Марк СЭДЖВИК. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история ХХ века. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 536 с.
“Мне не хотелось вылезать из-под одеяла…” — так начинается книга под грозным названием “Наперекор современному миру”. Книга Марка Сэджвика имеет подзаголовок: “традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века”.
Прежде всего, смущает слово “тайная”. То, что философия традиционализма, и ее представители не получали широкого распространения, еще не делает ее тайной. Главные действующие лица книги: Рене Генон, Фритьоф Шуон, Ананда Кумарасвами вполне себе изданы даже на русском, не говоря уже об Александре Дугине.
Объяснить этот подзаголовок можно предположением, что сам Сэджвик писал книгу для тех, кто вообще не имеет представление о существовании такого направления мысли и духа. Но тогда книга приобретает “душок” дешевой сенсации, по типу предсказаний майя о конце света (вот интересно, как себя теперь чувствуют те люди, которые написали сотни книг о гарантированном апокалипсисе в 2012-м?) и очередным обнаружением местоположения Грааля.
Сама книга представляет собой в большей степени исторический обзор — биографии Генона, Шуона рассмотрены достаточно подробно, становление “школы” традиционализма (в Европе, России, в США и на Востоке), сложности во взаимоотношениях между главными персонами — все это есть и всего этого в избытке.
Сам автор в предисловии пишет: “Движение традиционалистов никогда раньше не становилось объектом исследования, поэтому моей основной целью было выяснить, чем было это движение, какие люди к нему принадлежали, в чем проявлялось их принадлежность движению, чем конкретно они занимались”.
По идее — должно бы получиться качественное, пускай и сухое, академическое исследование. Но чуть ниже: “…я хочу сказать спасибо своей жене Люси за множество разных вещей”. Не будем гадать, что это за вещи, это неприлично. Обратим внимание на типично западный подход: человек ничего не подозревает о существовании чего-то, потом узнает, воодушевляется, и при поддержке своей жены Люси считает необходимым написать книгу. Несмотря на то, что традиционализм, по сути, сам говорит за себя через традиционалиста, чья личность вообще не имеет значения (Генон вообще убрал свое “Я” из своих работ, через него говорила сама Традиция), в книге как-то неприятно много автора — и не мемуары вроде, но и не академическое исследование.
Оставим все это в стороне и обратимся к важному.
Книга интересна тем, что отображает малоизвестные моменты в биографиях и истории: связь Генона с масонами и оккультистами, связь Эволы с Муссолини и СС. И как противоположность — сальные истории про фотографии с Шуоном, на котором из одежды только шлем викинга, в окружении девушек в бикини, или слух о том, что жена Кумарасвами имела интрижку с любвеобильным оккультистом Алистером Кроули, да так и забеременела от него, что привело как к разводу, так и снижению интереса самого Кумарасвами к оккультизму.
Русскому читателю, естественно, будет интересно прочитать о традиционализме в СССР и постсоветском пространстве. Тут, в основном, все стандартно — Евгений Головин, Александр Дугин, Гейдар Джемаль, Юрий Мамлеев, Владимир Степанов, Юрий Стефанов.
В целом, совершенно неясно, зачем эта книга нужна вообще. Любой уважающий себя человек изучает философию по первоисточникам (а особо грамотные — еще и на языке оригинала). То есть для тех, кто вообще не знаком с традиционализмом, эта книга вряд ли может стать прозрением и источником вдохновения на дальнейшие интеллектуальные прорывы.
Парадокс, но тот же Генон, главная персона “тайной” истории, был издан неплохими тиражами, причем не только маленькими издательствами типа “Беловодье”, но и такими титанами как “Эксмо” и “Азбука”. Причем “Эксмо” выпустило увесистый том в серии “Антология мысли” (через запятую с Кантом и Гегелем), а “Азбука” в практичном формате покет-бук, чтоб удобнее было в сумочке таскать и в метро читать.
Проще говоря — история уже никакая не тайная, все есть и все доступно. Но прочитан ли Генон? Эвола? И главное — почему нет, интерес локален?
Возможно, время традиционализма уже прошло, и он так и останется утехой единиц. А возможно — еще не пришло. Но наступает. Достаточно прочесть “Кризис современного мира” для того, чтобы понять простую вещь. Эта философия слишком тревожна и радикальна для того, чтобы стать массовой. Возможно, нужно некоторое введение. Книга Сэджвика вполне могла бы им стать, если бы не один роковой фактор — за историей, именами, фактами и самим автором не видно, что на самом деле представляет из себя традиционализм. Образно выражаясь, у книги есть мозги, но нет сердца. Вообще триумф философии мозгов и привёл к тому, что были написаны и “Кризис современного мира” Генона, и “Восстание против современного мира” Эволы, и “Консервативная революция” Дугина. И если у них и есть последователи (а они есть), так это только потому, что бьет эта философия то ли в самое сердце, то ли ниже пояса. Бьет больно, а когда больно — становится страшно. А когда страшно — иначе смотришь на всё. Справочник Сэджвика этому не способствует. Эта книга никого не заставит все-таки вылезти из-под одеяла.
Бартлет Грин
Источник: Завтра