Законодательные основы по военным вопросам безопасности России

  • Post category:Статьи

На протяжении многовековой истории перед Россией стоит проблема обеспечения собственной безопасности, которая под воздействием внутренних и внешних обстоятельств постоянно приобретала особую остроту. И сегодня, несмотря на происходящие в России и за её пределами позитивные изменения, эта проблема не потеряла своей актуальности и приобрела ещё большую значимость. Об этом наглядно свидетельствует агрессия Грузии против Южной Осетии. Кроме того, неоднозначность совершаемых перемен, наличие множества опасных тенденций и угроз, должны побуждать политическое и военное руководство Российской Федерации уделять пристальное внимание проблеме безопасности страны.

Известно, что для любого государства вопросы обеспечения безопасности сосредоточены в трёх сферах: политической, экономической и военной. Причём важнейшую роль в каждой из них играют постоянный анализ военно-политической и военно-стратегической обстановки, учёт экономических реалий и социально-политических тенденций развития общества. Бесспорно, первостепенной реакцией на кардинальные изменения в данных сферах должно явиться принятие соответствующих законов. Подтверждением этому служат правовые основы задач Вооруженных Сил Российской Федерации по нейтрализации внутренних угроз, принятые Советом Федерации в виде Федеральных конституционных законов «О чрезвычайном положении» 30 мая 2001 года, «О военном положении» 30 января 2002 года и «О противодействии терроризму» 6 марта 2006 года.

Так, например, анализ семи важнейших актов военного законодательства свидетельствует о том, что в законотворческой практике по созданию законов, регулирующих военно-правовые отношения, появилась вполне определённая тенденция, в соответствии с которой для правового регулирования ряда наиболее важных военно-правовых общественных отношений не вводятся чёткие ориентиры, не устанавливаются пути их достижения. Это относится, прежде всего, к вопросам определения целей и задач, которые могут быть достигнуты введением данного закона для обеспечения обороны и безопасности страны.

Каков же сегодня политический и военно-политический климат планеты? На основе анализа довольно широкого спектра публикаций по данной проблематике можно утверждать, что вероятность развязывания войны, военная опасность для России, как наиболее вероятного гаранта субрегиональной безопасности, как обладательницы несметных природных богатств сохраняется. Более того, в последнее время усиливается.

Не исключён вариант того, что в различных регионах Россия подвергнется агрессии в той или иной форме со стороны различных противников. При этом, что формы данной агрессии могут быть самые различные: от ползучей экспансии до прямого вооружённого вторжения.

Достигаться политические цели будут и за счёт нивелирования мировых институтов миротворчества с применением политики» двойных стандартов» во всех плоскостях международных отношений. Что наглядно подтверждается поддержкой мусульманских меньшинств и албанских сепаратистов со стороны НАТО в Косово и прямо противоположная политика стран Запада относительно грузино-осетинского конфликтов.

В связи с этим, важно проанализировать и обосновать, какие направления по укреплению безопасности России возможны и требуют скорейшей реализации. Прежде всего, как нам представляется, целесообразно в кратчайшие сроки разработать и утвердить на государственном уровне новую, современную концепцию национальной безопасности и её военную доктрину. Без этого невозможно решение всех последующих задач, связанных со строительством современных, адекватных обстановке Вооруженных Сил, развитие военной теории и практики. Кроме того, остро назрела необходимость создания новых группировок войск на территории России. Это всегда был и есть наиболее сложный и важный аспект деятельности государства и военно-политического руководства, органически соединяющий в себе как элементы военного строительства, так и военного искусства.

Теперь, когда группировка войск НАТО находится непосредственно у границ России, строительство её Вооруженных Сил надо вести, опираясь на совершенно новые оперативно-стратегические задачи по обеспечению её национальной безопасности. При этом целесообразно создать такие Вооруженные Силы, которые были бы способны предотвратить ядерную войну и эффективно сдерживать любые агрессии. Для выполнения этой задачи в составе Вооруженных Сил России нужно иметь все компоненты Стратегических ядерных сил – группировки РВСН, морские и авиационные ядерные силы. Помимо этого, необходимо формировать соответствующие группировки для сдерживания на каждом стратегическом направлении, которые могли бы предотвратить военные конфликты.

