Они были с нами. Виктор Пронин

  • Post category:Статьи

Прощание.

Ушёл из жизни наш друг, один из старейших «небожителей» (как по возрасту, так и по участию в альманахе) известный писатель Виктор Алексеевич Пронин (1938—2023). До 85-летия ему оставалось два месяца.

Литературные заслуги В. Пронина общеизвестны: не стоит, да и невозможно их перечислить. О нём писали многие десятки критиков от В. Бондаренко до Н. Федя. В 2020 году вышел 600-страничный сборник рецензий и отзывов на его творчество «Вставай, ты жив!..» Кстати, в его названии автор, любивший юмор и литературные игры, обыграл заглавие своей повести «Падай, ты убит». Мне тоже доводилось писать об этом замечательном и душевном человеке (Небожители подвала, 2020, № 44), поэтому не будем повторяться.

Виктор Алексеевич прожил долгую и содержательную жизнь: писатель много сочинял, странствовал (он был корреспондентом разных изданий, в том числе и журнала «Человек и закон» — журналистика была второй его страстью), любил и дружил. К своим друзьям он относился с бесконечной теплотой и нежностью. При встрече, протягивая руку в приветствии, он, днепропетровец по рождению, обычно говорил: «Здоров, батько!»

Он любил принимать друзей у себя на даче в Немчиновке, где в залужённом яблоневом саду накрывался огромный стол, за которым собирались не только литераторы, но и люди из самых разных, порой неожиданных сфер. Атмосфера была неповторимая! Это происходило в погожие сентябрьские дни, в бабье лето, а потому многие гости увозили с собой объёмистые пакеты яблок.

В последние годы жизни мастер детективного жанра отошёл от захватывающих криминальных историй, которые стяжали ему громкую славу. В почтенном возрасте он занимался поисками новых форм: написал цикл бытовых историй, объединённых одним героем — «Бомжара», до конца жизни приводил в порядок и публиковал огромный массив своих дневниковых записей, которые озаглавил как «Кинжал для левой руки». В прежние времена фехтовальщики кроме шпаг и рапир использовали короткие кинжалы, которые в ближнем бою нередко оказывались более эффективными. Вот так и лаконичные дневниковые записи казались автору более мобильным жанром, нежели большеформатные романы и повести, которые в наше суетное время не каждый читатель решится одолеть.

Целый год Виктор Алексеевич неважно себя чувствовал, долго и тяжело болел, но при малейшей возможности стремился вырваться в Центральный дом литераторов, где можно спуститься в трюм нижнего буфета, встретиться с друзьями, побалагурить, опрокинуть добрую рюмку водки или стаканчик вина…

Казалось бы, при его известности он мог бы найти себе более престижную, высокопоставленную компанию. Но его тянуло именно сюда — в нём не было и тени чванства или фанаберии: он был одинаково прост и с известными, и с безвестными, начинающими «небожителями». Ну а мы платили ему той же монетой — любили и уважали этого скромного, внимательного, задушевного товарища. Нет сомнений, наши читатели долго не забудут произведений создателя «Ворошиловского стрелка», а мы будем помнить дорогого друга, интересного собеседника, просто доброго, хорошего человека.

Сергей Казначеев

Источник: Слово

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments