Какие бы оптимистичные планы ни строили федеральные и региональные структуры для реального, а не декларативного контроля над ситуацией на Северном Кавказе – деньги из бюджета пропадают, и еще долго будут пропадать в «черной дыре». Пока не начнется возвращение русских, выжитых из региона за двадцать лет, прошедших с «перестройки».
Деклараций хватает. Но «властная вертикаль» элементарно отвыкла работать.
Это и ставит вопрос о необходимости предоставить полпреду право назначать руководителей региональных и муниципальных структур во всех регионах округа.
И хоть какие-то надежды на лучшее возможны лишь при условии, что полпред новорожденного федерального округа, наделенный авторитарными полномочиями, предполагающими как права, так и ответственность, не станет ждать окончания всеобщего кризиса, поразившего систему государственного управления.
Да ему и президент России не должен позволить сидеть, сложа ручки!
На сегодняшнем Кавказе нет ничего нового по сравнению с ситуацией, сложившейся после 1917 года.
Тогда тоже все эти мелкие народности мгновенно устроили поножовщину, едва лишились сдерживающего фактора в лице русского господина исправника и русского губернатора…Они не также выдавливали русских сначала из местного самоуправления, а потом и вовсе с Кавказа. Лишь после «зачистки» сообразили – русские делали работу, которую нерусские просто неспособны сделать.
Кавказская мафия сегодня заняла в России место, которое когда-то занимала «татаро-монгольская мафия» и «прибалтийская немецкая мафия», каждая в свой черед хорошо порезвившиеся на Руси.
Но воспоминание о том, как в предвоенные годы русские смогли удержать Кавказ и даже научить обучаемых горных жителей общепринятых среди русских норм поведения, вселяет надежду, что и нынешнее Смутное Время как-нибудь переживем. И ездить в отпуск на кавказские курорты будет дешевле и безопасней, чем в Таиланд или Египет.
Кавказ болеет той же болезнью, что и вся Россия.
«Реформаторы», захватывая власть, позволили себе сознательное нарушение законов страны, которые им ужасно не нравились. И теперь удивляются, откуда взялось повальное пренебрежение к закону.
Похоже, они не читали ни ветеранов чеченских войн Лермонтова и Толстого, ни боевого англичанина Редиарда Киплинга.
Чем больше русских уезжает из некогда «братских» республик, тем «горячее» делаются эти территории и все больше денег пожирают из отнюдь не бездонного государственного бюджета.
Но задушенные «реформами» и вороватыми «красными директорами» промышленные предприятия пока еще можно реанимировать и они могут стать не «блокпостами» враждебной армии, а здоровой альтернативой сегодняшнему бандитизму. В том числе и бандитизму чиновничьему.
Для сотен тысяч русских беженцев, забытых государством, Северный Кавказ – родина.
Называйте ее как угодно – большая, малая, историческая…но – Родина!
Нормальный человек не может не хотеть вернуться туда, где жили предки, и где вырос он сам. Но ему нужно помочь вернуться.
И понять, что в горах Кавказа стреляют, не намного чаще, чем в супермаркетах Москвы.
Понять, что от него никто более не станет требовать никаких жертв во имя абстрактного «интернационального долга».
Все «долги» он уже давно заплатил. Даже тем, кому никогда не был должен!
Тогда он будет считать себя не обломком мужчины, не одиночкой, никому ничем не обязанным, а гражданином великой страны, на какое-то время забывшей про него в силу объективных трудностей.
Руководители северокавказских регионов регулярно выступают с «правильными» заявлениями о том, что без русских все в регионе окончательно развалится.
Наиболее заметным стало признание президента Ингушского региона Юнус-Бека Евкурова в интервью «АиФу» прошлой осенью, что «ответственным за Северный Кавказ» должен быть назначен «добросовестный, честный, желающий навести порядок» человек, не связанный никак ни с одной из национальных республик и не замешанный в каких-то коррупционных или криминальных делах. И, при этом, русский».
Но дальше благих заявлений дело не идет. Вот исход русских и продолжается.
Увы, элиты северокавказских регионов, привыкшие сидеть на шее безропотного русского налогоплательщика, не понимают, что вопрос возвращения русских туда, где их обхамили и выжили – вопрос и их собственного выживания. Ведь очень быстро подрастают молодые экстремисты, которые не станут спрашивать: «Дяденька, дай порулить!»
Просто придут и выкинут их президентского дворца.
Про то, какие планы работы писать – чиновники знают и без нас с вами.
Тем не менее, уж извините за назидательность, обращаемся лично к полпреду Хлопонину.