В настоящее время, видимо, надо по-новому подходить к предназначению и составу группировок войск в мирное время. Говоря о таких группировках, надо иметь в виду, что их состав и численность должны быть достаточны, прежде всего, для ведения эффективной обороны и в то же время позволять наращивать усилия для последующего разгрома противника. На практике это может выразиться в ограничении состава войск первого эшелона таким количеством сил и средств, которое, с одной стороны, позволяло бы решить оборонительные задачи, с другой – в случае необходимости, иметь возможность создать в короткие сроки ударные группировки, восстановить оборонительную инфраструктуру на государственной границе.

В основе созданных новых группировок войск должен лежать принцип (подход), позволяющий достаточно гибко маневрировать имеющимися оптимальными силами и средствами и своевременно концентрировать их в районах, где возникнет угроза безопасности России. В этой связи особенно важно определить идеологию построения группировок Сухопутных войск, поскольку, учитывая геополитическое положение России, эти войска будут и впредь играть важнейшую роль в общей системе группировок всех видов Вооруженных Сил и родов войск.

На наш взгляд, на европейской территории России целесообразно иметь такую группировку Сухопутных войск, которая могла бы быть использована как для прикрытия её границ, так и для усиления войск на важнейших направлениях. Основу должны составлять соединения и части постоянной боевой готовности, дислоцируемые на территории Ленинградского, Московского, Приволжско-Уральского и Северо-Кавказского военных округов, а также резервы.

На Востоке, по нашему мнению, целесообразно в пределах каждого операционного направления иметь оперативно-тактическую группировку, а управление войсками осуществлять через существующие структуры.

Весьма значительная роль должна отводиться мобильному компоненту Вооруженных Сил, включающему соединения и части воздушно-десантных войск, морской пехоты, части армейской авиации. Они могут быть нацелены на выполнение следующих основных задач: усиление войск на важнейших направлениях; осуществление охраны и обороны удалённых участков границы, важных объектов и другие.

Нельзя, разумеется, упускать из виду стратегические резервы, формируемые в мирное время и развёртываемые в угрожаемый период, а также в ходе войны для решения задач по отражению агрессии.

В конечном итоге, созданные группировки войск в мирное время должны быть готовы обеспечить неприкосновенность границ и воздушного пространства, пресечь возможные провокации и посягательства на суверенитет и территориальную целостность России, а с началом войны – отразить агрессию, нанести поражение противнику и создать условия для прекращения войны как можно в более короткие сроки.

В условиях значительного сокращения ассигнований на оборону и при наличии в данной области других сложных проблем, представляется, что поддержание хотя бы минимально необходимого уровня технической оснащённости Вооруженных Сил можно осуществить только при коренном пересмотре приоритетов в военно-технической политике. Так, весьма оправданными являются: дальнейшая унификация вооружений и военной техники; концентрация усилий на создании многоцелевого научно-технического задела, особенно в области роботизации образцов и комплексов вооружения и военной техники, средств связи, радиоэлектронной борьбы, авиационных комплексов (особенно вертолётных) и других видов оружия.

Важность взвешенного и продуманного выбора приоритетов трудно переоценить. Ведь за этим стоит проблема создания (а в ряде случаев воссоздания) полномасштабной научно-технической и промышленной базы, позволяющей России автономно обеспечивать свои Вооруженные Силы всем необходимым. Анализ ситуации в этой области, к сожалению, не позволяет увидеть пока каких-либо обнадёживающих, светлых проектов. С разрушением десятилетиями складывающихся военно-экономических связей, когда крупные звенья единого Военно-промышленного комплекса оказались на территории республик СНГ, да разрушены, а также по ряду других причин Россия оказалась в затруднительном положении в деле обеспечения собственных Вооруженных Сил всей необходимой для поддержания надёжной обороны номенклатурой вооружения и военной техники. Между тем, не может быть речи о мобильном, адекватном реагировании на самую сложную военно-стратегическую ситуацию без современных средств АСУ, радио – и радиотехнической разведки, электронно-вычислительных комплексов. Положение усугубляется ещё и тем, что в самой России спад военного производства достиг небывалых масштабов. Очень удручающая картина по всем видам бронетанковой техники и артиллерийским системам. Тем не менее, пути выхода из сложившейся ситуации, по нашему мнению, есть.

