Хранитель песни.
Дирижёр, фольклорист, композитор… К этим характеристикам можно добавить десятки других, не менее оправданных и значимых, но ни одна из них и все они вместе не смогут исчерпать феномен Виктора Гавриловича Захарченко (р. 22 марта 1938 года), вот уже почти полвека, — бессменного руководителя и фактического воссоздателя Кубанского казачьего хора, ныне Государственного и академического, настоящего достояния нашей культуры и — уже можно это сказать — нашей истории.
Уроженец станицы Дядьковская Кореновского района Краснодарского края, Виктор Захарченко не просто вырос на песнях кубанских казаков — по его собственным словам, до своих семнадцати лет он другой музыки просто не слышал (“там даже радио не было, настоящий фольклорный заповедник”). Ещё в детстве научился на слух играть на гармони, а в 1949 году, будучи учеником 5 класса, написал и отправил письмо по адресу “Москва. Кремль. Сталину”, где “со всей детской непосредственностью и наивностью написал, что хочу стать артистом и композитором, но у нас в станице нет ни кружков, ни фортепиано, ни баяна, ни других инструментов”. В итоге разразился большой скандал, Виктору, который “вынес сор из избы”, пришлось почти полгода не посещать школу, но в итоге директора школы сняли, а мать на деньги от продажи выращенного семьёй бычка разрешила своему 13-летнему тогда сыну купить гармонь, на которой он стал играть — и в Краснодар учиться в музыкальном училище после школы его собирали чуть ли не всей станицей. Но, поскольку нотной грамоты юный музыкант не знал, в приёме ему отказали. И здесь в его судьбу явно вмешались некие высшие силы: на мосту, где расстроенный паренёк-станичник с гармошкой размышлял о том, как ему быть дальше и быть ли вообще, с ним заговорил прохожий, которым оказался Алексей Иванович Манжелевский, преподаватель музыкально-педагогического училища…
Так стала воплощаться первая заветная мечта Виктора Захарченко — стать профессиональным музыкантом. До реализации второй его заветной мечты: возглавить Кубанский казачий хор, — оставалось ещё двадцать с лишним лет. Молодой выпускник Краснодарского музыкально-педагогического училища был направлен на работу преподавателем пения и музыки в Куйбышевское (Новосибирской обл.) педагогическое училище. В 1961 году поступил на заочное отделение дирижёрско-хорового факультета Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки, (в 1963-м перевёлся на очное отделение) и в 1967 году окончил его. Одновременно с 1964 года работал хормейстером Сибирского русского народного хора. В 1968 году кандидатура Виктора Захарченко с подачи его консерватóрского учителя, профессора Владимира Николаевича Минина, рассматривалась в Министерстве культуры на должность руководителя Кубанского казачьего хора, но тогда предпочтение было отдано главному хормейстеру Северного хора Сергею Алексеевичу Чернобаю, так что в родные края Виктору Захарченко довелось вернуться гораздо позже, только через шесть лет, в октябре 1974-го. Уже через месяц усилиями нового руководителя находившийся почти на грани развала хор, в котором на момент прихода Захарченко оставалось только 15 сотрудников, подготовил новую (и по-настоящему новаторскую) концертную программу, с которой победил на I Всероссийском смотре-конкурсе государственных русских народных хоров 1975 года. Тот неожиданный и почти невероятный успех стал началом длящегося вплоть до нынешнего дня триумфального шествия Кубанского казачьего хора по сценам нашей страны и всего мира. “С гастролями мы объездили почти сто стран мира, побывали на всех континентах”, — отмечает Виктор Захарченко. Число званий и наград, которые с тех пор под его руководством получил Государственный академический орденов Дружбы народов и святого благоверного великого князя Димитрия Донского 1-й степени Кубанский казачий хор (ГАККХ), с трудом поддаётся учёту. Сам Виктор Гаврилович стал дважды лауреатом Государственных премий России: в 1991 году — РСФСР им. М.И. Глинки, “за концертные программы последних лет”, в 2015 году — Госпремии РФ, “за вклад в сохранение традиций и развитие отечественного музыкального искусства, а в 2020 году был удостоен звания Героя Труда Российской Федерации.
