13 марта верховный атаман Союза казаков России Павел Задорожный выступал в прямом эфире на «Народном радио», рассказывая о небывалом расцвете казачьих традиций и казачьей культуры под его мудрым отеческим попечением.
Когда пришла пора отвечать на телефонные звонки, оказалось, что господин атаман далеко не на все способен ответить. Будь его воля, он, конечно же, вызвал бы на подмогу мордоворотов из ЧОПа, и быстро заткнул глотки тем, кто смеет не считать его безгрешным.
Увы, в прямом эфире это нереально!
Пришлось быстренько сворачивать саморекламу и уходить от ответов на вопросы простые и абсолютно нестрашные.
-Какова численность «Ставропольского казачьего войска», являющегося краевым общественно-политическим движением?!
– За какие боевые заслуги в мирное время и всего за три года не сражавшийся ни в каких «горячих» точках атаман Д. Стригунов из прапорщика превратился в полковника?!
-Как за время «атаманства» г-на Стригунова этому выдающемуся полководцу удалось насмерть рассориться не только с реестровыми казаками, но и с руководством Ставропольской епархии и даже настоятелем Надеждинской церкви Грачевского района, где предполагалось хранить войсковое знамя?!
-Волнует ли вас то, что, по мнению многих казаков, Ставропольское Казачьей войско превратилось чуть ли не в «крышу» коммерческих структур г-на Стригунова?!
-Какие значимые общественно-полезные дела совершены казаками этого общества под предводительством атамана Стригунова, направленные на объединение всех казаков, проживающих на территории края, в целях возрождения казачества и его культуры после признания государством казаков репрессированным народом?!
Убежав из прямого эфира, атаман Задорожный позвонил одному из авторов этих строк и попросил прислать ему более подробные претензии к его работе.
Просто колоссальный прогресс после войскового круга Ставропольского казачьего войска в сентябре прошлого года, куда ЧОПовцы нас обоих не пустили по повелению все того же Задорожного.
Что не слишком помогло его деловой репутации.
Явившиеся на тот Круг представители краевого управления юстиции и отдела по делам национальностей и казачества краевого правительства (лишь с третьей попытки пробившиеся в зал!) вынуждены были констатировать: подавляющее большинство «делегатов» никем не выбиралось, мандаты некому проверять, ибо нет мандатной комиссии, попытки обсудить проект нового Устава пресекаются в зародыше сотрудниками охранного предприятия «Юг-Тост» (владелец Д.Стригунов), а выборы атамана идут на безальтернативной основе.
За две недели до Круга атаманы и казаки Ставропольского и Грачевского отделов краевого казачьего войска обратились к атаману Задорожному с просьбой разобраться с затянувшимся конфликтом между Стригуновым и рядовыми казаками и не допустить чересчур уж разрушительных последствий.
Стригунов пытался запретить сбор ставропольских и кубанских казаков на том месте, где 13 лет назад от вражеских пуль погибла колонна казаков – кубанцев.
Сбор на священном месте все же состоялся.
Сообразив, какую глупость он сморозил, Стригунов буквально в последний момент отменил собственный приказ и даже привел жалкую группу своих приятелей на место сбора. Попутно оскорбляя и осыпая угрозами тех, кто посмел ему перечить. Обзывал нас «быдлом», «старыми маразматиками», «агентами» атамана Терского реестрового Войскового объединения В.Бондарева и бывшего зав. отделом по делам национальностей и казачества правительства Ставропольского края В. Шнюкова, в настоящее время возглавляющего казачий центр ТКВ.
Сходом казаков Ставропольского городского отдела, стригуновский приказ был признан незаконным, а действия атамана были осуждены в обращении к Союзу Казаков России.
Располагая неоспоримыми документами, авторы Обращения констатировали, что все, ранее известное о Стригунове – вранье: данные про образование, про службу в армии, про вступление в Казачье Войско…Люди устали от его «непосильного труда» на самого себя, безудержной саморекламы, восхваления и возвеличивания себя при постоянном огульном охаивании всех, кто не состоит в его свите. Тем временем в возглавляемом им Войске никаких конкретных, общественно- значимых и полезных дел не осуществлено, не достигнуто никаких сколько-нибудь серьёзных успехов в уставной деятельности.
Возит атаман по фольклорным фестивалям и сборам городской (муниципальный) ансамбль «Пикет», получает грамоты и благодарности от руководства Российских регионов – вот и вся работа общества.
Организация не имеет никаких планов работы. Заседания Правления превратились в «посиделки» – кто пришел, тот и атаманит. На «посиделках» речь идет о чём угодно, но только не о деле.
А между тем, не выполнено ни одно из решений Большого круга:
– городской и краевой власти не представлены решения круга о переименовании улиц, носящих имена палачей казачества;
– не было даже попыток выполнить требования казаков об увековечивании памяти наших великих земляков, писателей Сургучёва, Солженицына, Кузнецова;
– прекратились контакты с Ермоловским комитетом;
– ушла из организации казачья интеллигенция;
– ушла труппа православного театра «Серафим»;
– нарушены контакты и договоренности с конноспортивной школой.
Стригунов довёл организацию до прямой конфронтации со Ставропольской епархией РПЦ.
Руководство организации демонстративно устранилось от всех протестных акций, проводимых в городе, таких, как:
– Предотвращение застройки территории мемориала памяти жертвам политических репрессий и расстрелянных фашистами в годы оккупации, именуемого в народе – «Холодный Родник»;
– недопущение уничтожения кладбища старейшего в городе мемориального Успенского комплекса;
– недопущение точечного строительства на детских площадках.
«Молодежная сотня» стала такой же фикцией, как и численность самой организации, по утверждениям самого Стригунова якобы превышающей 15000 (пятнадцать тысяч) человек.
За пару дней до Большого круга КОПД СКВ, Верховный атаман П. Ф. Задорожный, приехав в Ставрополь чуть ли не инкогнито, назначил встречу с делегатами этих двух отделов на пять часов вечера.
Продержав пришедших в назначенное время делегатов за дверью кабинета более двух часов, он принял их, выслушал их претензии и требования, просмотрел представленные документальные материалы, подтверждающие лживость Д. Стригунова и правоту требований казаков.
Казаки просили поручить независимой комиссии провести расследование по заявленным ими требованиям и представленным документам, а проведение Круга перенести на январь-февраль – как это предусмотрено уставом организации.
Предлагали и компромиссное решение – передать два отдела в Кубанское Казачье Войско в виде Хоперского округа. Такой статус существовал до начала введения реестра, и у всех казаков СКВ имелись удостоверения, подписанные атаманом Громовым.
В конце встречи, П.Ф. Задорожный пообещал принять 4-5 человек от делегации и сообщить своё решение к полудню следующего дня.
Однако, как затем стало известно, сразу после встречи, в ходе вечернего застолья, которое его участники назвали «Совет атаманов» (хотя на нём не присутствовали многие атаманы СКВ), было принято решение – «зачистить» (исключить из организации) большинство несогласных с деятельностью атамана Стригунова, не допустить их на круг, вплоть до применения силовых методов.
Своего обещания принять казаков на другой день в полдень, Верховный атаман П.Ф. Задорожный не выполнил.
Приватно позвонив вечером одному из делегатов, он сказал, что считает всё представленное ему не соответствующим действительности, что Стригунов полностью прав, что в ряде случаев имелось недоразумение, ловко использованное врагами казачества, а коллективное обращение было написано «… в темном подвале неполноценными людьми…».
Правда, в ходе телефонного разговора было дано обещание, что впредь он все же будет контролировать действия Стригунова и всей ставропольской организации в целом. Вопрос о передаче «бунтующих» отделов в Кубанское Казачье Войско Задорожный отверг.
Может быть, он не понимает всей разрушительности такой своей позиции?!
«Мы казаки и с нами Бог».
Но с нами нету атамана!
Олег ЛОПАТКИН, председатель идеологического Совета
Ставропольского казачьего войска.
Владимир ФОМИН, сопредседатель общественной организации «Казачий Спас»
Евгений СТЕПАНОВ,
потомственный ставропольский казак.