На сегодняшний день они обозначены. Первый такой путь просматривается в так называемых национальных проектах развития страны и программах вооружения. Второй – требует глубокого научного обоснования и решения многих практических задач по обеспечению национальной безопасности и связан с « загадочным» угрожаемым периодом. Первый путь эволюционный и рассчитан на десятилетия. Второй – интенсивный, во многом определяющий «быть или не быть» государству, как суверенному субъекту.

Угрожаемый период – период постепенного или внезапного обострения обстановки, назревания военной угрозы, как правило, непосредственно предшествует началу войны. Он характеризуется крайним напряжением отношений между противостоящими государствами и используется обеими сторонами для завершения военных приготовлений, наращивания состава и повышения боевой готовности, вооруженных сил, их развёртывания, перевода части экономики на работу применительно к условиям военного времени.

Таким образом, угрожаемый период – отрезок времени, определяющий временные рамки, в течение которых Вооружённые Силы Российской Федерации должны осуществить непосредственную подготовку к войне, в том числе создать условия и провести стратегическое развёртывание.

Проблема заключается в одном – будет ли этот период или нет? Будем ли мы располагать временем для подготовки к отражению возможной агрессии?

В общих чертах, в этот период, предшествующий началу военных действий, будут до максимума активизированы невоенные формы противоборства (политические, экономические, информационно-психологические и другие). Усилится разведка. Возможно проведение противником информационных и специальных действий (операций), направленных на создание необходимого мнения (антироссийских взглядов) у мирового сообщества и образование коалиции государств для оказания экономического, политического, а затем и военного давления на Россию.

Чётко определиться с этим периодом (установить временные рамки, характер и последовательность проводимых мероприятий) весьма сложно, поскольку весь комплекс действий, предусматриваемый нами, будет зависеть от результатов проводимых политических, экономических, собственно военных и других мероприятий, а также от способностей вооруженных сил вероятного противника к осуществлению агрессии. При этом необходимо учитывать ряд обстоятельств.

С одной стороны, ни для кого не секрет, что на Западе в настоящее время противник по отношению к России имеет преимущество в силах и средствах ведения военных действий с применением обычного оружия. Можно предположить, что Объединённые вооруженные силы НАТО, при определённых условиях, будут способны начать военные действия против Российской Федерации или её союзников без проведения стратегического развёртывания. В случае такого сценария у нас не будет времени на подготовку к отражению агрессии, т.е. угрожаемого периода может и не быть.

С другой стороны, исходя из доктринальных установок, для ведения крупномасштабных действий НАТО потребуется проведение полномасштабного стратегического развёртывания, переброски войск и создание ударных группировок. На это им необходимо, по опыту проведения операций в Ираке, Афганистане и Югославии, не менее полгода.

В настоящее время, существующим составом мирного времени, Вооруженные Силы Российской Федерации вести военные действия локального и регионального масштаба без осуществления частичного или полного стратегического развёртывания не способны.

Нынешнее состояние вооружения и военной техники и прогнозируемый её выход из строя в ближайшей перспективе потребует проведения подготовительных мероприятий по переводу Вооруженных Сил с мирного на военное время, которые могут занять период до одного года.

