Настоящий русский классик

  • Post category:Статьи

К столетию Юрия Бондарева.

Исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Васильевича Бондарева, выдающегося русского писателя-классика, внесшего большой вклад в русскую литературу, в саму идеологию русского мира.

Ю.В. Бондарев родился 15 марта 1924 года в г. Орске Оренбургской области. В семилетнем возрасте переехал с родителями в Москву.

После окончания средней школы был призван в армию и направлен в артиллерийское училище, а затем на фронт. Командир артиллерийского орудия, Бондарев был дважды ранен (первый раз – под Сталинградом в 1942 году), после второго ранения (1945 г.) демобилизовался из армии.

В 1946 году поступил в Литературный институт.

В 1949 году состоялась первая публикация Ю.В. Бондарева – рассказ «В пути» – в журнале «Смена». Рассказы молодого писателя стали печатать в журналах «Октябрь», «Молодая гвардия», «Огонек», «Советский воин» и др.

Из журнальных публикаций был подготовлен первый сборник рассказов Бондарева «На большой реке» (1953 г.). В 1956 году была издана повесть «Юность командиров» – о жизни курсантов артиллерийского училища, в 1957-м – повесть «Батальоны просят огня» – «первое собственно бондаревское произведение, одно из первых истинно новаторских в нашей литературе произведений о Великой Отечественной войне».

В 1958 году вышел сборник рассказов «Трудная ночь», в 1962-м – «Поздним вечером».

В 1960 году был издан роман «Тишина» – первое масштабное произведение Ю.В. Бондарева, где герои находятся вне экстремальных обстоятельств войны. По мнению критики, «Тишина» и повесть «Родственники» (1969 г., единственное произведение Ю.В. Бондарева о взаимоотношениях «отцов и детей») «стали шагом на пути создания нового типа романа, по форме психологического, “семейного”, как назвали бы его раньше, но по сути – остросоциального, трактующего важные политические проблемы».

Следующий роман «Горячий снег» (1970  г.) принес автору «поистине ошеломительный успех»: «Горячий снег» – «роман дня»: его действие охватывает одни сутки, одно событие – и бои на подступах к Сталинграду, боевые действия всего одной батареи.

Романы «Берег» (1975 г.), «Выбор» (1980 г.), «Игра» (1985 г.), «Искушение» (1991 г.) составили своего рода тетралогию о судьбе русской интеллигенции за последние полвека. В них Ю.В. Бондарев повествует о духовных исканиях своих героев-интеллигентов: писателя Никитина («Берег»), художника Васильева («Выбор»), кинорежиссера Крымова («Игра»), ученого Дроздова («Искушение»).

Никитин («Берег»), преодолев все тяготы жизни на войне, приходит к ощущению собственной вины за происходящее в послевоенном мире. Недовольство самим собой, осознание призрачности человеческой жизни приводят его к мечте о некоем волшебном береге.

Переосмысление жизненных ценностей обнаруживает себя в последних пейзажах Васильева («Выбор»), который также общую беду воспринимает как личную вину.

Трудность анализа романов «Берег» и «Выбор» состоит в том, что их герои соприкасаются с действительностью главным образом в пространстве рефлексии и мысли. Реальность проступает в романах лишь в отрывках, снах, воспоминаниях. Так, действие «Берега», «романа-воспоминания», разворачивается в мае 1945 года и 30 лет спустя, выхватывая из жизни главного героя лишь две его встречи с Эммой Герберт.

Со второй половины 70-х годов в периодической печати стали появляться этюды, небольшие рассказы Бондарева, объединенные одним названием – «Страницы из записной книжки». Обратившись к «малой форме», писатель размышлял над теми же проблемами, которые были в центре его романов, – жизни и смерти, добра и зла, молодости и старости. Эти публикации составили цикл миниатюр «Мгновения» (1978 г., и др. издания).

Критика неоднократно отмечала «необыкновенно пластичный, напряженно лирический стиль прозы» Бондарева, свойственную ему музыкальность, любовь к художественной детали. Начиная с повести «Батальоны просят огня», все произведения Бондарева становились событием в литературной жизни и вызывали самые противоречивые оценки критики. Не стал исключением и последний роман Бондарева «Непротивление» (1994–1995 гг.), в котором, по мнению одного из критиков, «возникает лицо автора, которое ранее лишь смутно проступало через образ советского классика, а именно лицо русского писателя, томимого духовными исканиями».

В. Макашина

Источник: Русский Вестник

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments