Антиутопии становятся явью?

  • Post category:Статьи

На поверку «инклюзивный капитализм» оказывается «капитализмом слежки».

Читая книгу Клауса Шваба «COVID-19: Великая перезагрузка», я почему-то вспоминал трагическое событие, которое произошло с первыми людьми в раю. Дьявол в образе змия искусил Еву и Адама сладкими словами: «Будете, как боги», ну, они вкусили запретный плод и были изгнаны из рая. А вот президент Всемирного экономического форума (ВЭФ) профессор Клаус Шваб обещает человечеству возвращение в рай, который он назвал «инклюзивным капитализмом». На этот раз дьявол решил выступить в образе сладкоголосого профессора. Но если человечество повторит ошибку первых людей, то с этой грешной земли оно может переместиться в ад – вернее, в электронный концлагерь.

Возможность подобного развития событий предчувствовали многие талантливые и прозорливые люди. Например, писатели, работавшие в жанре антиутопии.

Кстати, один из разделов книги Клауса Шваба так и называется «Риск антиутопии» (The risk of dystopia). Хотя он в этом разделе не упоминает роман Джорджа Оруэлла «1984», однако в рассуждениях профессора он подразумевается. Более конкретно: подразумевается главный загадочный герой романа по имени «Большой Брат» (Big Brother) – единоличный лидер государства Океания и партии «Ангсоц».

В Лондоне – столице Океании, где происходят все основные события романа, развешаны плакаты с портретом и сопровождающей надписью: «Большой Брат смотрит на тебя» (другой вариант: «Большой Брат следит за тобой»). Большого Брата живьем никто не видел. Зато он, как всеведущий бог, видит и слышит всех. Для этого в Лондоне и за его пределами у Большого Брата имеются многочисленные глаза и уши. В жилых помещениях и офисах развешаны телеэкраны, которые вещают круглосуточно, поддерживая нужный дух и политическую сознательность членов партии. Но, оказывается, телеэкраны не только вещают и показывают. Они одновременно следят за человеком. Можно только удивляться, как мог такое предвидеть Джордж Оруэлл 73 года назад, когда писал свой роман.

Клаус Шваб пишет о тех достижениях науки и техники XXI века, которые превзошли фантазию Джорджа Оруэлла: «Теперь, когда информационные и коммуникационные технологии пронизывают почти все аспекты нашей жизни и формы социального участия, любой цифровой опыт, который мы имеем, можно превратить в “продукт”, предназначенный для мониторинга и прогнозирования нашего поведения. Из этого наблюдения рождается мысль о возможности риска превращения антиутопии в реальность».

В упомянутом разделе Клаус Шваб предпочитает ссылаться не на классиков литературной антиутопии, а на современников, представляющих разные отрасли знания. Первая из них – Шошана Зубофф (Shoshana Zuboff). Судя по всему, она потомок выходцев из России.

Второе имя – Юваль Ной Харари (Yuval Noah Harari). Израильский писатель-футуролог, работает в жанре нон-фикшн.

Спасибо профессору Швабу. Благодаря его ссылкам на перечисленных выше специалистов я смог познакомиться с некоторыми их работами и существенно расширил свой кругозор. А главное, упомянутые авторы в один голос говорят о том, что развитие современных цифровых и коммуникационных технологий почти не оставляет человечеству надежды на то, что оно не окажется в том состоянии, которое описано в романах-антиутопиях. То есть «риск превращения антиутопии в реальность», выражаясь словами Шваба, крайне высок.

Можно даже сказать более определенно: «Великая перезагрузка» для того и задумана, чтобы Большой Брат следил за человечеством. Все они так или иначе полагают, что в 2020 году произошло резкое усиление контроля над человеком отчасти по причине, а отчасти под предлогом такого фактора, как COVID-19.

Клаус Шваб неоднократно ссылается на Юваля Ноя Харари. Этот писатель-футуролог подчеркивает, что научно-технические достижения в деле слежения за человеком сегодня уже далеко превзошли все те технологии, которые описаны в романах-антиутопиях Джорджа Оруэлла и других писателей. Если раньше, например, электронный браслет позволял контролировать лишь местоположение объекта контроля, то сегодня объем информации об объекте (человеке), поступающей через браслет, намного больше.