Следовательно, высшему руководству страны принимать решение о заблаговременной подготовке Вооруженных Сил и переводу с мирного на военное время необходимо будет не позднее, чем за год до вероятного начала войны, руководствуясь при этом только общим прогнозом возможного развития военно-политической и стратегической обстановки. А если учесть то, что у нас нет на сегодня для такой планомерной подготовки соответствующей законодательной базы, то эти сроки могут увеличиться либо вообще будет упущено время.

Ранее упомянутые федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» становятся запоздалыми, неадекватными обстановке и малоэффективными нормативными актами. Всё дело в том, что военное положение вводится в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. С введением военного положения Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы применяются для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. При введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях объявляется общая или частная мобилизация.

Ввиду отсутствия в настоящее время группировок войск в Вооруженных Силах необходим весь комплекс мероприятий, подпадающий под строительство Вооруженных Сил, таких как: установление соответствующей характеру военных угроз системы боевой и мобилизационной готовности; комплектование, совершенствование состава и организационной структуры соединений и частей; оснащение вооружением, военной техникой, необходимыми материальными средствами; организация военной службы по-новому; расквартирование войск; развитие инфраструктуры и другие, провести именно в этот период.

Успех в реализации указанного комплекса мероприятий по строительству Вооруженных Сил немыслим без мобилизации экономики, сущность которой должна быть сведена к следующему: развёртывание военного производства; изменение экономических пропорций в интересах всемерного увеличения производства военной продукции; перестройка некоторых государственных органов, средств связи и транспорта для удовлетворения нужд военного времени; обеспечение живучести и устойчивости хозяйственного механизма страны; изменение деятельности научных и опытно-конструкторских учреждений в целях удовлетворения потребностей Вооруженных Сил.

Вполне понятно, что проведение указанного комплекса мероприятий мобилизационного и организационного характера возможно только в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем, поскольку угрожаемого периода в его классическом, традиционном понимании в современных условиях может и не быть и военное вторжение противника может начаться без длительной предварительной подготовки, то режим особого или военного положения так и не будет введён до начала войны. Следовательно, страна, армия потеряют возможность заблаговременно подготовиться к отражению агрессии.

Отсюда совершенно очевидна необходимость скорейшего принятия нового Федерального конституционного закона «Об особом положении», в котором должно быть иное толкование и критерии угрожаемого периода, иные основания для развёртывания в стране комплекса мер по подготовке к отражению возможной агрессии.

Таким образом, под особым положением следует понимать особый правовой режим, временно вводимый в государстве или на части его территории в условиях нарастания угрозы агрессии, предусматривающий задачи и порядок действий органов государственной власти, самоуправления, различных организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц и общественных объединений. Разумеется, что во вводимом особом правовом режиме, в соответствии с Федеральным конституционным законом, должны быть предусмотрены отдельные ограничения прав и свобод граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возможность возложения на них дополнительных обязанностей при решении не только оборонных задач, но и ускоренную подготовку систем жизнеобеспечения населения к работе в новых условиях.

Целью правового регулирования законопроекта является – создание необходимых организационно-правовых условий для повышения устойчивости и эффективности управления государством в период нарастания угрозы агрессии против Российской Федерации (в угрожаемый период).

Основными направлениями повышения устойчивости и эффективности управления в условиях введения режима особого положения могут быть:

– приведение привлекаемых сил и средств правоохранительных органов и Вооруженных Сил с введением режима особого положения в соответствие с выполняемыми задачами;

– повышение качественного уровня и эффективности системы управления правоохранительными органами и внутренними войсками, другими войсками, выделенными силами и средствами для решения оборонных задач и вопросов жизнеобеспечения населения в период действия режима особого положения.

Введение данного законопроекта может позволить:

– сформировать организационно-правовые основы, единый порядок регулирования процессов совместной деятельности правоохранительных органов с другими войсками (силами), которые выделяются для обеспечения режима особого положения;

– определить правовой статус выделяемых сил и средств, правоохранительных органов, других войск для обеспечения режима особого положения;

– определить состав, структуру и полномочия органов государственного управления на период действия режима особого положения;

– создать систему профессиональной специализированной подготовки и повышения квалификации руководящего состава органов государственного управления по управлению силами и средствами, выделенными для обеспечения режима особого положения.