Представляется целесообразным осуществление ряда первоочередных мер, направленных на разрешение проблем русскоязычного населения Северокавказских регионов:
– Разработать программу реструктуризации экономики федерального округа исходя из задач общефедеральных программ, развивая сельскохозяйственное производство в южных регионах округа и реконструируя и создавая новые промышленные и агроперерабатывающие центры в Ставропольском крае;
– В ходе разработки и реализации Федеральных целевых программ увязывать объемы направляемых на развитие социально-экономической базы регионов округа инвестиций с принимаемыми мерами по стабилизации положения русскоязычного населения;
– Определить основные направления миграционной политики, которая должна не столько стимулировать процессы возвращения русского населения, сколько содействовать закреплению русского населения в регионах путем создания соответствующих социальных преференций;
– Обеспечить возможность государственной поддержки русскоязычного населения через территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, в том числе через казачьи структуры;
– Предусмотреть выделение в бюджете Российской Федерации финансовых средств для оказания финансовой, организационной и иной поддержки деятельности национально-культурных центров пропорционально национальному составу России. (80% этих средств должно направляться на поддержку непосредственно русским общинам, обществам и центрам);
– Оказывать непосредственную поддержку (прямую, без посредничества республиканских властей) представителям русскоязычных общин в регионах через соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации, в частности предусмотреть выделение квот в престижных центральных ВУЗах страны и оплату их обучения;
– Министерствам и ведомствам, в системе которых имеются региональные высшие и средние специальные учебные заведения, определить пропорциональные квоты на получение образования для представителей нетитульных наций;
– Предложить федеральным министерствам и ведомствам выработать систему мер по поддержке высококвалифицированных специалистов из числа русскоязычного населения с помощью персональных грантов, стипендий, других элементов материального стимулировании;
– Поручить МВД России подготовить через паспортно-визовые службы субъектов РФ анализ причин выезда русскоязычного населения на постоянное место жительства в другие регионы России из регионов округа;
– Поручить Минимуществу России разработать систему мер, предусматривающих пропорциональное участие представителей различных национальных групп, представленных в национальных республиках, в приватизации государственной собственности.
– Поручить Минимуществу России разработать систему мер, предусматривающих преимущественные права для представителей групп, участвующих в федеральных программах, в приватизации государственной собственности.
– Предложить органам государственной власти национальных республик и политическим партиям предусмотреть возможность решения проблемы пропорциональной представленности представителей различных национальных групп республик при распределении руководящих постов в органах власти и управления, в органах законодательной власти, на предприятиях и в учреждениях, особенно в «престижных» сферах приложения труда.
– Предложить властям регионов округа представить Концепции региональной национальной политики, работающие на все национальные группы регионов округа, для утверждения в Минрегион РФ;
– Осуществление руководством Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Северо-Кавказского федерального округа кадровой политики на уровне территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов власти, находящихся в совместном ведении федерации и регионов округа, адекватной поставленным задачам возвращения русскоязычного населения.
– Более широкое направление на подготовку и переподготовку в центральные и окружные учебные учреждения специалистов для системы государственной службы из числа русскоязычных граждан.
– Использование различных видов административного ресурса, включая поддержку в создании и деятельности общественных избирательных объединений, представляющих русскоязычное (нетитульное) население республик.
– Решение проблемы казачества в контексте окончательного определения его статуса как особой категории государственной службы либо этнической идентификации этой группы населения.
– Задействование потенциала спецслужб и силовых структур по пресечению деятельности националистических организаций в регионах округа, навязывающих антироссийские и антирусские настроения, культивирующих русофобию, усиливающих межэтническую напряженность.
– Проведение обязательной экспертизы подготовленных бюджетов регионов округа на новый финансовый год с участием подразделений национальной и миграционной политики РФ, занимающихся курированием этнических проблем русского народа.
– Осуществление на федеральном (республиканском) уровнях приоритетного финансирования территорий северокавказских регионов по строительству, приобретению жилья, выдаче беспроцентных возвратных ссуд, банковских кредитов, компенсаций, осуществляющих активное обустройство прибывающих вынужденных переселенцев либо своих реинтегрирующихся русскоязычных жителей.
– Активная пропаганда в центральных и местных СМИ принципов свободного развития различных этнических общностей, дружбы народов Российской Федерации.
– Издание и распространение окружной ежедневной газеты и организация спутникового окружного ежедневного вещательного телеканала, широко освещающего проблемы региона, в том числе русскоязычного населения.
Подготовлено аналитической группой
СОРОО «Славянский союз Осетии»,
Газета Черта № 2 (март)