Кавказ – моя боль и любовь (Интервью с академиком Михаилом Залихановым )

  • Post category:Статьи

Интервью с академиком Михаилом ЗАЛИХАНОВЫМ об острых проблемах
взаимоотношений народов, религий, культур Кавказа и всей России

Михаил ЗАЛИХАНОВ родился в высокогорном селении на Эльбрусе в балкарской семье Чокки Аслановича Залиханова, одного из лучших проводников по горным перевалам, который прожил 116 лет. Балкарский народ, как и ряд других народов Кавказа, был репрессирован, так что детство и юность прошли в ссылке в Киргизии. М. Залиханов — депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по проблемам устойчивого развития России. Он — первый и единственный академик АН СССР из коренных народов Северного Кавказа, основатель научной школы по исследованию лавин, селевых потоков и других опасных геофизических и гидрометеорологических явлений, разработке методов борьбы с их вредным действием. Много лет представлял нашу страну в Высшем Совете ООН по стихийным бедствиям. 22 года возглавлял Высокогорный геофизический институт и 16 лет руководил государственным Высокогорным НИЦ авиационной техники и вооружения. С 1999 года, после избрания в Государственную Думу ФС РФ, остался научным руководителем этих учреждений. Герой Социалистического Труда. Награжден высшими орденами и премиями нашей страны и многих зарубежных стран. Мастер спорта международного класса по альпинизму, неоднократный чемпион СССР и России.

— Михаил Чоккаевич, только что в Кремле приняты важные решения по Кавказскому региону. Вы хорошо знаете специфику Кавказа, прокомментируйте, пожалуйста.

— Да, Президент РФ Д. Медведев принял решение о создании Северо-Кавказского федерального округа и назначил своего специального представителя по Северному Кавказу, причем одновременно в ранге вице-премьера, который будет нести персональную ответственность за все, что происходит в регионе. Это, безусловно, очень своевременный, очень сильный антикоррупционный шаг! Вопросы взаимоотношений на Кавказе — не по моей специальности, но по моему душевному тяготению. Положение здесь вызывает предельную тревогу, здесь чрезвычайно активно работают спецслужбы — не наши с вами, они планомерно готовят конфликт между мусульманами и православными, на Кавказе сегодня-завтра можно ожидать событий, которые станут испытанием для всех нас, россиян.

— Разве нынешние православные и мусульмане России не получили из истории наследство, полное трагедий, противостояния, войн?

— На этом настаивают те, кто искажает историческую правду. Как раз наоборот, православие и мусульманство изначально сопутствовали заложению российской государственности и никогда в нашей стране не противостояли друг другу. Л. Гумилев пишет: “Плоды пылкой фантазии, воспринимаемой буквально, породили злую “черную” легенду о монгольских зверствах. Если же учитывать степень достоверности источников и задаваться простыми, но необходимыми вопросами, легко отделить историческую правду от вымыслов”.

Давайте обратимся к истории. В самом деле, почему тюркское “ур!” (дословно — “бей!”) стало русским “ура!”? В походах татаро-монголов на алан, на западные и восточные страны участвовали русские дружины. Александр Невский, как известно, стал побратимом старшего сына Бату-хана Сартака, затем был усыновлен Батыем. После побед Александра Невского над шведами на Неве и немцами на Чудском озере Руси еще долго пришлось вести борьбу с захватчиками из католических стран Европы: не один десяток лет самому Александру и не одну сотню лет после его смерти. И в этой борьбе за независимость Руси опорой и поддержкой были участвовавшие в русских походах татарские вооруженные соединения.

Именно под протекторатом Золотой Орды (и это ее заслуга) создано централизованное русское государство (Русский Улус) под началом Московского княжества. Если католики при захвате русских земель начинали свою деятельность с разрушения православных храмов и избиения священников, то все ханы Золотой Орды вплоть до смутных времен самого ханства карали смертной казнью, если нарушались Яссы (законы) Чингисхана, охранявшие русские церкви, монастыри, деятелей православия от посягательств как татаро-монголов, так и русских князей. И только уже во время заката Золотой Орды русские князья, использовавшие в междоусобицах в качестве щита татарские отряды-наймиты, уже не щадили ни духовных лиц, ни православные храмы.