Практическая реализация основополагающих положений этого закона может быть обеспечена подзаконными актами – Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере национальной безопасности и обороноспособности России.

В предложенной статье из всего многообразия мер, которые должны быть предусмотрены в законе «Об особом положении», предполагается рассмотреть лишь только меры, касающиеся усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; организации производства (выполнение работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и нужд населения, а также интернирования (изоляции) граждан иностранных государств.

К одной из важнейших и первостепенных мер, обеспечивающих выполнение задач стратегического развертывания, следует отнести проведение мобилизации молодёжи призывного возраста, но по каким- либо причинам уклонившейся от военной службы. В рамках своих полномочий Президент Российской Федерации может определить порядок прохождения военной службы на период действия особого положения. В данном нормативном акте целесообразно исключить все «лазейки» для уклонения от военной службы молодёжи призывного возраста. Это позволит полностью укомплектовать соединения и воинские части постоянной готовности и дополнительно развернуть соединения сокращенного состава в течение трёх-четырёх месяцев. На основе развернутых воинских формирований могут быть созданы минимально необходимые группировки войск.

Одновременно с проведением мобилизационных мероприятий целесообразно осуществлять подготовку резервов, прежде всего из состава офицеров дефицитных специальностей.

Усиление охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности будет заключаться в проведении органами внутренних дел, совместно с внутренними войсками, изоляционно-ограничительных мероприятий, поддержание установленного режима, усиление охраны объектов, предупреждение и пресечение преступных и иных противоправных действий в районе, где введено особое положение.

Органом управления, обеспечивающим руководство силами и средствами при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, может являться оперативный штаб. Эта временная структура управления должна создаваться на период действия закона «Об особом положении». Состав данного оперативного штаба может быть самым различным.

Особая роль в этот период отводится дорожно-патрульной и патрульно-постовой службам как составным частям системы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и в иных общественных местах городов и населённых пунктов. Их действия, как деятельность других служб милиции, должны осуществляться строго в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая, что на органы внутренних дел и внутренние войска с введением особого положения будет возложено ряд дополнительных функций, то для выполнения задач по усилению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности целесообразно привлекать силы, созданные для этих целей органами территориального общественного самоуправления. В сельской местности на них должна быть возложена данная задача.

Наиболее сложной и кропотливой работы потребует организация производства продукции для государственных нужд, обеспечения развёртывания Вооруженных Сил, и, конечно же, для нужд населения. Вполне понятно, что с обострением обстановки в отношении России будет организована экономическая блокада. Это потребует развёртывания производства продуктов питания и организации жесткого контроля по его потреблению. Решение этой проблемы применительно к режиму особого положения видится через осуществление мероприятий импульсной мобилизации.

Импульсная мобилизация – как понятие ещё не получило признания, однако этот особый вид мобилизационного развёртывания касается не только военного производства, он приобретает в последнее время всё более актуальный и отчётливый характер. Применительно к современному состоянию России, прежде всего в социально-экономической области, мероприятия по импульсной мобилизации ключевых отраслей народного хозяйства целесообразно проводить не только на территории, прилегающей к району предполагаемого конфликта, но и на всей территории страны.

Под импульсной мобилизацией предполагается понимать мобилизационное развёртывание производства отдельных видов вооружения и военной техники, продовольствия и других видов продукции, с привлечением к их изготовлению части предприятий военной и гражданской промышленности, а также наиболее важные коммерческие предприятия.

Мобилизационное развёртывание военного производства при импульсной мобилизации должно отличаться от частичной и полной форм мобилизационного развёртывания военного производства по: номенклатуре и размерам поставок вооружения и военной техники, имущества, продовольствия и удовлетворения самых разнообразных заявок войсковых частей (выделение помещений для личного состава, организация ремонтно-восстановительных работ, в подготовке помещений, приспосабливаемых для госпиталей, обеспечение топливом, печёным хлебом, горячей пищей, буфетами, ларьками, ремонтом обуви и одежды, временным транспортом, обслуживанием зрелищными мероприятиями, кинофильмами, периодической печатью и т.д.), а также по времени развёртывания.

