13 апреля состоялись слушания в Общественной палате РФ, посвященные результатам поездки ее члена Максима Шевченко по национальным республикам Северо-кавказского федерального округа. Слушания проведены с участием представителей государственных структур РФ, общественных организаций Северо-кавказского региона и центральных СМИ.
Бурное обсуждение северо – кавказской проблематики и на этот раз не выходило из рамок традиционных тем: улучшения режима дотационных мер, борьбы с коррупцией, экстремизмом и терроризмом, развитием региональной экономики. Большим диссонансом стало выступление в конце мероприятия сопредседателя общероссийской общественной организации «Собор русского народа» Кучерова С.И., подчеркнувшего в своем выступлении о забвении участниками мероприятия главной проблемы региона – ликвидации последствий этнических чисток 90-х годов в национальных республиках Северного Кавказа, создании условий для предотвращения оттока славянского населения как основного носителя традиций российской государственности
Присутствовавшие, несомненно, отметили высокую степень аргументации и второго выступавшего от СРН – известного политолога, исследователя северо-кавказской проблематики Ю.А.Лисовского, отметившего бесперспективность попыток федерального центра построить вертикаль власти в регионе с опорой на местную криминализированную бюрократию и национальные псевдоэлиты, то есть кланы, построенные по принципам скрытых вертикальных сетей. Эти построения, по словам Ю.Лисовского, безусловно, дают рост прибыли и усиление власти, но одновременно являются источником социальной несправедливости и бедности. «Новая экономика» северо-кавказских кланов построена без учета интересов граждан России. В угоду интересов частных коммерческих корпораций были разрушены все отрасли отечественной промышленности, «не рентабельные» с точки зрения примитивных хищников- новых владельцев. Созданная система является политически и экономически неустойчивой и может развиваться только через циклические катастрофы и катаклизмы, связанные с разрушением ведущей социальной сети (клана), и приходом к власти другой группировки (примером может послужить практически все постсоветское пространство).В создании правового государства и легитимной экономики Северного Кавказа центр потерпел полное фиаско. В кулуарах мероприятия эта мысль была озвучена и представителями властных структур.
Ю.А.Лисовский в своем выступлении обозначил выход из тупиковой социально-экономической ситуации в переходе от клановой экономики к элементарному рынку, с проведением комплекса экономических и политических мер, включающих : освобождение малого и среднего бизнеса от давления кланов и бюрократии, создание экономической программы выхода из клановой экономики, вывод из –под контроля кланов бюджетных финансовых потоков, ликвидацию избыточных властных полномочий многочисленных местных филиалов и дочерних компаний федеральных фирм, затрудняющих эффективный контроль со стороны государства, создание программы финансовой поддержки легального малого бизнеса, окончательное определение на федеральном уровне роли казачьих структур в декриминализации экономики региона Северного Кавказа и создании условий для компактного поселения казаков с широкими правами местного самоуправления.
Можно согласиться с выступавшим в том, что нормализация экономических отношений в регионе будет означать окончание эпохи сепаратизма и противостояния между горскими и славянскими народами. Дело, однако, в том , что это важный, но не единственный комплекс мер, необходимых для преодоления кризиса. Не менее важно федеральному центру и его представителю в лице руководителя СКФО сегодня ответить и на другие вопросы, а точнее обозначить видение условий проживания и закрепления в регионе славянского населения в целом. За последние 20 лет, в условиях новой социально-экономической формации, славянское население региона этой позиции не обнаружило, будучи оставленным на фактически оккупированных национал – радикалами территориях Российской федерации.
Власти, наконец, стоило бы внимательно прислушаться к голосу не только самих русских, но и понять в полной мере когда и как государственное строительство в регионе как единый исторический процесс было прервано? Важно понять, не пренебрегая историей, какие исторические традиции строительства российской государственности здесь были проигнорированы властью за последние 20 лет? При таком угле зрения, возможно, станут понятны предложения славянских общин региона о разработке федеральной программы реструктуризации промышленности и разработке плана социально- экономического развития нового федерального округа, об адресном целевом финансировании русских общин в национальных образованиях и создании культурных славянских центров. И, наконец, решения назревшей проблемы – административно-территориального переподчинения отдельных районов Северного Кавказа, а также уравнивания в правах в этом регионе субъектов федерации. Эти принципиальные меры должны стать ответом государства на массовые этнические чистки и этнический геноцид славянского населения в регионе.
Напомним о том, что предлагаемые ранее меры соответствуют как принципам Конституции Российской Федерации, ее основ конституционного строя (ст.2,3,5,12,),прав и свобод человека и гражданина (ст.18,19,26,28,30-32), федеративного устройства(ст.66,п.3ст.68, п. «е» ст. 71), организации местного самоуправления (ст. 130-133), так и Закону Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов», Указам Президента Российской Федерации от 15.06.92 № 632 (в части мер по реабилитации казачества) и от 15.03.93 № 341(в части государственной поддержки казачества), а также Постановлению Правительства РФ от 22.04.94 №355 «О концепции государственной политики в отношении казачества» Возможность реализации предложенных мер заложена и в Государственной концепции национальной политики, той ее части, которая предполагает широкий спектр социальных и политических мер, направленных на поддержку развития народностей РФ.
Залог успеха работы администрации нового федерального округа ,несомненно, зависит от глубины осознания истоков и причин накопившихся в регионе проблем.
Руководитель аналитической службы «Русский Кавказ» СРН
Владимир Пархоменко