— Вы представляете, как много тех, кто захочет возразить вам?

— Это люди, находящиеся в плену тенденциозного подхода к истории тюркских народов и их взаимоотношений с Русью. Исторической науке надо преодолеть однобокий подход к истории некоторых народов, в частности объективно показывать прогрессивную роль тюркских народов в развитии нашей страны и всей мировой культуры.

В самом деле в так называемой “победе русского оружия над татарами” в Куликовской битве татары бились и с той и с другой стороны и одной из ударных сил Дмитрия Донского была татарская конница. То же и в отношении взятия Казани 400 лет назад. Тюрки строили (в том числе и силой оружия) первую многонациональную централизованную империю, двигаясь с востока на запад, русские — вторую, двигаясь с запада на восток. Но участники-то государственного строительства по этническому составу были те же! И было много общих бед, общих побед!

— То есть надо от концепции “тюрки-захватчики” перейти к концепции “тюрки-созидатели”, так?

— Не только эту концепцию надо поправить. Ведь и русские, пришедшие в Среднюю Азию, спасли (о чем мало говорят) от уничтожения и порабощения раздираемые междо-усобицей осколки Золотой, Белой и Голубой Орды — народы Казахстана и Киргизии — от хищных джунгарских племен Китая и способствовали созданию их централизованных государств. Такую же помощь оказали русские Таджикистану и Туркменистану. И государственность Грузии и Армении также ограждена именно русскими от притязаний Ирана и Турции.

Как вообще Россия стала многонациональной? На просторах от Карпат до Маньчжурии и от Гиндукуша до Северного Ледовитого океана в централизованных государствах, родо-племенных группах проживали урало-алтайские народы, и большая часть этого пространства в разное время вошла в состав Российского государства: Золотая Орда, Белая Орда, среднеазиатские и сибирские ханства и т. д. Религиями народов, которые принято называть тюркскими, были и буддизм, и тенгрианство, и иудаизм, и христианство, и другие религии, а с XI—XII веков стал преобладать ислам. В европейской же части шел процесс объединения вокруг Москвы восточнославянских княжеств. Так с XVI века Русское централизованное государство превращается в многонациональное.

Русский народ — это духовное единение и этнических русских, и представителей множества других национальностей; все эти народы вместе формировали великую русскую культуру. Оперы “Снегурочка”, “Псковитянка”, ставшие символами русской музыкальной культуры, написаны Н. А. Римским-Корсаковым, несомненно, русским композитором, хотя Корсаковы происходят из древнего тюркского рода, но в России такое считается абсолютно нормальным. Подобным примерам — несть числа. Вообще России несказанно повезло, что в формировании ее духовного облика принимали активное участие представители всех мировых религий.

Россия никогда не отторгала людей по национальному признаку, иначе не было бы русской культуры, науки, да и самой России. Но это означает, что тот, кто сегодня проживает в России — коренной или приезжий, — должен эту культуру знать.

— То есть вы упор делаете на том, что православные и мусульмане живут в мире не со вчерашнего дня, а очень и очень давно, так?

— Православие и ислам близки друг другу и всей жизнью наших предков, и высокими нравственными требованиями к своим верующим. “Кто примирит и уладит, милость тому от Аллаха, ибо Аллах любит справедливых”, — гласит Коран. “Если возможно, будьте в мире со всеми людьми”, — заповедует Евангелие. Или читаем знаменитый аят Корана о “близости по любви”, этот стих в переводе востоковеда Г. Саблукова, известного переводчика Корана, звучит так: “Нет у мусульманина лучших друзей, чем христиане, — православным ли, верующим в Божественную любовь, отказываться от предлагаемой Исламом дружбы?” Это, кстати, хорошо понимают наши религиозные лидеры. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, награждая Председателя Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина орденом Святого благоверного князя Даниила Московского, назвал муфтия “дорогим братом” и сказал: “Мы ценим вашу неизменную жизненную позицию — любовь к нашему единому Отечеству”.