Применительно к условиям России к основным мероприятиям импульсной мобилизации могут быть отнесены: призыв военнообязанных на формирование, прежде всего, воинских частей и соединений постоянной боевой готовности; изыскание людских ресурсов, прежде всего специалистов в вышеуказанных отраслях, отправка их на работу в промышленность; учёт и бронирование военнообязанных за народным хозяйством; развёртывание мероприятий по подготовке резервов в системе всеобщего военного обучения и специалистов учебной сети гражданских ведомств; учёт и контроль над накоплением и расходованием продовольственных запасов; проведение комплексных мероприятий по контролю за криминогенной обстановкой в населенных пунктах, особенно в анклавных рынках труда, формирующихся на миграционной основе.

Проведение мероприятий импульсной мобилизации также потребует титанических усилий администрации субъекта федерации, руководства военных комиссариатов, предприятий, общественных организаций. Успех в её реализации возможен только при умелой агитационно-пропагандистской работе среди населения.

К предприятиям промышленности, участвующим в импульсном мобилизационном развёртывании, должны предъявляться ряд жестких требований: первое – быстрое освоение и развёртывание производства новейших наукоёмких образцов вооружения, а на предприятия другого профиля и форм собственности – освоение производства продукции, требующей большого расхода в ходе ведения боевых действий; второе – быстрота и большой масштаб наращивания производства; третье – гибкий и короткий по времени переход от выпуска одних изделий к выпуску более эффективных. Для обеспечения перечисленных требований необходимо создать гибкое, быстро переналаживаемое производство.

Успех выполнения комплекса мер режима особого положения напрямую будет зависеть от своевременного и организованного проведения мероприятий по интернированию (изоляции) мигрантов. В настоящее время по далеко не полным данным в России проживает более 12 миллионов мигрантов. Поэтому в первую очередь необходимо провести изоляцию мигрантов, не имеющих гражданства. Для интернированных иностранцев потребуется организовать специальные лагеря на 550-600 человек, с последующей их отправкой эшелонами на историческую родину.

Под жесткий контроль должны быть взяты торговые рынки, которые в настоящее время обслуживаются мигрантами и представителями некоренной национальности, но успевшими стать гражданами России. Контроль должен также быть направлен на недопущение перебоев в торговле и исключение случаев скупки, спекуляции продовольственными товарами. Пресекаться должна транспортировка продовольствия в другие районы, либо от одной диаспоры к другой. Самые строгие меры должны быть приняты к недопущению стяжательства, издевательства, эксплуатации со стороны мигрантов и лиц некоренной национальности по отношению к детям, женщинам и лицам пожилого возраста, отцы семейства которых призваны на военную службу. В целях исключения конфликтных ситуаций на межнациональной основе, деятельность граждан России некоренной национальности (грузин, азербайджанцев, армян и т.д.) которая в наибольшей степени подвержены криминалу, должна быть взята немедленно на учёт. Деятельность этих граждан должна быть исключена из сферы обслуживания.

В статье обозначена проблема необходимости своевременного противодействия – оперативной, синхронной и адекватной реакции на любые действия враждебного характера потенциального агрессора. Расширение спектра законодательных актов, например, по введению режима особого положения при нарастании военной угрозы. Реализация комплекса мер, предусмотренных данным законом в угрожаемый период, позволит осуществить заблаговременную подготовку не только вооруженных сил, но и всех отраслей народного хозяйства к плавному переходу на военные рельсы и своевременную его перестройку для удовлетворения потребностей подготовки Вооруженных Сил к войне, что позволит успешно решить стратегические задачи начального периода войны.

Доктор военных наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ,

Член Президиума СРН,

полковник Александр Корабельников