Этнополитическая ситуация в КБР на 2010 год

  • Post category:Статьи

Межэтнические отношения в КБР – отражение политических и социально-экономических процессов в республике, с рядом негативных тенденций, чреватых вызывающими тревогу последствиями. Президент КБР и его администрация фактически делают ставку на создание мононациональной структуры управления и хозяйствования. Как и в Чечне начала 90-х годов, главной идеологией стала пропаганда «великого прошлого адыгского этносам Черкесии, псевдонаучная аргументация исторической необходимости «восстановления независимого Черкесского государства. Обосновывая это, учёные из КБР Думанов X., Боров А., Кажаров В. заявляют: «В массовом сознании гипотезы, как правило, превращаются в очевидные факты, трансформируясь в устойчивые мифологемы. И в этом качестве они оказывают значительное идеологическое воздействие на все общенациональные проекты. С этой точки зрения не столь важны требования строгой науки – гораздо существеннее то, как они (гипотезы) влияют на процесс национально-госуларственного строительства». Эта цитата не из бульварного чтива, не из жёлтой прессы, а научного издания «Государственность КБР: вчера, сегодня, завтра», изданного Институтом гуманитарных исследований Правительства КБР. Так подводят советники и консультанты президента КБР Канокова к мысли о государстве всех черкесов под эгидой кабардинцев. Русским, балкарцам, казакам и другим в этом государстве отводится место лишь части «населения».

На сайте «cherkes-congress @/ru» опубликовано письмо в Конгресс США, президенту США и Госдепу США с просьбами о содействии приобретения «адыгским народом статуса народа-изгнанника». Там же, в другом письме, призывы к содействию в образовании независимого адыгского государства на «своей исторической родине». Задача-минимум – вывести проблему на международный уровень, для дальнейшего движения к конечной цели образования в будущем независимой Черкесии, разрушенной некогда «инородцами». Так формируются предпосылки к возникновению новой «горячей точки».

Важным звеном в этом процессе является образовательная школьная и вузовская система. Учителями истории, культурологами, учёными в этой отрасли знаний в Кабарде откровенно пропагандируется идея цивилизаторской роли кабардинской элиты по отношению ко всем остальным народам Северного Кавказа, включая русский народ и его субэтнос – казачество, а также тезис о том, что все они живут «на адыгской земле». Подобные откровенно националистические установки видны в учебниках, монографиях и статьях Думанова Х, (советник президента КБР Канокова), Бгажнокова Б. (директор Института Правительства КБР, член Консультативной группы при президенте КБР), Кажарова В.(зав.отделом истории КБИГИ Правительства КБР и КБНЦ РАН, член Консультативной группы при президенте КБР), Унежева К. (зав.кафедры истории КБГУ, член Общественной палаты при президенте КБР), научных сотрудников КБИГИ Правительства КБР и КБНЦ РАН Алхасова М. и Мирзоева А., ряде других авторов.

Все они, как и национально-шовинистические фильмы «Черкесия» и т.п., выходят в свет при поддержке и с одобрения президента КБР, как и проадыгские материалы одиозных националистов Бекшокова, Шанибова, Губачикова, Калмыкова и других, публикуемые в русскоязычных СМИ в КБР, возглавляемых кабардинцами.


Осложнение межнациональных отношений подтверждают многие показатели: исследования общественного мнения русской и балкарской части населения, опросы наблюдателей, этнополитологов и социологов, делающие вывод о прогрессирующей дисгармонии в межэтнических отношениях, как следствие ассиметричной национальной политики, нацеленной на «кабардинизацию» в жизни республики и допускающей агрессивные нападки на другие народы и этносы. Утверждается, что Кабарда не входила в состав России ни 450 лет назад, ни позднее, чем дезавуируется Указ Президента РФ Путина В.В. 2007 года, а заключила с Россией «военно-политический союз», скреплённый «монархическим браком». Улицы имени Гагарина и Терешковой переименованы в Идарова и Мозлоева. Вместо российского флага-триколора на госномерных знаках автомашин всё чаще появляется «флаг Свободной Черкесии» в виде зелёного прямоугольника с 3 стрелами и дюжиной звёзд. При попустительстве властей участились групповые нападения из кабардинских селений на русские и балкарские сёла, казачьи станицы, с циничным избиением их жителей, включая детей. В учебнике «История Кабарды и Балкарии», изданном при содействии президента КБР, допускаются такие утверждения, как «тюркские племена всегда были злейшими врагами кабардинцев», или «Россия предала Кабарду, которая выступала её союзником во всех войнах на протяжении веков…(стр. 157). На Кучук-Кайнарджийской мирной конференции (июль 1774г.) решался кабардинский вопрос без представителей Кабарды. Решалась её судьба представителями Турции, России, которым она не принадлежала (стр.162). Россия организовывала одну карательную экспедицию за другой, в результате разрушались до основания кабардинские сёла, физически уничтожались женщины, старики и дети… Царские войска сожгли несколько кабардинских сёл, уничтожили тысячи женщин, стариков, детей (стр.205). Царские войска уничтожили до основания 80 кабардинских сёл, было убито много женщин, стариков, детей (стр.206)…было сожжено более 200 кабардинских селений, угнано много скота. Не жалели детей, стариков, женщин. Как правило, царские войска окружали населённые пункты и, не выпуская ни одного человека, полностью уничтожали их, поджигая дома и хозпостройки (стр.211). Адыги не только храбро защищали свою родину, но всегда оставались людьми высокой «морали; даже при таком зверском обращении к ним со стороны русских генералов (стр.233)». О какой морали идёт речь, если подобная пещерная ненависть к России слышна в классах и аудиториях, конференциях и форумах, в чиновных кабинетах и среди населения?