— Но разве выстрелы на Кавказе, что почти ежедневно раздаются из ТВ-новостей, не есть следствие подспудного противоречия между мусульманским и немусульманским миром России?

— Надо серьезно думать, кто и зачем старается в век глобализации и международной конкуренции спровоцировать у нас национальную и религиозную рознь, шовинизм, экспортировать нам “конфликт цивилизаций”, который наша собственная российская тысячелетняя цивилизация давно преодолела.

Став в годы перестройки депутатом первого демократически избранного Верховного Совета СССР, я после развала страны вернулся в Нальчик, решил посвятить себя науке. Но Кавказ готов был взорваться, сепаратисты Кабардино-Балкарии по “чеченскому” сценарию пытались разделить республику по национальному признаку, что заставило меня стать сопредседателем Движения за сохранение единства республики в составе России. В Чечне, как известно, под предлогом борьбы с коммунизмом было смещено легитимное правительство Доку Завгаева и к власти пришел “демократ” генерал Дудаев. Я, кстати, ездил к нему, уговаривал одуматься. Но когда он с гордостью показал золотую печать, как он сказал — подарок Клинтона, я прекратил разговор. Дудаевский переворот сопровождался кровопролитием, погромами жилищ русского и всего “нечеченского” населения. В Кабардино-Балкарии, апеллируя к рассудку людей, нам удалось стабилизировать ситуацию; хотя подогреваемая провокаторами толпа и осаждала Дом Советов одиннадцать суток, но в здание не врывались, как в Чечне, депутатов с девятого этажа не выкидывали.

Теперь мы знаем о зарубежных режиссерах того заговора против России, его “местных” исполнителях, а также о действиях Ельцина и его окружения, которые в политических целях решили разыграть на Кавказе национальную карту. Результат — кровавая война, унесшая и искалечившая сотни тысяч человеческих жизней. Это не ошибка, это преступление. Что же спасло страну от создания “Федерации народов Кавказа” и отторжения региона от России? Мудрость самих кавказцев, дальновидность местного руководства, а также действия “чрезвычайного управляющего” В. Путина: заставив субъекты Федерации привести законодательство в соответствие с Конституцией РФ, введя федеральные округа и полномочных представителей Президента, он спас страну. Иначе страна была бы разломана надвое по “мусульманскому поясу”.

— Вы говорите о “разыгрывании политической карты”, но любому известно, что терроризм на Северном Кавказе действует под религиозными знаменами.

— У всех мировых религий есть такое явление, как искажение религии — сектантство, нередко представляющее опасность для общества. Среди сект в мусульманском мире особое место занимает ваххабизм — ересь “Мухаммада Второго”. Основавший его в XIX веке на Аравийском полуострове Мухаммад Абд аль Ваххаб (отсюда и ваххабизм) призывал “очистить ислам от суеверий”, то есть от трудов мусульманских ученых и вообще всего, что происходило в мусульманском мире после царствования “четырех праведных халифов”. Его, “Мухаммада Второго”, собственный шариат (мусульманское право) якобы призван “очистить” мусульманскую веру, а до него мусульмане тысячелетиями заблуждались, то есть ислам попросту не существовал. Не нужно изучать тонкости мусульманского права, оно заменяется простыми агрессивными лозунгами, при ваххабитских мечетях открыты школы рукопашного боя (а в некоторых странах — и владения оружием, методиками совершения терактов, применения пыток). Все адаты (благочестивые обычаи), в их числе и паломничество в Мекку, объявлены суеверием. Приверженцы любых форм классического ислама объявлены “неверными”. И к лозунгу “убей неверного” (которого нет в Коране и в других классических мусульманских источниках) сводятся все “религиозные убеждения” ваххабитских фанатиков-боевиков.

