Вновь вернуться к теме охраны здоровья детей меня заставил случай с гибелью новорожденного ребёнка в одном из родильных домов г.Владимира. Причина трагедии – отсутствие в роддомах г.Владимира аппаратуры для реанимации новорожденных.
Своеобразие отношения органов исполнительной власти области к проблеме защиты здоровья детей начало проявляться не сегодня. Многим памятна история ликвидации городской детской больницы скорой помощи путём перевода в неё областного детского стационара из загородной зоны. Заботами департамента здравоохранения области (ДЗО) с 1998 по 2008 год в регионе было ликвидировано около 1200 детских больничных коек. Это, естественно, повсеместно создало затруднения с госпитализацией заболевших детей.
Запомнились и бюджетные баталии 2004 года в областном Законодательном Собрании, когда бывший первый заместитель председателя ЗС, безсменный лидер обкома КПРФ А.Синягин убеждал депутатов сократить ассигнования по программе «Дети Владимирской области» с 21 000 000 рублей до 12 000 000. И ведь убедил. Поддержали! При этом исключались из плановых закупок «автоматизированные комплексы для диспансерных обследований детского населения в объёме 18 единиц для всех детских поликлиник области», а также «… приобретение реактивов для пренатальной (дородовой – прим.автора) диагностики беременных женщин»(ОЗ № 50 от 03 июня 2004 г.). К сожалению, такое отношение к здоровью детей сохраняется до настоящего времени.
Из 53 000 000 руб. расходов на текущий год для нужд акушерства (работа роддомов) запланировано лишь 4,3% или 2 300 000 рублей ( на ремонт ограды ДБСП – 7 50 0 000 руб.!). Мало того, из этой мизерной суммы роддомам ДЗО ничего не перечислил… До сих пор не предусмотрено финансирование приобретения медикаментов для оказания помощи новорожденным в первые 4 дня их жизни в соответствии с приказом ДЗО №16 от 16.01.2009 г., изданным г-жой И.Одинцовой под издевательским названием: «О мерах по снижению младенческой смертности». Реально получается так: выживут 4 дня, то их переведут в неонатальный центр или в отделение реанимации ОДБСП. Но элементарная, даже не врачебная логика подсказывает, что реанимация должна оказываться немедленно, если ребёнок слаб, а не ждать плачевного исхода 4 дня. Это напоминает нам обычай древней Спарты, где слабых младенцев сбрасывали с высокой скалы… Но там в семьях рождалось по 10 и более детей. А у нас?…
Примечательно, что Минздравсоцразвития в Приказе №329 предусмотрело в штатах роддомов «отделения (палаты) реанимации и интенсивной терапии для новорожденных детей». Но где они у нас? Где оснащение необходимым оборудованием? Кроме того, для такой работы требуются высококвалифици- рованные кадры врачей и среднего медперсонала. Их подготовили. Люди хоть что-то делали. Теперь же распоряжением ДЗО их перевели в категорию обычных палатных врачей с понижением в категории с 4-й на 3-ю. Естественно, упала и зарплата. В итоге: пошёл отток кадров. А их дефицит уже сегодня в области достиг 2500 врачебных ставок.
Областной закон №493 (2006 г.) предусматривал на 2007 – 09 г.г. «повышение фондовооружения на 30%, стабилизацию инвалидности детей на уровне 20 больных на 1000 новорожденных» и «снижение случаев внутриутробной патологии плода на 10%». Но об оснащении роддомов соответствующей диагностической и лечебной аппаратурой разработчики ОЗ почему-то снова «забыли».
В этой «забывчивости» нельзя исключить, по умолчанию, надежду областных законодателей на «родовые сертификаты». Они действительно помогают решать многие текущие проблемы жизни родовспомогательных учреждений. Но их получают не все женщины. Гибель новорожденных в первые 4 дня их жизни вообще лишает роддом права на получение этих средств. И нельзя забывать, что приобретение реанимационной аппаратуры должно было состояться ещё «вчера», а копить деньги на эти цели за счёт сертификатов, когда рядом умирают младенцы, это средневековое варварство и кощунство по отношению к матери, ребёнку и нации в целом.
Итогом столь «успешно» реализуемой деятельности ДЗО по охране здоровья матери и ребёнка явился рост врождённых уродств и слабоумия с 2002 по 2008 годы – в 2 раза, детской шизофрении – в 4,8 раза!, сахарного диабета – в 4,7 раза! И это не говоря о росте подростковой наркомании в 6,4 раза!!, алкоголизма в г.Владимире – в 7 раз!!!
И что удивительно: на фоне преступного равнодушия к жизни и здоровью новорожденных владимирцев к руководству важнейшей службой области привлекаются люди, проявившие свою организаторскую инертность, непрофессиональность, коррупционность. Как будто нет им замены среди руководителей медицинских учреждений, показавших себя реальными организаторами. Среди них В.Безруков, А.Кирюхин, В.Савинов, Е.Яскин и др. А возьмите вице-губернатора С.Мартынова, ответственного за всю социальную жизнь области… С предшествующим опытом работы в органах внутренних дел он, естественно, в тонкой и специфической отрасли – медицине ориентируется мало. Видимо, по этой причине он ушёл от решения вопроса вакцинации девочек против рака шейки матки, хотя заболеваемость этим страшным, смертельно опасным видом женской гинекологической патологии всё более молодеет и возрастает.
В свете изложенных фактов невозможно понять логику кадровой политики на областном уровне, когда к руководству не привлекаются успешные профессионалы, а назначаются или сребролюбивые приспособленцы, или откровенная «серость». С такими кадрами в руководстве здравоохранением Демографическую программу Президента РФ Д.А.Медведева можно только угробить. Что и демонстрирует вся динамика детской заболеваемости за неполное десятилетие ХХI века.
Мы ждём от Вас, уважаемый Николай Владимирович, адекватных очерченным проблемам кадровых перемен; иначе, ради кого и чего мы живём?
Председатель правления Владимирской областной общественной правозащитной организации «Борисвет»,
Кандидат медицинских наук Борис Анчугин