Это влечёт дискомфорт у некабардинской части населения КБР, активизацию общественных организаций балкарского народа и интенсивный отток русскоязычного населения из республики. Другими индикаторами межэтнической напряжённости являются:

1. кадровая политика кланово-коррумпированной власти (этническая составляющая в правительстве, госучреждениях, крупных хозяйствующих субъектах, органах финансового и налогового контроля, силовых и правоохранительных структурах, коммерческих структурах и банках, в доступе к финансовым потокам, недрам и природным богатствам);

2. политика властей в отношении этнических общественных организаций и оппозиции;

3. этнический дисбаланс в представительных органах районов и республики, игнорирующих в ряде случаев общероссийские законы;

4. мониторинг публикаций в республиканских СМИ;

5. этническое соотношение в студенческой среде, профессорско-преподавательском составе, руководящем звене в университете, сельхозакадемии, институтах и даже русскоязычных СМИ и творческих союзах.

Если учесть, что значительное число кабардинской части населения вооружено, любая провокация может привести к неконтролируемым Россией последствиям.

Такой причиной может стать умышленное невыполнение клановой властью КБР в последние годы Конституции РФ, федеральных законов и распоряжений Правительства РФ, решений Конституционного Суда РФ, касающихся реабилитации балкарского народа, его конституционных и гражданских прав. В результате этого до 80% земель многовекового проживания балкарцев изъяты из ведения балкарских населённых пунктов под видом «межселенных территорий»; антиконституционным методом ликвидированы муниципальные образования -сельские поселения Адиюх, Белая Речка, Кенже, Хасанья; вопреки федеральному закону не восстановлены балкарские административно-территориальные районы, упразднённые в результате преступных репрессий; вопреки федеральному закону реабилитированные балкарцы лишены прав на страховую часть пенсий; вопреки федеральному закону необоснованно увеличена глубина пограничной зоны до 25- 30 км; вопреки федеральному закону ограничены права сельского населения на получение земельных наделов и т.д.

В этих условиях балкарские общественные организации и творческая интеллигенция едины в стремлении добиваться от федеральных властей ясных и решительных действий по восстановлению в КБР конституционного правопорядка на основе строгого и безоговорочного выполнения президентом КБР и его администрацией федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации.

Для достижения этого в качестве конкретных мер представляются:

а) замена президента КБР Канокова, поражённого черкесским этноцентризмом и экономической экспансией в личных целях, другим руководителем этого субъекта РФ, равноудалённым от кланово-коррупционных и этнических влияний, толерантным к этносам, конфессиям, конструктивной оппозиции;

б) восстановление принципов и условий образования из Кабарды и Балкарии объединённой Кабардино-Балкарии, как субъекта РФ, внесением в Основную главу Конституцию КБР соответствующих статей;

в) правовое обоснование возможности трансформации Северо-Кавказского Федерального Округа в один укрупнённый субъект Российской Федерации, где каждый входящий в его состав этнос обладал бы равными и независимыми друг от друга правами административно-территориального муниципального образования (национального района или округа), подконтрольного непосредственно Главе субъекта РФ и его администрации;

г) при невозможности, либо нежелании реализации вышеуказанных мер, предоставить возможность балкарскому народу выразить путём общенародного референдума свою волю по вопросу самоопределения в форме образования Республики Балкария в составе Российской Федерации. Такой референдум был проведён в 1991г., однако остался нереализованным из-за противодействия властей КБР.

Балкарская ОО «Совет старейшин Балкарского народа КБР»