У истинного ислама оружием является не ненависть, а убеждение — вспомните знаменитый аят Корана “нет принуждения в религии” (2:256). В заявлении Духовного управления российских мусульман по поводу бандитских терактов сказано: “С душевным содроганием и болью восприняли мусульмане России террористические акты, унесшие сотни жизней мирных граждан, среди которых беззащитные дети, женщины, старики… Мусульмане, как все люди доброй воли, осуждают эти жестокие бесчеловечные акты убийства невинных людей. Подобные действия противоречат принципам всех мировых религий, в том числе и ислама”. Вот почему по идеологии ваххабитов любой муфтий или имам, не принимающий “чистый ислам”, должен быть физически устранен. Для верующих мусульман ужасна сама мысль о покушении на духовенство своей религии; они к нему относятся с глубочайшим почтением. Для ваххабитов же наставники классического ислама становятся первыми в ряду террористической “охоты” (вспомните убийства муфтиев в Дагестане и Таджикистане).

Президент РФ Д. Медведев призвал активнее вести работу и в СМИ, и в Интернете по разъяснению истинных ценностей ислама и религиозному образованию в противовес информации экстремистского характера. Думаю, на Северном Кавказе стоило бы открыть специальный государственный вуз для изучения классического ислама. Тогда талантливая молодежь будет у себя дома получать фундаментальные религиозные знания, пока же сотни и сотни юношей ежегодно уезжают на учебу в Саудовскую Аравию и другие мусульманские страны, откуда многие из них возвращаются с такими взглядами на ислам, которые тяготеют больше к автомату Калашникова.

— Вы полагаете — традиционной дружбы народов, идущей от времен СССР, нам недостаточно? Нужны какие-то оргмеры?

— Нужен специальный федеральный орган, ответственный за проведение на территории всей страны четкой, умной, опирающейся на Конституцию национальной политики. Пока же ее, по сути, нет. Так, неясно, кто должен защищать права национального меньшинства (меньшинств) в национальной республике, если титульная нация составляет большинство и законодательное собрание вполне законно может принимать решения в интересах этого большинства.

Например, решением Кабардино-Балкарского парламента от 27.02.2005 г. в противоречие Закону РФ № 131-ФЗ от 2003 г. введены “межселенные территории” с изъятием до 80 процентов балкарских земель, являющихся основным источником выживания балкарцев, а также мест их компактного проживания, что по российским законам лишает балкарский народ также и субъектообразующего права. Конституционный Суд РФ своим определением (03.04.2007 г. и 02.10.2007 г.) признал необоснованность “межселенных территорий” и неконституционность упразднения муниципальных образований без учета мнения населения, но прошел год, а Генеральная прокуратура РФ так и ничего не сделала по принятию определений КС РФ в Кабардино-Балкарии. Что, ждем масштабных межнациональных столкновений?

Если одна нация вытесняет другие нации, то и в этой нации порядка не будет, начнется передел между кланами. И если такой практике не положить конец, некоторые национальные республики рискуют превратиться в гнезда сепаратизма, моноэтнические квазигосударственные образования совсем не российской ориентации. Более того, подобные “отдельные квартиры” для одного народа в многонациональном государстве не способны полноценно развивать свою экономику, поскольку ограничивают себя в использовании человеческого потенциала всей России, при этом их “элита” — в Москве, а народ, который она представляет, — в национальной резервации без надежд на развитие. Не побежит ли “коренное” население из таких республик вслед за “некоренным” в Центральную Россию? Или национальные “элиты” рассчитывают вечно “сидеть” на трансфертах из бюджета, ничего туда не внося?

И как описанные ситуации соотносятся с Конституцией РФ, согласно которой все граждане России равны в своих правах на всей территории России?

— Что могло бы служить критерием правильно проводимой национальной политики?

— Положение в республиках Северного Кавказа нельзя считать удовлетворительным, пока туда, и в первую очередь в Чечню, не начнут возвращаться изгнанные или уехавшие оттуда русские и представители других “нетитульных” наций. Пока же налицо миграция в противоположном направлении. Этнические русские и другие русскоязычные граждане должны в любом регионе чувствовать себя хорошо, и по тому — так это или не так — федеральная власть и должна делать вывод, насколько умно и правильно руководит тот или иной президент национальной республики. Как, например, в Кабардино-Балкарии себя чувствуют русские, таты, осетины, грузины и другие? Разумеется, это должно беспокоить прежде всего самих руководителей национальных республик. Но, к сожалению, пока этого не происходит.

— А культура, образование входят в национальную политику?

— Безусловно, во взаимообогащении народов и культур в рамках единого осознанного гражданства и состоит конкурентное преимущество РФ в эпоху глобализации. В. Путин сказал: “Культура — это так же, как воздух, это основа нашей жизни, это то, на чем строится все здание нашей государственности”. Я всегда выступал за взаимообогащение культур, потому что на себе испытал плодотворность этого процесса, был им сформирован. Только просвещенное общество, только просвещенное духовенство в состоянии сегодня бороться с провокаторами разного рода, пытающимися посеять вражду между православными и мусульманами. И удивительно, что в нашей стране практически отсутствует талантливая пропаганда национальных традиций и национальной истории, нет внимания к развитию на этой основе национальной культуры и искусства.

О духовном образовании: ни одна традиционная религия плохому не учит — не учит убивать, лихоимствовать, воровать, желать зла ближнему. Религии сейчас борются с бездуховностью, невежеством, развратом, то есть со всем, что разрушает устои государства. Поэтому, с моей точки зрения, чем лучше православные будут знать основы православия, мусульмане — классический ислам, иудеи — Моисеев закон, ламаисты — учение Будды, а атеисты — все направления веры, на отрицании которых строится их мировоззрение, тем лучше.

Но в духовном образовании, если вести его в государственных школах, таится опасность. Как только в 2003 году возник вопрос о преподавании в школах религиозных предметов, я ночью поехал к министру В. Филиппову и рассказал, к чему это приведет: мы просто натравим детей разных национальностей друг на друга, мальчишки начнут драться. Он согласился и утром по телевидению сказал, что его не так поняли, мы будем в школах преподавать общую культуру — религиоведение. Однако и сейчас этот вопрос определенными силами ставится заново. Свобода совести — великое наше общее завоевание, но оно и обязывает: свобода совести одного человека кончается там, где начинается свобода совести другого.

— В первую очередь национальные республики предмет заботы национальной политики?

— Нет, и русские города не в меньшей степени. Граждане СНГ, подхваченные в два минувших десятилетия невиданной волной миграции, обретают новые отечества, места жительства, получают новые паспорта. Но становится ли человек ответственным гражданином нового сообщества? Когда вновь прибывшие, скажем, в Москву люди иной веры препятствуют своим детям в изучении основ православной культуры, они, мне кажется, лишь подчеркивают свою интеллектуальную ограниченность. Каждый народ, любого вероисповедания, должен стремиться знать, изучать и любить русскую светскую и православную культуру. “В чужой монастырь со своим уставом не ходи” — принцип этот, кстати сказать, был хорошо усвоен именно русскими. Те лучшие русские (и не только русские) люди, которые приезжали к нам на Северный Кавказ поднимать современные образование и науку, сами уважительно изучали обычаи Кавказа. Процесс взаимообогащения культур должен быть взаимным. Однако вот факт: как бы мы ни относились к ЕГЭ, но то, что Северо-Кавказские республики показали самые низкие баллы по стране за знание русского (государственного) языка, свидетельствует, что здесь не создано достаточной базы для его изучения и отсутствует русскоговорящая среда. Тревожный сигнал — именно в смысле национальной политики.

— Создается впечатление какой-то устойчивой тревожности в Северо-Кавказском регионе…

— Состояние законсервированной напряженности, сложившееся, например, в Кабардино-Балкарии и угрожающее разрушить хрупкий мир не только в этой республике, но и на юге России в целом, имеет объяснение. Есть ответ на вопрос, почему при активной пророссийской позиции подавляющего большинства жителей национальных республик Северного Кавказа, при том, что туда направлен мощный поток средств федерального бюджета, в республиках растет социальный, межэтнический и межклановый антагонизм, что, в свою очередь, подогревает шовинистические настроения даже и в центральных регионах страны.

С начала 90-х республики получили возможность самостоятельно решать ключевые вопросы своей жизнедеятельности. В условиях кланового правления они зачастую решаются без учета и интересов республик, и интересов государства, что приводит к очевидным провалам. Значительная часть федеральных средств используется “нецелевым” образом, становится источником сказочного обогащения немногих представителей находящихся у власти кланов. Их богатство черпается из федеральных трансфертов и кредитов, предоставляемых под гарантии Правительства РФ, из существенной части налогов и сборов “подведомственного” субъекта Федерации, создается путем захвата производственных фондов и природных ресурсов региона. При этом правящие кланы пытаются внушать федеральному центру (чем такие “внушения” подкрепляются, хорошо всем в республиках известно), что они, и только они, могут обеспечить стабильность в регионе.

Подавление кланами конструктивной оппозиции, порой более “прокремлевской”, ориентированной на решение местных проблем с учетом общегосударственных интересов, и недостаточность контроля со стороны федерального центра обеспечивают этим кланам практически абсолютную власть.

И настораживает, что террористические акции и резкие обострения межнациональных отношений происходят почему-то именно тогда, когда у правящих кланов возникают проблемы: например, при “угрозе” со стороны центра провести ротацию руководящих кадров, то есть отстранения их от власти; при попытках конструктивных оппозиционных сил сгруппироваться; либо когда нужно выбить новые трансферты.

Руководитель должен быть образцом честности, но если на место руководителей ставят уголовников, если руководство вороватое, бессовестное, то про какую мораль можно говорить и как за собой людей вести? В первую очередь я имею в виду Кабардино-Балкарию.

Надо находить людей неподкупных, преданных делу государства, Президенту, Правительству, а не кошельку, надо начинать с руководящих должностей всех основных государственных ведомств. Кадры у нас еще в государстве есть — толковые, сильные, чистоплотные, но почему-то сегодня не ими замещаются руководящие должности.

Противник пользуется нашими упущениями, в первую очередь коррупцией, опираясь на них, “создает” новые наши упущения, так что зачастую дело в нас самих, в нашей неорганизованности. Коррупция, ослабляя и обесценивая действия чиновников и правоохранительных органов, как бы “покрывает и защищает” бандформирования и этносепаратистские тенденции. По всем направлениям идет большая организованная наступательная работа на разложение нашего общества и государства. В этой работе все отлажено, отдирижировано, учтен большой опыт “оранжевых революций” и сепаратистских движений, российское чиновничество, правоохранительные органы адекватные меры не успевают принимать, там, конечно, есть много чистоплотных людей, но руки-ноги у них связаны.

По этим вопросам я готовлю материалы и напишу докладную записку в Правительство.

Если вспомнить годы Великой Отечественной войны, то великими были и проблемы у страны, но мы вышли из испытаний еще более сильными, авторитетными, организованными, более передовыми в международном сравнении. Сегодня тоже не простое время — экономический спад, попытки давления на Россию, но мы вновь, думаю, победно выйдем из этого положения, вооружимся хорошими технологиями, много добрых дел сделаем, но при условии: если коррупцию, клановость победим. Если же не победим, страна на ноги не встанет, мы с бедностью не справимся, да и государства нашего — цельного, мощного — не будет, оно распадется.

— Михаил Чоккаевич, скажите что-то самое-самое главное!

— Если бы мне вдруг завтра случилось умереть, то я завещал бы моим соплеменникам, балкарцам и карачаевцам, любить Россию как собственную мать, и в плохие дни, и в хорошие. Никому, кроме России, мы не нужны и без России у нас нет будущего!

Беседу вел

Сергей ШАРАКШАНЭ.