В местах не столь отмоленных

Преступность снижается отнюдь не религиозными проповедями.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России бьет тревогу в связи с ростом радикального исламизма в колониях. Туда стали чаще попадать экстремисты из Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья, которые насаждают свою идеологию другим заключенным.

В контексте этого ФСИН России оказывает содействие в организации развития религиозного образования для лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу, способствует реализации их прав на свободу совести и вероисповедания при участии священнослужителей РПЦ. В результате в территориальных органах ФСИН введена должность помощников начальников по организации работы с верующими.

В свое время выдающийся конституционалист Олег Кутафин отмечал, что «возрастающее влияние церкви в нашей стране чувствуется везде – и в системе образования, и в вооруженных силах, и в пенитенциарной системе. Надо сказать, что сегодня православие в нашей стране зачастую воспринимается всего лишь как замена прежней коммунистической идеологии. Оно пытается занять пустующую нишу борьбы за справедливость в умах людей, что едва ли служит делу обеспечения идеологического разнообразия в нашей стране».

Именно поэтому неоднозначно воспринимается высказывание покойного ныне патриарха Алексия II: «Чем больше у нас будет храмов, тем меньше понадобится тюрем». Зададимся вопросом: почему же в таком случае религия за все эпохи своего господства не искоренила преступность даже в среде своих адептов? Скажете, что тюрем было бы еще больше, если бы церквей было меньше?

Но это не соответствует действительности, так как преступность снижается благодаря улучшению социальных условий, а не молитвам служителей разных религий. И если церковь в какой-то мере и оказывает благотворное влияние на моральное состояние людей, то это не играет решающей роли в общей ситуации с криминалом. Необходимо напомнить, что даже при самых тоталитарных и деспотических режимах господства церкви преступность не была искоренена.

Религиозное образование не направлено на изучение и освоение будущего, оно ориентировано на изучение священных книг и т.п., которые возникли в прошлом как результат некоторого «откровения». Здесь истина завершена и не может меняться. Если светское образование ориентировано на науку и культуру, то просвещение религиозное выступает как освоение фундаментальных моральных норм, которые должны выполняться человеком как правила его поведения и мышления и которые в целом определяются необходимостью служения Богу. Центральное положение этой морали – служение Богу, отказ от ценностей телесной жизни, от самостоятельной активности человека.

Важными приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации являются укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа, гармонизация межнациональных отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве. Эти приоритеты имеют непосредственное отношение к исправительным учреждениям, так как в исправительных учреждениях очень остро стоит вопрос о консолидации осужденных разных национальностей, вероисповедания, мировоззренческих и политических ориентаций, разной степени материальной обеспеченности, уровня образования.

Именно статус человека оказывается важнейшей разделительной чертой между светской и религиозной культурами, их системами ценностей и мировоззрений. Так, в противоположность культуре Средних веков уже первые шаги светской культуры, которые обнаруживаются в эпоху Возрождения, вырабатывают мировоззрение гуманизма, в котором человек провозглашается активным существом, которое должно себя самостоятельно утверждать в мире. Видный гуманист Пико делла Мирандола подчеркивал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю».

Человек должен сам утверждать свою индивидуальность – вот основа светского гуманистического мировоззрения и самосознания. Люди действуют уже «от себя», на основе своей свободы, а значит – у них нет высшего господина, которому они служат. Человек впервые относится к миру объективно и без посредников, даже таких могущественных, как Бог. Вернее, «посредником» отношения личности и мира служит общество, причем такое, которое складывается объективно в определенной эпохе и под воздействием определенных и объективных интересов, сил, отношений.

Таким образом, служение как основа традиционной религиозной морали сменяется активной позицией, направленной на познание и преобразование мира. И эта позиция согласовывается со всей системой светской культуры, раскрывающей в ценностно-художественных образах и сюжетах формирование именно светского человека, его светской морали, которая, безусловно, будет активно способствовать гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в уголовно-исполнительной системе.

В Вологодском институте права и экономики ФСИН России 26−28 октября 2023 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Пенитенциарная система России в современных условиях развития общества: от парадигмы наказания к исправлению и ресоциализации», где в ходе пленарного заседания участники обсудили особенности формирования мировоззрения посредством духовно-нравственного воспитания и исправления преступности именно в традиции Русской православной церкви.

Вопросы формирования мировоззрения были представлены в докладе помощника начальника по организации работы с верующими УФСИН России по Кировской области, генерал-майора внутренней службы Владимира Никитеева, который задавал ведомственный тон и устанавливал «генеральную линию» в аспектах необходимости исправления преступника в традиции Русской православной церкви через «делиберализацию уголовно-исполнительной практики».

Необходимо признать, что Никитеев в докладе делает уклон на религиозный фактор, игнорируя в своих рекомендациях многофункциональность содержания именно светской культуры, направленной не на выяснение связи с культурой религиозной, а на собственное развитие: светская культура оказывается источником расширения многообразного опыта человеческого творчества, она ориентирует человека на освоение посюсторонней реальности.

Подтверждением этого явился ответ Никитеева на пленарном заседании на вопрос из зала автора этой статьи относительно дезинтегрирующей функции религии в системе ФСИН России, когда догматизм и авторитаризм религии способствуют расколам в обществе. «Я не понял вашего вопроса, – ответил докладчик. – Вы, наверное, католик». Sapienti sat! (лат.) – Для понимающего достаточно!

Сергей Иванеев

Источник: Независимая газета

Фото со страницы УФСИН России по Мурманской области в «ВКонтакте»

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments