотурбинный привод Д-336 для газоперекачивающих агрегатов.
При изготовлении двигателей Д-436ТП, АИ-222-25 и Д-27 на долю Российской Федерации приходится 48,87; 62,3 и 70,8 процента затрат, соответственно.
Эти двигатели более российские, чем украинские.
«Мотор Сич» закупает в России агрегаты и материалы более чем на 100 миллионов долларов. Из этой суммы мы возвращаем готовые двигатели на 90 миллионов. Их устанавливают на самолеты и вертолеты и продают в третьи страны, принося прибыль российской авиапромышленности. Мы берем комплектующие почти у трехсот предприятий Российской Федерации, а моторы поставляем более чем на 20 российских ОКБ и заводов, расположенным в Арсеньеве, Иркутске, Королеве, Кумертау, Москве, нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Саратове, Смоленске, Таганроге, Ульяновске, Улан-Удэ и других городах. Тысячи людей задействованы в этой технологической цепочке, созданы тысячи рабочих мест
Казанский вертолетный завод является одним из основных потребителей выпускаемых ОАО «Мотор Сич» двигателей семейства ТВ3-117В.
В настоящее время на нашем предприятии ведутся работы по созданию двигателя МС-500. Он будет соответствовать самым современным требованиям к двигателям этого класса и нам бы хотелось, чтобы он нашел свое применение на легком многоцелевом вертолете «Ансат» – первой собственной разработке казанских вертолетостроителей. Это станет одним из весомых аргументом при продвижении вертолета в Украину. Серийное производство двигателя МС-500 планируется в кооперации с ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение».
Замечательные партнерские отношения связывают нас с Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, возглавляемым доктором технических наук Владимиром Алексеевичем Скибиным. В сфере новых материалов и покрытий, а также новых металлургических процессов мы тесно работаем с ВНИИ авиационных материалов и Всероссийским институтом легких сплавов, с НИИ МО Российской Федерации.
Всего помощь в нашей работе нам оказывают около 20 отраслевых институтов Российской Федерации. Многолетнее успешное сотрудничество подтвердило высокую эффективность кооперации, позволило существенно сократить сроки создания и подготовки производства авиационных двигателей, обеспечив при этом высокое качество и надежность.
Благодаря кооперации ГП «Ивченко-Прогресс», ФГУП ММПП «Салют» и ОАО «Мотор Сич», учитывающей специализацию и производственные возможности каждого участника, АИ-222-25 сегодня устанавливается на серийно производимые самолеты Як-130 для училищ ВВС Российской Федерации и Алжира.
Это ли не наглядный пример, показывающий эффективность сотрудничества предприятий Российской Федерации и Украины в создании новых авиадвигателей.
Сравним для примера русско-украинский двигатель Д-436-148 и русско-французский SaM-146.
Д-436-148 по всем показателям практически не уступает SaM-146, но обладает тем преимуществом, что суммарная наработка двигателей семейства Д-436 в эксплуатации составляет около 19 тысяч часов, на создание Д-436-148 было затрачено значительно меньше средств, чем на SaM-146, а самолет Ан-148 прошел сертификационные испытания и выполняет регулярные перевозки пассажиров.
Говоря о российско-украинском сотрудничестве, нельзя не отметить, что
Ан-148, как и его двигатели является не менее русским, чем RRJ. В его производстве задействовано 170 предприятий Российской Федерации, таких как АООТ «МИЭА», ФГУП «НИИКТП» (г. Москва), ФГУП «УМПП «Молния» (г. Уфа), ЗАО «Интехавиа» (г. Москва) и другие. Серийное строительство этого самолета осуществляется на ОАО «ВАСО» (г. Воронеж) и КиГАЗ «Авиант» (г. Киев) в кооперации этих предприятий.
Благодаря здравому смыслу, прагматичному подходу и инициативе, проявленным предприятиями и организациями авиационной промышленности Российской Федерации и Украины, а также поддержке Правительств наших государств, удалось сберечь взаимовыгодное сотрудничество, авиационных отраслей наших государств.
В последнее время на уровне правительств Российской Федерации и Украины все более четко проявляются тенденции к интеграции самолетостроительных и авиадвигателестроительных отраслей промышленности наших стран.
Это является следствием многолетней, проводимой украинскими и российскими предприятиями политики консолидации опыта, научного и технологического потенциала для создания и производства новых конкурентоспособных на мировом рынке образцов авиационной техники.
Очень конкретные задачи интеграции авиационной промышленности России и Украины поставлены протоколом Российско-Украинской подкомиссии по вопросам сотрудничества в области авиационной промышленности от 24 марта 2009 г.
Как первый шаг по реализации этих решений можно расценить предварительную договоренность об организации в России совместного (ОАО «Климов» и ОАО «Мотор Сич») производства современного вертолетного двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В, разработанного ОАО «Мотор Сич».
В мире, где господствует Дженерал Электрик и Пратт-Уитни, Роллс-Ройс и Снекма нет альтернативы сохранению и развитию сотрудничества авиадвигателестроительных предприятий Российской Федерации и Украины их широкой интеграции.
Председатель Совета директоров двигателестроительной корпорации «Мотор Сич»(Запорожье) доктор технических наук,
действительный член Академии авиации и воздухоплавания и Академии транспорта Российской Федерации,
Вячеслав Богуслаев