Применительно к репертуару коллектива речь идёт не только о казачьем фольклоре, но о песенной традиции целого ряда народов Большой России: “Поскольку Кубанский казачий хор тесно связан с Украиной, важно знать украинские культурные традиции, а также традиции Северного Кавказа, так как они тоже оказали влияние на народное творчество…” Опять же, звания народного артиста России, Украины, Абхазии, Южной Осетии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии (а казаков на Руси долго называли “черкесами”), Республики Крым и Чечни, которых удостоен Виктор Захарченко, подтверждают обоснованность и значение такой позиции. К этому стоит добавить 18-томное издание трудов художественного руководителя ГАККХ, содержащее записи, в том числе, сибирского музыкального фольклора. То есть за парадным фасадом ГАККХ — огромный и непрестанный труд его руководителя.
“Его Кубанский казачий хор — это огонь, это свет. Захарченко… озаряет этим светом печальные дали русской жизни, сумрачные сердца, усопшие души. И люди, побывавшие на этих дивных представлениях, наслушавшись, насмотревшись, вновь наполняются ликованием, силой, удалью, русским молодечеством… Я считаю Кубанский хор такой же драгоценностью сегодняшнего русского сознания, как Эрмитаж, как Байкал, как Волга,.. которые оставляют нас русскими людьми, держат нас на этой земле, как представителей великого русского народа”, — писал Александр Проханов.
Разумеется, это может радовать далеко не всех и далеко не всех радует. И далеко не все принимают результат трудов Виктора Гавриловича: определения “кич”, “имитация”, “подделка” — далеко не самые ядовитые в арсенале его критиков. Но суть феномена Захарченко, как представляется, и состоит в том, что он и воссозданный им хор (чья история восходит к 1811 году, к фигуре духовного просветителя Кубани протоиерея Кирилла Россинского) ставили целью своего творчества и оказались в состоянии перенести песни из стихии народной жизни, где все они всегда на своём месте: в труде, в быту, на войне, на свадьбе и так далее, — на большую сцену, со всеми её особенностями и условностями. Как неоднократно признавался сам Виктор Гаврилович, такое чудо стало возможным прежде всего потому, что в песне главным для него изначально и всегда были не распевы, не музыка сама по себе, но их гармония со Словом, Словом с большой буквы (тем самым, которое “Въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Б~гу, и Б~гъ бѣ Слово”). Не случайно он утверждает: “Подлинного искусства, проникнутого верой, не бывает без слёз”, а “песня должна идти от сердца к сердцу”, “стать духовным потрясением” для людей, сделать их не просто исполнителями и слушателями, но сотворцами духовного единения. С этой точки зрения народная песня — настоящий глас народный, а значит (как гласит латинский афоризм, vox populi vox Dei) — и глас Божий. А потому, перефразируя известную мысль философа Владимира Соловьёва, можно сказать: в народных песнях, через них всё то, что народ думает и чувствует о себе во времени, сливается с тем, что Бог думает об этом народе в вечности.
И в таком слиянии роль Виктора Гавриловича Захарченко не только неоспоримо велика, но и непрерывно растёт, поскольку он продолжает свою многогранную творческую деятельность, в том числе создавая новые песни на тексты разных авторов: как любителей, так и профессиональных поэтов, среди которых стоит особо выделить цикл, созданный на стихи Юрия Поликарповича Кузнецова, земляка-кубанца и ровесника из того же поколения “детей войны”. Не обходит он стороной и классическую русскую поэзию — так, Владимиру Николаевичу Минину, которого Захарченко считает главным в своей жизни учителем, посвящена его песня на слова Фёдора Ивановича Тютчева, в которой волей автора музыки соединены два стихотворения великого русского поэта: хрестоматийное 1866 года и менее известное 1847 года.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Ещё молчат колокола,
А уж восток заря румянит;
Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет.
Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай Христовой службы ради!
Уж не пора ль, перекрестясь,
Ударить в колокол в Царьграде?
Раздайся, благовестный звон,
И вся Россия, огласися!
Тебя зовёт и будит он —
Вставай, мужайся, ополчися!
В доспехи веры грудь одень,
И с Богом, исполин державный!
О Русь! Велик грядущий день,
Вселенский день и православный!
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
“Видимо, я ещё не выполнил всё то, что предначертал мне Господь… Ни в коем случае не отношу себя к гениям. Но тот скромный дар, которым наделил меня Господь, стараюсь развивать”, — так оценивает свою миссию Виктор Захарченко. То, что его звёздный и тернистый путь хранителя и реставратора народной песни продолжается — истинная радость для всех нас, а истинное значение феномена Захарченко в полной мере раскроется только в будущем. Как писал Сергей Есенин: “Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи”.
Владимир Винников
Источник: Завтра