И далее Клаус Шваб приводит пример, взятый из статьи Харари: «Представьте себе Северную Корею в 2030 году, когда каждый гражданин должен носить биометрический браслет 24 часа в сутки. Если вы слушаете речь Великого Вождя и браслет улавливает явные признаки гнева – вам конец».

Обращу особое внимание и на упоминаемую Клаусом Швабом Шошану Зубофф. Еще до событий прошлого года она написала несколько книг, которые посвящены именно четко обозначившейся в XXI веке тенденции усиления наблюдения за человеком.

В нулевые годы уже обрели большое влияние не только в США, но во всем мире IТ-корпорации Силиконовой долины: Microsoft, Apple, Google, Amazon, Facebook и другие. Они уже накинули сеть цифровой паутины (Интернета) не только на США, но и почти на весь мир (за исключением Китая, который создавал свой собственный «закрытый» Интернет).

Возникла беспрецедентная асимметрия знаний между IТ-корпорациями и пользователями Интернета. Как утверждает Шошана Зубофф: «Они знают о нас все; мы не знаем о них почти ничего».

Первоначально IТ-кор­по­рации Силиконовой долины преследовали преимущественно коммерческие цели, старались получать информацию от сотен миллионов и даже миллиардов пользователей сетей и связанных с ними сервисов для того, чтобы эту информацию конвертировать в деньги (продвижение товаров и услуг, реклама и др.). Отмечу, что Шошана Зубофф существенно занижает возраст «капитализма слежки». Он родился не позднее 70-х годов прошлого века. Как справедливо отмечает эксперт Дмитрий Муравьев в своей рецензии на упомянутую книгу: «Многие фирмы уже в то время собирали данные о потребителях для продажи их государству. К примеру, компания TRW схожим образом сотрудничала даже с ЦРУ. Зубофф предпочитает концентрироваться на горстке компаний в своем повествовании, умалчивая продолжительный исторический контекст, в котором надзор осуществлялся государством совместно с компаниями» (Муравьев Д. Бестселлер, подобранный специально для вас: «Надзорный капитализм» Шошаны Зубофф).

Таким образом, «капитализм слежки» с самого начала выполнял не только коммерческие функции, но также работал на укрепление государственной власти.

Но вернемся к коммерческой функции «капитализма слежки». Интересно наблюдение ученой дамы из Гарварда по поводу того, какой продукт создают IТ-корпорации в результате слежки за миллионами и миллионами людей в Интернете и социальных сетях.

Процесс сближения американских спецслужб и IT-компаний имеет почти полувековую историю.

С 2020 года отношения между американским государством и IТ-бизнесом Силиконовой долины стали входить в новую фазу. Инициатором углубления «сотрудничества» выступила компания Google. В начале прошлого года она заявила, что начинает брать деньги со спецслужб и полиции за пользовательские данные.

Обнародован прейскурант: предоставление запрашиваемой информации из базы данных – 45 долларов; прослушка телефонных разговоров – 60 долларов, проведение «обыска» (сбор необходимой информации по запросу) – 245 долларов. «Ничего личного, просто бизнес» – таков нынешний лозунг Силиконовой мафии (авторство принадлежит американскому мафиози Аль Капоне).

Американские юристы отмечают, что закон разрешает взимать с правительственных учреждений подобные сборы, но до поры до времени американские IТ-компании этим правом не пользовались. Лет десять назад силиконовая мафия находилась в еще большой зависимости от спецслужб и правоохранительных органов США. Сейчас картина поменялась: компетентные органы оказались в большой зависимости от силиконовой мафии. Бывший сотрудник АНБ США Эдвард Сноуден в книге «Непрерывная запись» (Permanent Record), вышедшей в 2019 году, отмечает, что разведывательные возможности американских IТ-компаний сегодня намного превосходят возможности АНБ.

Сам Шваб называет то общество, которое должно прийти на смену нынешнему традиционному капитализму, «инклюзивным капитализмом» («инклюзивный» – от английского слова include – включать).

В каком-то смысле «инклюзивный капитализм» перекликается с упоминавшимся выше «капитализмом слежки». Да, социально-экономическая модель Шваба представляет собой действительно систему слежки, которая доходит до каждого, каждый человек включается в систему наблюдения, никто не забыт – все под колпаком, Большой Брат всех видит и слышит.

Валентин Катасонов

Источник: Русский Вестник

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments